Файл: Дипломная работа на тему: Формирование дискурсивной компетенции у учащихся средней школы посредством использования в обучении немецкому языку конструктивистских приемов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования дискурсивной компетенции на уроках иностранного языка

1.1. Дискурсивная компетенция как компонент коммуникативной компетенции

1.2. Особенности порождения и смыслового восприятия дискурса в процессе коммуникации

1.3. Современные подходы в обучении иностранным языкам

1.4. Конструктивизм как педагогическая философия

Выводы по первой главе

Глава II. Использование конструктивистских приёмов при формировании дискурсивной компетенции у учащихся среднего звена на уроках немецкого языка

2.1. Психолого-педагогические условия восприятия и продуцирования учащимися средней школы дискурсов на уроках немецкого языка

2.2. Конструктивистские технологии при работе с текстом как основой для продуцирования дискурсов

2.3. Конструктивистские технологии и приемы, способствующие созданию на уроке аутентичных ситуаций общения

2.4. Опытная проверка предлагаемых конструктивистских технологий и приёмов формирования дискурсивной компетенции у учащихся среднего звена на уроках немецкого языка

Учащиеся средних классов, принимавшие участие в опытном обучении.

Результаты оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса

Результаты оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы:

- навыки и умения, обеспечивающие адекватное использование регистров формального и неформального общения, естественных или идиоматических выражений, культурных особенностей языка и фигур речи;

- навыки и умения экспрессивного интонирования высказывания, владение лингвистическими и экстралингвистическими средствами эмоционального оценивания.

Одним из эффективных путей развития дискурсивной компетенции учащихся является применение на уроках немецкого языка конструктивистских приёмов, главной идеей которых является то, что знания нельзя передать в готовом виде, можно лишь создать педагогические условия для успешного самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся, создать собственное знание, которое конструируется с помощью мыслительной деятельности обучаемого на основе ранее приобретённого опыта, ранее усвоенных знаний. Данные технологии способствуют созданию на уроке аутентичных ситуаций общения, обеспечивают сотрудничество учащихся и являются основой для продуцирования дискурса. На основе анализа дидактической, философской и психологической литературы основная идея конструктивизма - создание собственного знания, которое конструируется с помощью мыслительной деятельности обучаемого на основе ранее приобретённого опыта, ранее усвоенных знаний.

Конструктивизм предполагает расширение ресурсов познания, показывает, какие новые возможности открывает конструктивистское сознание.

Мы выделили принципы, которые наиболее полно характеризуют конструктивизм – как педагогическую философию:

1. Мотивация обучения через включение учащихся в поиск, исследование и решение значимых проблем.

2. Проектирование содержания обучения с опорой на обобщенные концепции, системные знания и интегративные умения.

3. Стимулирование умственной деятельности учащихся, мотиваций мышления вслух, поощрение высказывания предположений, гипотез и догадок, организация содержательного общения и обмена мнениями учащимися.

4. Создание условий (выбор методов, форм обучения, средств оценки), подчеркивающих интеллектуальное достоинство каждого учащегося, особую ценность его точки зрения, персонального подхода к решению проблемы, уникального видения ситуации, индивидуального стиля мышления.

В соответствии с особенностями порождения и восприятия дискурса нами были обозначены психолого-педагогические условия эффективного формирования дискурсивной компетенции. Они были дополнены с учетом возрастных особенностей школьников средней школы. В итоге нами были сформулированы требования к организации урока, ориентированного на формирование дискурсивной компетенции:


1) создание на уроке непринуждённой доброжелательной атмосферы, основанной на субъектно-субъектных отношениях преподавателя и учащихся, снимающей психологические барьеры, актуализирующей естественные эмоции учащихся и потребность в общении;

2) полная ориентация учащихся в учебной деятельности посредством опор разного вида, позволяющая сконцентрироваться в большей степени на содержательной стороне общения, и обеспечивающая языковую и психологическую поддержку;

3) высокая степень сотворчества учащихся друг с другом и учителем на уроке, проявляющегося в самостоятельном формулировании мыслей, поиске идей и обмене этими идеями, отборе речевых и языковых средств, оригинальном развитии предложенных учителем ситуаций и изменений стратегий речевого поведения и т.д.;

4) высокий уровень интеракции на уроке как активного продуктивного взаимодействия учащихся друг с другом, с учителем, текстом в личностно-значимых актуальных для школьниках ситуациях общения.

Данные требования отвечают принципам конструктивизма и свидетельствуют о целесообразности использования конструктивистских приемов для развития дискурсивной компетенции.

Нами были апробированы выделенные и подробно описанные в данной дипломной работе конструктивистские приемы на учащихся 7-х классов средней школы №1249 с углублённым изучением немецкого языка. Полученные данные свидетельствовали об эффективности их использования и показали, что испытуемые усовершенствовали свои навыки и умениявыражать собственные речевые интенции, свое мнение, чувства; руководствоваться собственной инициативой в выборе предметно-смыслового содержания и языкового материала; умения строить высказывания различных жанров с соблюдением их композиционной структуры, формы, смысловой целостности, грамматической и лексической правильности; навыки и умения, обеспечивающие адекватное использование регистров формального и неформального общения, естественных или идиоматических выражений, культурных особенностей языка и фигур речи; навыки и умения экспрессивного интонирования высказывания, владение лингвистическими и экстралингвистическими средствами эмоционального оценивания.

Опытное исследование подтвердило эффективность применения конструктивистских технологий и приемов для формирования дискурсивной компетенции.



Список использованной литературы:

  1. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. – СПб., 2003. – 446 с.

  2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М.: Педагогика, 2009. – 560 с.

  3. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983. – 558 с.

  4. Баранов С.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996. – 346 с.

  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 2009. – 192 с.

  6. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. 4-е изд-е.– М.: Либроком, 2011.– 288 с.

  7. Джарбар Б.М. Текст как основа для формирования устной связной речи, выпуск №1.– М., 2012. – 144 с.

  8. Елизарова Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: Дис. док. пед. наук. – СПб., 2001. – 215 с.

  9. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.– М.: Наука, 1982. – 155 c.

  10. Жинкин Н.И. Язык речь творчество. – М.: Лабиринт, 1998.– 368 c.

  11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. –307 с.

  12. Ильина Т.А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984. – 56 с.

  13. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику. – М.: Просвещение, 1975. – 45 с.

  14. Колесникова И.А., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков.– М.: Дрофа, 2008. – 410 с.

  15. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку, 2-ое издание. – М.: Академия, 2004. – 264 с.

  16. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности учащихся. – М.: Сентябрь, 2002. – 14 с.

  17. Крутецкий В.А. Психология подростка - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1965. – 314 с.

  18. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущности, перспективы. – М.: Знание, 1991. – 80 с.

  19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.

  20. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.

  21. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. – М.: Наука, 1992. – 203 с.

  22. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Просвещение, 1975. – 368 с.

  23. Мокроусова Г.И., Кузовлева Н. Е. Организация классной работы по немецкому языку. – М.: Просвещение, 2009. – 192 с.

  24. Мурзин Л.Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. – Свердловск: УГУ, 1991. – 172 c.

  25. Новиков А.И. Текст, смысл и проблемная ситуация // Вопросы филологии. – М.: Просвещение, 1999. – 48 с.

  26. Новиков А.И. Семантика текста и её формализация. – М.: Наука, 1983. –215 с.

  27. Обухова Л.Ф. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссия. – М.: Гардарики, 2001. – 624 с.

  28. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Русский язык, 2010. – 216 с.

  29. Пиаже Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение. – М.: Радуга, 1983. – 101 с.

  30. Половникова Н.А. Воспитание познавательной самостоятельности. – Казань: 1968. – 139 с.

  31. Пояганова Е.И. Конструктивизм и сознательно-коммуникативный метод обучения иностранным языкам. – М.,2007. – 235 с.

  32. Сазонова Е.А. Журнал ВАК: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Выпуск № 31 / том 10.– СПб., 2008. – 73 с.

  33. Седов К.Ф. Дискурс и личность: Эволюция коммуникативной компетенции. – М.: Лабиринт, 2004. – 320 с.

  34. Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика. – М.: Лабиринт, 2007.– 224 с.

  35. Седова Н.А. Основы практической педагогики. – М.: Сфера, 2008. – 192 с.

  36. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2011. – 15 с.

  37. Серио П. Язык, коммуникация и социальная среда. – М., 2002. – 33 с.

  38. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М., 1972. – 225 с.

  39. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Фпкт и Принцип причинности // Язык и наука конца 20 века. – М.: РАН, 2011. – 78 с.

  40. Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. – М., Просвещение, 2004. – 136 с.

  41. Торндайк Э. Бихевиоризм: Принципы обучения, основанные на психологии / Психология как наука о поведении /. – М.: АСТ-ЛТД, 1998. – 204 с.

  42. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. –208 с.

  43. Филатова Е.В. «Magister Dixit» – научно-педагогический журнал №1, 2012. –32 с.

  44. Чернобров А.А. Специфика религиозного дискурса в лингвистике/Образование и культура России в изменяющемся мире. – Новосибирск, 2007. – 166 с.

  45. Чошанов М.А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // ж. Директор школы, 2000. – 84 с.

  46. Шадурский В. Г., Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам.– Минск, 2009.– 325 с.

  47. Шуман Е.В. Возможности и перспективы межкультурной коммуникации на немецком языке в школе /WEB-журнал/ Выпуск №5, 2006. – «Inter-cultur@l-net»

  48. Хомский Н. Язык и мышление. Язык и проблемы знания. – Благовещенск: БГК Им. И. А. Бодуэна Де Куртенэ, 1999. – 254 c.

  49. Dubois J., Giacomo M. et al. Dictionnaires de linguistique. – Paris: Larousse, 1973. – 516 p.

  50. Harris Z. Discource analysis // Language, 1952. – 164 p.

  51. Savignon S. J. Communicative competence. Theory and classroom practice. McGraw-Hill, 2009. – 272 p.

  52. Werning R. Konstruktivismus. Eine Anregung für die Pädagogik. Pädagogik Heft 7, 1998. – 85 s.