Файл: Дипломная работа на тему: Формирование дискурсивной компетенции у учащихся средней школы посредством использования в обучении немецкому языку конструктивистских приемов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Глава I. Теоретические основы формирования дискурсивной компетенции на уроках иностранного языка
1.1. Дискурсивная компетенция как компонент коммуникативной компетенции
1.2. Особенности порождения и смыслового восприятия дискурса в процессе коммуникации
1.3. Современные подходы в обучении иностранным языкам
1.4. Конструктивизм как педагогическая философия
2.2. Конструктивистские технологии при работе с текстом как основой для продуцирования дискурсов
Учащиеся средних классов, принимавшие участие в опытном обучении.
Результаты оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса
Результаты оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса
1. Прочитайте абзац и найдите предложение, в котором выражена оценка поведения героя;
2. Скажите, что во внешности и в поведении героя вызывает симпатию у читателей. Прочитайте слова и словосочетания, раскрывающие это.
3. Озаглавьте текст по-другому.
Для формирования дискурсивной компетенции, для стимулирования учащихся к выражению собственных мыслей, для создания полноценного общения на уроке, недостаточно одного наличия того или иного учебного материала или интересных ситуаций. Важное значение имеет форма организации деятельности учащихся на уроке. В связи с этим приведем конструктивистские технологии, касающиеся организационных форм и обеспечивающие необходимые психолого-педагогические условия для продуцирования дискурсов.
2.4. Опытная проверка предлагаемых конструктивистских технологий и приёмов формирования дискурсивной компетенции у учащихся среднего звена на уроках немецкого языка
Для проверки эффективности предлагаемых конструктивистских технологий и приемов формирования дискурсивной компетенции у учащихся средних классов и определения возможности их внедрения в практику нами был проведено опытное обучение.
Цель заключалась в апробации предлагаемых технологий и приемов, направленных на развитие у учащихся навыков и умений порождения и восприятия дискурсов.
Гипотезой выступило предположение о том, что уровень сформированноcти навыков и умений, связанных с порождением и языковым оформлением дискурсов возрастет, если при организации общения на уроке будут учитываться следующие психолого-педагогические условия:
- наличие актуально-значимой для участника коммуникации ситуации, в которой он, имея потребность и мотив, является полноценным заинтересованным партнером по общению;
- обращение к опыту учащихся, к их социальному кругозору для обеспечения адекватной референции, соотнесения высказываний с реальностью, которая изображается в дискурсе;
- предоставление учащимся психологической и языковой помощи в оформлении речевого замысла с тем, чтобы они могли в большей мере сконцентрироваться на содержании, а не на языковом оформлении высказывания;
- создание доброжелательной атмосферы, снимающей аффективные фильтры при продуцировании высказывания, его интонировании.
Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения следующих задач:
1) создать программу опытного обучения и получить научные данные, свидетельствующие об эффективности предлагаемых конструктивистских технологий и приемов;
2) разработать методические рекомендации по использованию предлагаемых технологий и приемов;
3) добиться увеличения показателей сформированности дискурсивной компетенции;
4) сделать методические выводы о педагогических и психологических средствах повышения эффективности работы по формированию дискурсивной компетенции у учащихся средних классов при изучении немецкого языка.
Исследовались навыки и умения, которыми должны овладеть учащиеся в процессе развития у них дискурсивной компетенции:
- умения выражать собственные речевые интенции, свое мнение, чувства; руководствоваться собственной инициативой в выборе предметно-смыслового содержания и языкового материала;
- умения строить высказывания различных жанров с соблюдением их композиционной структуры, формы, смысловой целостности, грамматической и лексической правильности;
- навыки и умения, обеспечивающие адекватное использование регистров формального и неформального общения, естественных или идиоматических выражений, культурных особенностей языка и фигур речи;
- навыки и умения экспрессивного интонирования высказывания, владение лингвистическими и экстралингвистическими средствами эмоционального оценивания.
Для достижения указанных целей и задач нами была определена структура опытной части исследования. Она включала в себя следующие этапы:
I этап - исходный диагностический срез, позволяющий определить исходный уровень соответствия высказываний учащихся показателям дискурса.
II этап - проведение опытного обучения, в ходе которого подтверждается или опровергается правильность выдвинутой гипотезы, достигается определенный результат обучения.
III этап - итоговый срез, позволяющий определить уровень соответствия высказываний учащихся показателям дискурса после проведения опытной работы.
IV этап - анализ и интерпретация результатов опытного обучения.
Нами использовались следующие методы исследования:
1) наблюдение за учебным процессом в школе;
2) опытное обучение;
3) анализ экспериментальных материалов;
4) статистические методы.
Для объективности результатов исследования в период с 2013 по 2014 учебный год в 7-х общеобразовательных классах (23 учащихся) ГОУ СОШ № 1249 г. Москвы было проведено опытное обучение. Его цель заключалась в апробации предлагаемых технологий, направленных на формирование дискурсивной компетенции посредством использования в обучении немецкому языку конструктивистских приемов. При организации опытного обучения была использована вертикальная форма работы, которая предполагает сравнение уровня знаний, умений и навыков у одних и тех же обучающихся в разное время. Апробация проходила по одинаковой схеме во всех классах и результаты в различных классах коррелировали в процентном отношении. Приведём пример апробации предлагаемых конструктивистских технологий и приемов, направленных на обучение учащихся продуцированию дискурсов в 7-х классах (23 учащихся) (табл.1) в 2013-2014 учебном году.
Учащиеся средних классов, принимавшие участие в опытном обучении.
Таблица 1.
7«А» класс |
7«Б» класс |
1. Ануфриев Александр |
1. Авхимкова Анна |
2. Будникова Алина |
2. Ганина Марина |
3. Дронова Екатерина |
3. Григорьева Светлана |
4. Дроздова Дарья |
4. Давыдова Ассель |
5. Егоров Вталий |
5. Дворкин Юрий |
6. Зорина Мария |
6. Дорожкина Екатерина |
7. Каширин Александр |
7. Лаврова Мария |
8. Мартынова Кристина |
8. Петренко Константин |
9. Мамаев Ярослав |
9. Скрипчинко Сергей |
10. Панов Александр |
10. Соколинская Полина |
11. Розанова Екатерина |
|
12. Спицын Артём |
|
13. Фаер Алёна |
|
Предварительного отбора участников не проводилось, поэтому испытуемые (немецкий язык со второго класса, 5 часов в неделю) характеризовались различным уровнем владения языком.
Для анализа ответов учащихся мы взяли за основу критерии дискурса, соответствующие описанным нами ранее показателям дискурса :
- смысловая целостность: наличие основной мысли, соответствие содержания высказывания коммуникативной цели, логичность, информативность;
- обращенность: построение высказывания с учетом адресата, проявляется в выборе жанра высказывания, композиционных приемов, языковых средств; может быть выражена средствами формальной обращенности (лексическими, морфологическими, синтаксическими) или с помощью экстралингвистических средств;