Файл: Дипломная работа на тему: Формирование дискурсивной компетенции у учащихся средней школы посредством использования в обучении немецкому языку конструктивистских приемов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования дискурсивной компетенции на уроках иностранного языка

1.1. Дискурсивная компетенция как компонент коммуникативной компетенции

1.2. Особенности порождения и смыслового восприятия дискурса в процессе коммуникации

1.3. Современные подходы в обучении иностранным языкам

1.4. Конструктивизм как педагогическая философия

Выводы по первой главе

Глава II. Использование конструктивистских приёмов при формировании дискурсивной компетенции у учащихся среднего звена на уроках немецкого языка

2.1. Психолого-педагогические условия восприятия и продуцирования учащимися средней школы дискурсов на уроках немецкого языка

2.2. Конструктивистские технологии при работе с текстом как основой для продуцирования дискурсов

2.3. Конструктивистские технологии и приемы, способствующие созданию на уроке аутентичных ситуаций общения

2.4. Опытная проверка предлагаемых конструктивистских технологий и приёмов формирования дискурсивной компетенции у учащихся среднего звена на уроках немецкого языка

Учащиеся средних классов, принимавшие участие в опытном обучении.

Результаты оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса

Результаты оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы:

Результаты оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса

п/п

Ф. И. учащихся

Показатели

Общее кол-во баллов

Языковые

Речевые

Наличие типичных для данного жанра лекс. средств и их адекватное употребление

Адек-ватное использоваие грамматических конструкций

Обращённость к коммун. партнёру

Смысловая целостность

Экспрессия

Собственное мнение, идеи, оценочное отношение, эмоции

1.

Ануфриев Саша

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

4,5

2.

Будникова Алина

1

1

0,5

1

0,5

0,5

5,5

3.

Дронова Екатерина

1

1

1

1

1

1

7

4.

Дроздова Дарья

1

1

1

1

1

0,5

6,5

5.

Егоров Виталий

0,5

0,5

1

1

1

0,5

5,5

6.

Зорина Мария

1

1

0,5

1

1

1

6,5

7.

Каширин Саша

0,5

0,5

1

1

1

0,5

5,5

8.

Мартынова Кристина

1

0,5

0,5

0,5

1

0,5

5

9.

Мамаев Ярослав

0,5

0,5

1

1

1

0,5

5,5

10.

Панов Александр

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

5

11.

Розанова Екат.

1

0,5

0,5

1

1

0,5

5,5

12.

Спицын Артем

1

1

1

1

1

1

7

13.

Фаер Алёна

1

1

1

1

1

0,5

6,5

14.

Авхимкова Анна

1

1

1

1

1

1

7

15.

Ганина Марина

1

1

1

1

1

0,5

6,5

16.

Григорьева Светл.

1

1

1

1

1

0,5

6,5

17.

Давыдова Ассель

1

1

1

1

1

0,5

6,5

18.

Дворкин Юрий

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

5

19.

Дорожкина Катя

1

0,5

1

1

1

0,5

6

20.

Лаврова Мария

1

1

0,5

1

1

0,5

6

21.

Петренко Костя

1

1

0,5

1

1

0,5

6

22.

Скрипчинко Серг.

1

1

0,5

1

1

0,5

6

23.

Соколинская Пол.

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

4,5

Итого в баллах:

Итого в %:

19,5

85%

18,5

80%

18,5

80%

21,5

91%

21

92%

14

62%


Ошибки, которые испытуемые допустили в диалогических высказываниях, отражены в диаграмме №2 (для удобства анализа и сравнения во всех представленных таблицах будут включены данные не только итогового, но и исходного среза).

Диаграмма №2

Соотношение недостатковв диалогических высказываниях учащихся.

где: I – обращённость высказываний к учителю, а не к коммуникативному партнёру ; II – нарушение смысловой целостности; III – нарушение композиционной структуры ; IV – неиспользование типичных для разговорной речи слов и выражений; V – неадекватное использование в разговорной речи грамматических конструкций; VI – низкий уровень экспрессии; VII – отсутствие собственного мнения, идей, оценочного отношения, эмоций.

Данные свидетельствуют о явном росте показателей сформированности дискурсивной компетенции после применения конструктивистских технологий и приемов. Прежде всего, ребята изменили подход к замыслу и оформлению своих высказываний: если во время исходного среза главным адресатом являлся учитель, то сейчас большинство учеников, личностно переживая ту или иную ситуацию, старались придерживаться своих ролей и ориентироваться на коммуникативных партнёров. В связи с этим существенно улучшились основные показатели смысловой цельности текстов. Высказывания стали связными, логичными и последовательными. Содержание полностью соответствуют коммуникативным намерениям. Учащиеся стали употреблять эмоционально-окрашенные единицы вместо их нейтральных синонимов. Увеличилось количество оценочных прилагательных, наречий, а также фразовых глаголов, правильное употребление которых обычно представляет наибольшую трудность для учащихся. Применение элементов конструктивизма способствовало тому, что, несмотря на стандартность предложенной ситуации, практически каждая творческая группа старалась придумать или неожиданное решение проблемы или оригинальные отговорки «детей». У ребят произошел огромный психологический рост: они перестали стесняться выражать свои интересные идеи, эмоции, говорить на иностранном языке.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что испытуемые усовершенствовали свои навыки и умениявыражать собственные речевые интенции, свое мнение, чувства; руководствоваться собственной инициативой в выборе предметно-смыслового содержания и языкового материала; умения строить высказывания различных жанров с соблюдением их композиционной структуры, формы, смысловой целостности, грамматической и лексической правильности; навыки и умения, обеспечивающие адекватное использование регистров формального и неформального общения, естественных или идиоматических выражений, культурных особенностей языка и фигур речи; навыки и умения экспрессивного интонирования высказывания, владение лингвистическими и экстралингвистическими средствами эмоционального оценивания.


Результаты опытного обучения подтвердили нашу гипотезу о том, что использование элементов конструктивизма является достаточно эффективным, способствует не только росту уровня коммуникативных навыков и умений учащихся в общении на иностранном языке, но и развитию у них готовности и способности выражать свои подлинные мысли, эмоции и чувства, что является часто необходимым условием для успешной межличностной коммуникации.


Выводы по второй главе

Анализ возрастных психофизиологических особенностей учащихся средней школы и психолого-педагогических условий порождения ими дискурсов позволил сделать следующие выводы:

1) Уровень сформированности навыков и умений, связанных с порождением и языковым оформлением дискурсов возрастет, если при организации общения на уроке будут учитываться психолого-педагогические условия.

1) Условия обусловлены психолингвистическими особенностями восприятия и продуцирования дискурсов в процессе коммуникации и отвечают принципам конструктивизма как философско-педагогической теории. К ним относятся:

- наличие актуально-значимой для участника коммуникации ситуации, в которой он, имея потребность и мотив, является полноценным заинтересованным партнером по общению;

- обращение к опыту учащихся, к их социальному кругозору для обеспечения адекватной референции, соотнесения высказываний с реальностью, которая изображается в дискурсе;

- предоставление учащимся психологической и языковой помощи в оформлении речевого замысла с тем, чтобы они могли в большей мере сконцентрироваться на содержании, а не на языковом оформлении высказывания;

- создание доброжелательной атмосферы, снимающей аффективные фильтры при продуцировании высказывания, его интонировании.

2) Конструктивизм при работе с текстом предполагает различные стратегии, которые актуализируют тексты для учащихся, мотивируют их, делают работу с текстами более интересной и динамичной, затрагивают эмоции, различные чувства восприятия. Он способствует тому, что у учащихся появляется естественный интерес к тексту, потребность прочитать его, понять и извлечь необходимую для них информацию.

3) В организации эффективного процесса обучения, в котором учащиеся имеют психологическую свободу в общении на уроке и внутреннюю мотивацию к самовыражению на иностранном языке, не менее важными являются качественные характеристики аутентичной речи: мотивированность, самостоятельность, инициативность, оригинальность (наличие собственных сформулированных мыслей).Использование элементов конструктивного обучения способствует созданию аутентичных ситуаций на уроке, которые составляют основу аутентичного общения.

5) Использование элементов конструктивизма способствует не только росту уровня коммуникативных навыков и умений учащихся в общении на иностранном языке, но и развитию у них готовности и способности выражать свои подлинные мысли, эмоции и чувства, что является часто необходимым условием для успешной межличностной коммуникации.


Заключение

В соответствии с задачами исследования в ходе анализа методической, педагогической и лингвистической литературы были рассмотрены следующие понятия:

1) Межкультурная коммуникация -это адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам. Именно поэтому цель преподавания иностранных языков – это в первую очередь обеспечение межкультурного общения и взаимопонимания между партнерами.

2) Дискурс - речевое произведение, которое наряду с лингвистическими характеристиками, присущими тексту, обладает и экстралингвистическими параметрами (участники коммуникации, их коммуникативные цели, фоновые знания, об условиях общения – о собеседнике, времени, пространстве).

3) Дискурсивная компетенция - знание разных типов дискурса и правил их построения, умение интерпретировать их в соответствии с коммуникативной ситуацией и продуцировать эти дискурсы с учетом экстралингвистических особенностей ситуации общения, ролей участников коммуникации и способов взаимодействия коммуникантов в рамках единого кортежа.

4) Дискурсивное мышление - есть способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией, она отражает социокультурные условия использования языка, влияет на речевое общение представителей разных культур.

5) Конструктивизм - педагогическая философия, главная идея которой заключается в том, что знания нельзя передать обучаемому в готовом виде. Можно лишь только создать педагогические условия для успешного самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся. Основная идея конструктивизма - создание собственного знания, которое конструируется с помощью мыслительной деятельности обучаемого на основе ранее приобретённого опыта, ранее усвоенных знаний.

И выявлены основные навыки и умения, которыми должны овладеть учащиеся в процессе развития у них дискурсивной компетенции:

- умения выражать собственные речевые интенции, свое мнение, чувства; руководствоваться собственной инициативой в выборе предметно-смыслового содержания и языкового материала;

- умения строить высказывания различных жанров с соблюдением их композиционной структуры, формы, смысловой целостности, грамматической и лексической правильности;