Файл: Дипломная работа на тему: Формирование дискурсивной компетенции у учащихся средней школы посредством использования в обучении немецкому языку конструктивистских приемов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования дискурсивной компетенции на уроках иностранного языка

1.1. Дискурсивная компетенция как компонент коммуникативной компетенции

1.2. Особенности порождения и смыслового восприятия дискурса в процессе коммуникации

1.3. Современные подходы в обучении иностранным языкам

1.4. Конструктивизм как педагогическая философия

Выводы по первой главе

Глава II. Использование конструктивистских приёмов при формировании дискурсивной компетенции у учащихся среднего звена на уроках немецкого языка

2.1. Психолого-педагогические условия восприятия и продуцирования учащимися средней школы дискурсов на уроках немецкого языка

2.2. Конструктивистские технологии при работе с текстом как основой для продуцирования дискурсов

2.3. Конструктивистские технологии и приемы, способствующие созданию на уроке аутентичных ситуаций общения

2.4. Опытная проверка предлагаемых конструктивистских технологий и приёмов формирования дискурсивной компетенции у учащихся среднего звена на уроках немецкого языка

Учащиеся средних классов, принимавшие участие в опытном обучении.

Результаты оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса

Результаты оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы:

- лексическая правильность: наличие коммуникативно-значимых лексических единиц, типичных для данного жанра, в том числе оценочной лексики и экспрессивных средств слов и выражений, и их адекватное ситуации употребление;

- грамматическая правильность: наличие типичных для данного жанра грамматических структур и их адекватное ситуации употребление;

- экспрессивность: выражение эмоционально-оценочного отношения к предмету высказывания или адресату посредством вербального компонента (содержания, использования оценочной лексики, лингвистических средств) или невербального (интонирования, мимики и т.д.);

- наличие собственно сформулированных мыслей, выражение собственного мнения, точки зрения, позиции, эмоций и чувств, соответствующих внутреннему состоянию.

Перейдем к описанию этапов опытной работы.

Исходный срез среди учащихся был проведен в октябре 2013 года.

В соответствии с Государственным Образовательным Стандартом предполагается, что в 7-ом классе учащиеся общеобразовательных школ должны в достаточной степени владеть системой изучаемого языка, их иноязычная речь должна находиться на среднем уровне в фонетическом и лексико-грамматическом планах. Предварительное наблюдение за учебным процессом в школе показало, что учащиеся не могут свободно и связно излагать своё мнение, основное внимание уделяют языковому оформлению высказывания, стараются избегать сложных грамматических конструкций, что обусловливает маленький объём и бедное содержание высказываний, не заинтересованы в выражении собственного мнения и эмоций, пассивны в общении.

Испытуемым было предложено задание, предполагающее создание устных диалогических высказываний по предложенной бытовой ситуации в парах: «Один из родителей в разговоре с сыном/дочерью утверждает, что он/она берёт с собой в поездку много ненужных вещей и их нужно оставить дома. Сын/дочь не согласен/согласна и доказывает обратное» («Einer von den Eltern beweist seinem Sohn/seiner Tochter, dass er/sie zu viel unnötige Sachen in die Reise mitnimmt. Der Sohn/die Tochter ist nicht eiverstanden und widerspricht»).

Ответы учащихся были проанализированы по выделенным нами критериям. Наличие того или иного показателя оценивалось в 1 балл, отклонение от показателя – в 0,5 баллов, отсутствие показателя – в 0 баллов. Приведём таблицу оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса.


Таблица 2


Результаты оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса

п/п

Ф. И. учащихся

Показатели

Общее ко-во баллов

Языковые

Речевые

Наличие типичных для данного жанра лекс. средств и их адекватное употребление

Адекватное использование грамматических конструкций

Обращённость к коммун. парт-нёру

Смысловая целостность

Экспрессия

Собственное мнение, идеи, оценочное отношение, эмоции

1.

Ануфриев Саша

0

0

0

0,5

0

0,5

1,5

2.

Будникова Алина

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0

3,5

3.

Дронова Екатерина

0

0

0

0,5

0

0

1

4.

Дроздова Дарья

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0

3,5

5.

Егоров Виталий

0,5

0

0

0,5

0

0

1,5

6.

Зорина Мария

0,5

0,5

0,5

0,5

0

0

3

7.

Каширин Саша

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4

8.

Мартынова Кристина

0,5

0

0

0,5

0

0

2

9.

Мамаев Ярослав

0

0

0

0,5

0

0

1,5

10.

Панов Александр

0

0

0

0,5

0,5

0

2

11.

Розанова Екат.

0,5

0

0,5

0,5

0,5

0,5

3,5

12.

Спицын Артем

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0

3,5

13.

Фаер Алёна

0,5

0

0

0,5

0

0

1,5

14.

Авхимкова Анна

0,5

0

0

0,5

0

0

1,5

15.

Ганина Марина

0,5

0,5

0,5

0,5

0

0

3

16.

Григорьева Светл.

0,5

0

0

0,5

0,5

0

2,5

17.

Давыдова Ассель

0,5

0,5

0,5

1

0

0,5

3,5

18.

Дворкин Юрий

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0

2,5

19.

Дорожкина Катя

0,5

0

0

0,5

0

0

2

20.

Лаврова Мария

0,5

0

0

0,5

0

0

1,5

21.

Петренко Костя

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4

22.

Скрипчинко Серг.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0

3,5

23.

Соколинская Пол.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4

Итого в баллах:

Итого в %:

9,5

40%

5,5

25%

5,5

25%

12,5

55%

5,5

25%

2,5

10%


Полученные результаты, в частности выявленные проценты наличия в ответах учащихся показателей дискурса, позволили нам выделить основные недостатки в созданных учащимися высказываниях и привести их также в процентном соотношении в диаграмме №1.

Диаграмма №1

Соотношение недостатков в диалогических высказываниях учащихся

где: I – обращённость высказываний к учителю, а не к коммуникативному партнёру ; II – нарушение смысловой целостности; III - отсутствие собственного мнения, идей, эмоций; IV – неиспользование типичных для разговорной речи слов и выражений; V – неадекватное использование в разговорной речи грамматических конструкций; VI – низкий уровень экспрессии.

Данные свидетельствуют о том, что главным недостатком речи учащихся является обращённость высказываний не к коммуникативному партнёру, а к учителю. Это проявляется и в языковом оформлении и в содержании высказываний и обусловливает такие выявленные нами недостатки как: неадекватное использование в разговорной речи сложных грамматических конструкций; низкий уровень экспрессии – нейтральное интонирование высказываний, игнорирование экстралингвистических средств; стандартное содержание высказываний, что свидетельствовало об отсутствии собственной позиции в решении поставленной проблемы. Учащиеся тщательно следили за корректным оформлением своих высказываний, использовали в ответных репликах полные ответы, из-за чего происходило нарушение смысловой целостности высказываний, а речь казалась напряжённой и неестественной. Наблюдения и анализ речи испытуемых показал, что в лексическом плане учащиеся в основном употребляли стилистически нейтральную, общеупотребительную лексику. Испытуемые затруднялись в выборе эмоционально-окрашенных лексических средств, адекватных предложенной ситуации, отсюда снижается и полнота раскрытия содержания проблемы.

Опытное обучение органически входило в естественный учебный процесс. Это означало, что оно осуществлялось в рамках тех разговорных тем, которые учащиеся рассматривали в течение всего учебного года на уроках немецкого языка. Основным учебным пособием явился учебник Гальсковой Н.Д. Mosaik Deutsch: Учебник немецкого языка для 7 класса школ с углубленным изучением немецкого языка. - М.: Просвещение, 2009. Это способствовало созданию доброжелательной и комфортной атмосферы на занятиях и достижению наилучших результатов.


Для определения уровня владения учащимися навыками и умениями продуцирования дискурсов после опытного обучения в 2014 года мы провели итоговый срез.

Испытуемым было предложено проиграть ситуацию: родители упрекают детей в том, что они слишком много смотрят телевизор вместо того, чтобы, например, помочь по хозяйству или делать уроки.

Данные, полученные в ходе итогового среза, анализировались по тем же критериям, что и данные исходного среза. Раскроем основные выводы, к которым мы пришли после того, как испытуемые выполнили предложенное задание. Приведём таблицу оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса.

Таблица 2