Файл: Дипломная работа на тему: Формирование дискурсивной компетенции у учащихся средней школы посредством использования в обучении немецкому языку конструктивистских приемов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Глава I. Теоретические основы формирования дискурсивной компетенции на уроках иностранного языка
1.1. Дискурсивная компетенция как компонент коммуникативной компетенции
1.2. Особенности порождения и смыслового восприятия дискурса в процессе коммуникации
1.3. Современные подходы в обучении иностранным языкам
1.4. Конструктивизм как педагогическая философия
2.2. Конструктивистские технологии при работе с текстом как основой для продуцирования дискурсов
Учащиеся средних классов, принимавшие участие в опытном обучении.
Результаты оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса
Результаты оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса
- лексическая правильность: наличие коммуникативно-значимых лексических единиц, типичных для данного жанра, в том числе оценочной лексики и экспрессивных средств слов и выражений, и их адекватное ситуации употребление;
- грамматическая правильность: наличие типичных для данного жанра грамматических структур и их адекватное ситуации употребление;
- экспрессивность: выражение эмоционально-оценочного отношения к предмету высказывания или адресату посредством вербального компонента (содержания, использования оценочной лексики, лингвистических средств) или невербального (интонирования, мимики и т.д.);
- наличие собственно сформулированных мыслей, выражение собственного мнения, точки зрения, позиции, эмоций и чувств, соответствующих внутреннему состоянию.
Перейдем к описанию этапов опытной работы.
Исходный срез среди учащихся был проведен в октябре 2013 года.
В соответствии с Государственным Образовательным Стандартом предполагается, что в 7-ом классе учащиеся общеобразовательных школ должны в достаточной степени владеть системой изучаемого языка, их иноязычная речь должна находиться на среднем уровне в фонетическом и лексико-грамматическом планах. Предварительное наблюдение за учебным процессом в школе показало, что учащиеся не могут свободно и связно излагать своё мнение, основное внимание уделяют языковому оформлению высказывания, стараются избегать сложных грамматических конструкций, что обусловливает маленький объём и бедное содержание высказываний, не заинтересованы в выражении собственного мнения и эмоций, пассивны в общении.
Испытуемым было предложено задание, предполагающее создание устных диалогических высказываний по предложенной бытовой ситуации в парах: «Один из родителей в разговоре с сыном/дочерью утверждает, что он/она берёт с собой в поездку много ненужных вещей и их нужно оставить дома. Сын/дочь не согласен/согласна и доказывает обратное» («Einer von den Eltern beweist seinem Sohn/seiner Tochter, dass er/sie zu viel unnötige Sachen in die Reise mitnimmt. Der Sohn/die Tochter ist nicht eiverstanden und widerspricht»).
Ответы учащихся были проанализированы по выделенным нами критериям. Наличие того или иного показателя оценивалось в 1 балл, отклонение от показателя – в 0,5 баллов, отсутствие показателя – в 0 баллов. Приведём таблицу оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса.
Таблица 2
Результаты оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса
№ п/п |
Ф. И. учащихся |
Показатели |
Общее ко-во баллов |
||||||
Языковые |
Речевые |
||||||||
Наличие типичных для данного жанра лекс. средств и их адекватное употребление |
Адекватное использование грамматических конструкций |
Обращённость к коммун. парт-нёру |
Смысловая целостность |
Экспрессия |
Собственное мнение, идеи, оценочное отношение, эмоции |
|
|||
1. |
Ануфриев Саша |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0,5 |
1,5 |
|
2. |
Будникова Алина |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0 |
3,5 |
|
3. |
Дронова Екатерина |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
1 |
|
4. |
Дроздова Дарья |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0 |
3,5 |
|
5. |
Егоров Виталий |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
1,5 |
|
6. |
Зорина Мария |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0 |
3 |
|
7. |
Каширин Саша |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
4 |
|
8. |
Мартынова Кристина |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
2 |
|
9. |
Мамаев Ярослав |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
1,5 |
|
10. |
Панов Александр |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0 |
2 |
|
11. |
Розанова Екат. |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
3,5 |
|
12. |
Спицын Артем |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0 |
3,5 |
|
13. |
Фаер Алёна |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
1,5 |
|
14. |
Авхимкова Анна |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
1,5 |
|
15. |
Ганина Марина |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0 |
3 |
|
16. |
Григорьева Светл. |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0 |
2,5 |
|
17. |
Давыдова Ассель |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0 |
0,5 |
3,5 |
|
18. |
Дворкин Юрий |
0,5 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0 |
2,5 |
|
19. |
Дорожкина Катя |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
2 |
|
20. |
Лаврова Мария |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
1,5 |
|
21. |
Петренко Костя |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
4 |
|
22. |
Скрипчинко Серг. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0 |
3,5 |
|
23. |
Соколинская Пол. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
4 |
|
|
Итого в баллах: Итого в %: |
9,5 40% |
5,5 25% |
5,5 25% |
12,5 55% |
5,5 25% |
2,5 10% |
|
Полученные результаты, в частности выявленные проценты наличия в ответах учащихся показателей дискурса, позволили нам выделить основные недостатки в созданных учащимися высказываниях и привести их также в процентном соотношении в диаграмме №1.
Диаграмма №1
Соотношение недостатков в диалогических высказываниях учащихся
где: I – обращённость высказываний к учителю, а не к коммуникативному партнёру ; II – нарушение смысловой целостности; III - отсутствие собственного мнения, идей, эмоций; IV – неиспользование типичных для разговорной речи слов и выражений; V – неадекватное использование в разговорной речи грамматических конструкций; VI – низкий уровень экспрессии.
Данные свидетельствуют о том, что главным недостатком речи учащихся является обращённость высказываний не к коммуникативному партнёру, а к учителю. Это проявляется и в языковом оформлении и в содержании высказываний и обусловливает такие выявленные нами недостатки как: неадекватное использование в разговорной речи сложных грамматических конструкций; низкий уровень экспрессии – нейтральное интонирование высказываний, игнорирование экстралингвистических средств; стандартное содержание высказываний, что свидетельствовало об отсутствии собственной позиции в решении поставленной проблемы. Учащиеся тщательно следили за корректным оформлением своих высказываний, использовали в ответных репликах полные ответы, из-за чего происходило нарушение смысловой целостности высказываний, а речь казалась напряжённой и неестественной. Наблюдения и анализ речи испытуемых показал, что в лексическом плане учащиеся в основном употребляли стилистически нейтральную, общеупотребительную лексику. Испытуемые затруднялись в выборе эмоционально-окрашенных лексических средств, адекватных предложенной ситуации, отсюда снижается и полнота раскрытия содержания проблемы.
Опытное обучение органически входило в естественный учебный процесс. Это означало, что оно осуществлялось в рамках тех разговорных тем, которые учащиеся рассматривали в течение всего учебного года на уроках немецкого языка. Основным учебным пособием явился учебник Гальсковой Н.Д. Mosaik Deutsch: Учебник немецкого языка для 7 класса школ с углубленным изучением немецкого языка. - М.: Просвещение, 2009. Это способствовало созданию доброжелательной и комфортной атмосферы на занятиях и достижению наилучших результатов.
Для определения уровня владения учащимися навыками и умениями продуцирования дискурсов после опытного обучения в 2014 года мы провели итоговый срез.
Испытуемым было предложено проиграть ситуацию: родители упрекают детей в том, что они слишком много смотрят телевизор вместо того, чтобы, например, помочь по хозяйству или делать уроки.
Данные, полученные в ходе итогового среза, анализировались по тем же критериям, что и данные исходного среза. Раскроем основные выводы, к которым мы пришли после того, как испытуемые выполнили предложенное задание. Приведём таблицу оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса.
Таблица 2