Файл: МХК программа Т.И.Баклановаой и Н.М.Сокольниковой 5-9 кл.(региональный и школьный компоненты учебного плана).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Программы общеобразовательных учебных заведений мировая художественная культура
Программы общеобразовательных учебных заведений
5 Класс Художественная культура России: живая старина
Раздел 1. Мир традиционной народной художественной культуры
Тема 1. В музее деревянного зодчества (бытовые традиции народной художественной культуры)
Раздел 2. Художественная культура Русской православной церкви
Тема 3. Русское церковно-певческое искусство
Тема 5. На пороге храма: духовные стихи на Руси
Раздел 3. Традиционная городская художественная культура
Тема 4. Царские дворцы – памятники русского зодчества
Раздел 4. Древние города – жемчужины художественной культуры России
Тема 1. Художественные сокровища Кремля
Тема 2. Москва музыкальная и театральная
Тема 3. Художественные музеи Москвы
Раздел VII. В городе-музее Санкт-Петербурге
Тема 2. Музеи Санкт-Петербурга
Тема 3. Петербург театральный и музыкальный
Раздел I. Путешествие по Египту: к истокам художественной культуры человечества
Тема 1. Пирамиды – хранители вечности
Тема 3. Музыкальный мир Древнего Египта
Раздел II. Художественный мир Греции: среди памятников античного искусства
Тема 2. Афины – центр художественной культуры античного мира
Раздел III. Города-музеи Италии
Раздел I. Художественный мир Англии
Раздел II. Художественный мир Франции
Тема 2. Русские сезоны в Париже
Тема 3. Импрессионизм в живописи и музыке
Тема 4. Дворцово-парковый ансамбль Версаля
Раздел III. Художественный мир Германии и Австрии
Тема 3. В средневековых замках
Тема 5. Дрезденская картинная галерея
Раздел 5. Испания – страна разнообразных художественных традиций
Тема 1. Пещера Альтамира – галерея живописи
Тема 6. Феерия – праздник для всех
Раздел 1. Художественные сокровища Индии
Тема 1. Образы древней индийской мифологии в искусстве
Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Тема 3. Шедевры индийской литературы
Раздел 2. Китай: мудрость древних традиций
Тема 1. Мифологические образы в искусстве
Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Раздел 3. Япония – далекая и близкая
Тема 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Тема 2. Поэзия, музыка, танцы, театр
Раздел 4. Художественная культура Америки
Тема 1. Художественная культура доколумбовой Америки
Тема 2. Архитектура и изобразительное искусство
Тема 3. Американские мелодии и ритмы.
Тема 4. Кино, театр, массовые зрелища
Раздел 1. Музей современного искусства
Тема 1. Изобразительное искусство
Тема 1. Музыкальные новации и эксперименты
Министерство образования Российской Федерации
Программы общеобразовательных учебных заведений мировая художественная культура
5-9 классыМинистерство образования Российской Федерации
Программы общеобразовательных учебных заведений
Пояснительная записка
Программа предназначена для первоначального знакомства школьников с мировой художественной культурой – безгранично широким явлением, включающим в себя совокупность художественных культур разных стран, народов, цивилизаций, эпох. Содержание программы охватывает лишь некоторые наиболее яркие стороны художественной культуры России и некоторых других стран мира, лучшие традиции которых служат своего рода ориентирами в современном мировом художественном пространстве.
Ведущей идеей программы является пробуждение у школьников интереса к освоению этого пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового, но и сохранились различные пласты художественного наследия человечества. Это прежде всего самобытные традиции народного творчества, шедевры классического искусства, памятники церковной архитектуры, музыки, иконописи и т.д., а также формы их бытования (празднично-обрядовые, семейно-бытовые, зрелищные, и др.).
Знакомство с ними предлагается осуществлять в широком контексте жизни той или иной страны, раскрывая взаимосвязь ее художественной культуры с особенностями природной среды, традиционным укладом жизни и характером народа, его представлениями об устройстве мира, религиозными взглядами, а главное – высшими духовно-нравственными ценностями и идеалами, составляющими «ядро» мировой художественной культуры.
В основу программы положена авторская аксиологическая, то есть базирующаяся на философском учении о ценностях, концепция предмета «Мировая художественная культура». Культура, как известно, представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей. Информация о мировой художественной культуре приобретает особый педагогический, воспитательный смысл, если она передается сквозь призму тех духовно-нравственных ценностей, которые имеют особое значение для формирования и развития личности в современной сложной и противоречивой социально-культурной ситуации.
Программа для 5-9 класса нацелена на формирование художественной культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов человечества (в том числе - любви к родной земле, народу и родному очагу, идеалов красоты, доброты, истины, милосердия, сострадания и т.д.). Художественная культура личности рассматривается при этом как часть духовно-нравственной культуры, во взаимосвязи ее познавательных, ценностно-ориентационных и творческих компонентов.
Основные задачи курса:
Знакомство учащихся с выдающимися памятниками и шедеврами искусства разных стран и народов мира, составляющих общечеловеческое культурное наследие.
Формирование первоначальных представлений о мировой художественной культуре как воплощении многообразных духовно-нравственных ценностей и идеалов народов мира.
Воспитание ценностного отношения к отечественному культурно-историческому и национально-культурному наследию.
Развитие интереса к художественной жизни, традициям и обычаям разных народов и стран мира как основы культуры межнационального общения.
Овладение учащимися основами целостного анализа художественной культуры той или иной страны, во взаимосвязи ее различных компонентов и факторов развития.
Освоение доступных источников и каналов художественной информации, а также способов ее анализа.
Создание педагогических условий для самопознания, самооценки, развития и реализации творческого потенциала личности в процессе изучения мировой художественной культуры и творчества ее выдающихся деятелей.
Ключевыми понятиями курса являются следующие: мировая художественная культура, художественная культура общества и личности, народная художественная культура, художественное творчество, искусство, шедевры искусства и др.. Такие понятия, как художественные стили, направления, эпохи вводятся только в Х-Х1 классах.
Содержание курса сосредоточено вокруг отечественного национально-культурного и культурно-исторического наследия, которое рассматривается как основа освоения школьниками мирового художественного пространства (в том числе – наследия античности, западно-европейских художественных традиций, восточных художественных культур, художественной культуры Америки).
Содержание программы включает, прежде всего, изучение памятников художественной культуры, сохранившихся до наших дней. Знакомство с ними может проходить в форме воображаемого путешествия по странам и континентам современного мира, где древние традиции живут рядом с новыми явлениями, составляя подчас уникальный художественный синтез.
В путешествии учащиеся познакомятся:
- с традиционной художественной культурой разных народов мира, в том числе - с памятниками народного зодчества, сохранившимися в этнографических заповедниках и музеях под открытым небом; с народными песнями, танцами, музыкальными инструментами, народным театром;
- с особенностями произведений искусства, созданных на основе различных религий, в том числе – с церковной музыкой, иконописью, убранством и архитектурой храмов разных эпох;
- с шедеврами изобразительного искусства, хранящимися в различных музеях мира;
- известными оперными, музыкальными и драматическими театрами;
- с современным искусством и новыми формами его распространения в мировом художественном пространстве с помощью современных информационных технологий.
В процессе занятий предлагается создание различных воображаемых ситуаций, «переносящих» школьников в боярские палаты, городские особняки, помещичьи усадьбы, средневековые замки и царские дворцы, на народные праздники, древние мистерии и т.д.
Структура программы. Программа состоит из четырех частей:
Художественная культура России: живая старина (5 класс);
Художественная культура зарубежных стран: взгляд сквозь века ( 6 -7 классы);
Восток и Америка: художественные контрасты разных цивилизаций (8 класс);
Мир без границ: художественная культура ХХ века (9 класс).
Таким образом, «путешествие» предлагается начать в 5 классе, от истоков отечественной художественной культуры, а в 6 классе продолжить его в тех странах , которые считаются колыбелью человеческой цивилизации (Египет, Греция, Италия), и в которых обнаружены древнейшие пласты художественной культуры человечества. В 7 классе предусмотрено «посещение» западноевропейских стран, в художественной культуре которых получили наиболее яркое развитие традиции античной цивилизации, а также были выработаны новые ценности, существенно повлиявшие на весь последующей мировой художественный процесс. Учащимся 8-х классов предстоят необычайно интересные встречи с уникальными памятниками и традициями художественной культуры таких восточных стран, как Индия, Китай и Япония, а также с контрастными явлениями древней и современной американской художественной культуры. Программа 9 класса посвящена знакомству с наиболее характерными тенденциями и направлениями развития мировой художественной культуры ХХ века, определяющими перспективы ее развития в новом тысячелетии.
Это путешествие должно помочь учащимся научиться видеть и ценить красоту в искусстве и жизни, лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире современной художественной культуры, открыть для себя некоторые тайны художественного творчества, понять общее и особенное в художественных культурах разных стран и народов, их роль и место в целостном мировом культурном пространстве и объединяющие их ценности.
Необходимо подчеркнуть, что данная программа разработана в культурологическом контексте и в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Она является базовой для основного общего образования.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Возможно увеличение часов до 2-х в неделю. В этом случае каждая предложенная тема программы изучается более подробно. В программе заложена возможность вариативного обучения. Оно будет осуществляться в зависимости от профиля, характера обучения, подготовленности учащихся. Не важно, кратко или подробно будут изучаться темы, главное, чтобы в результате учащиеся достигли определенного уровня художественного развития, зафиксированного в конце программы.
В программе обозначены только основные ориентиры бесконечного путешествия по мировой художественной культуре. Происходит знакомство с художественной культурой далеко не всех стран мира, однако полученные представления и навыки должны помочь учащимся заняться самообразованием. Они могут самостоятельно продолжить воображаемое путешествие с помощью книг, видеофильмов, картин, музыкальных записей и даже совершить реальные поездки.
Эффективной формой самостоятельной работы учащихся могут стать:
– разработка маршрутов путешествий по странам и континентам с целью знакомства с их художественными культурами;
– написание сочинений о памятниках и явлениях художественной культуры страны;
– оформление альбомов фотографиями, рисунками, репродукция в связи с изучаемым материалом;
– создание сценариев школьных вечеров, посвященных художественной культуре изучаемой страны;
– составление сценарных планов видео-фильмов, посвященных художественной культуре различных стран;
– рецензирование спектаклей, концертов, кинофильмов, выставок и др.
Уроки мировой художественной культуры обязательно должны проходить во взаимосвязи с уроками литературы, изобразительного искусства и музыки. Таким образом, возможна актуализация полученных знаний в процессе изучения отдельных видов искусства и опора на базовые понятия этих учебных дисциплин. Предполагается, что с видами и жанрами изобразительного искусства, видами архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна, музыки, литературы учащиеся уже познакомились в процессе изучения различных дисциплин предметной области «Искусство». Межпредметные связи и интеграция содержания гуманитарных предметов должны создать предпосылки для более глубокого понимания учащимися сущности и закономерностей развития мировой художественной культуры. Многообразные формы дополнительного образования, внеклассной и внешкольной работы призваны помочь в изучении данного курса.
Литература, рекомендуемая к каждому из разделов курса, охватывает широкий круг источников, который предполагает возможность выбора и взаимозаменяемости.