Файл: МХК программа Т.И.Баклановаой и Н.М.Сокольниковой 5-9 кл.(региональный и школьный компоненты учебного плана).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 284

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Программы общеобразовательных учебных заведений мировая художественная культура

Программы общеобразовательных учебных заведений

5 Класс Художественная культура России: живая старина

Раздел 1. Мир традиционной народной художественной культуры

Тема 1. В музее деревянного зодчества (бытовые традиции народной художественной культуры)

Литература

Раздел 2. Художественная культура Русской православной церкви

Тема 1. Храмовая архитектура

Тема 2. Фрески и иконы

Тема 3. Русское церковно-певческое искусство

Тема 4. Русь колокольная

Тема 5. На пороге храма: духовные стихи на Руси

Раздел 3. Традиционная городская художественная культура

Тема 1. В боярских палатах

Тема 2. В городских особняках

Тема 3. В дворянских усадьбах

Тема 4. Царские дворцы – памятники русского зодчества

Раздел 4. Древние города – жемчужины художественной культуры России

Тема 1. Великий Новгород

Тема 2. Суздаль

Тема 3. Владимир

Тема 4. Сергиев Посад

Тема 5. Ростов Великий

Раздел 6. Прогулки по Москве

Тема 1. Художественные сокровища Кремля

Тема 2. Москва музыкальная и театральная

Тема 3. Художественные музеи Москвы

Раздел VII. В городе-музее Санкт-Петербурге

Тема 1. Памятники архитектуры

Тема 2. Музеи Санкт-Петербурга

Тема 3. Петербург театральный и музыкальный

Раздел I. Путешествие по Египту: к истокам художественной культуры человечества

Тема 1. Пирамиды – хранители вечности

Тема 2. Каир

Тема 3. Музыкальный мир Древнего Египта

Тема 4. Круиз по Нилу

Тема 5. Луксор и Карнак

Тема 6. Абу – Симбел

Раздел II. Художественный мир Греции: среди памятников античного искусства

Тема 1. У подножия Олимпа

Тема 2. Афины – центр художественной культуры античного мира

Тема 3. Микены

Тема 4. Дельфы

Раздел III. Города-музеи Италии

Тема 1. Прогулки по Риму

Тема 2. В священном Ватикане

Тема 3. Помпеи

Тема 4. Флоренция

Тема 5. Венеция

Тема 6. Пиза

Тема 7. В Неаполе и Милане

Раздел I. Художественный мир Англии

Тема 1. Стоунхендж

Тема 2. Лондон

Раздел II. Художественный мир Франции

Тема 1. Париж

Тема 2. Русские сезоны в Париже

Тема 3. Импрессионизм в живописи и музыке

Тема 4. Дворцово-парковый ансамбль Версаля

Раздел III. Художественный мир Германии и Австрии

Тема 1. На городских площадях

Тема 2. В соборах

Тема 3. В средневековых замках

Тема 4. В театрах

Тема 5. Дрезденская картинная галерея

Тема 6. На родине вальса

Раздел 5. Испания – страна разнообразных художественных традиций

Тема 1. Пещера Альтамира – галерея живописи

Тема 2. Гранада

Тема 3. Мадрид

Тема 4. Толедо

Тема 5. Барселона

Тема 6. Феерия – праздник для всех

Раздел 1. Художественные сокровища Индии

Тема 1. Образы древней индийской мифологии в искусстве

Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Тема 3. Шедевры индийской литературы

Тема 4. Музыка и танцы

Тема 4. Театр

Тема 5. Индийское кино

Раздел 2. Китай: мудрость древних традиций

Тема 1. Мифологические образы в искусстве

Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Тема 3. Музыка, танцы, театр

Раздел 3. Япония – далекая и близкая

Тема 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Тема 2. Поэзия, музыка, танцы, театр

Раздел 4. Художественная культура Америки

Тема 1. Художественная культура доколумбовой Америки

Тема 2. Архитектура и изобразительное искусство

Тема 3. Американские мелодии и ритмы.

Тема 4. Кино, театр, массовые зрелища

Раздел 1. Музей современного искусства

Тема 1. Изобразительное искусство

Тема 2. Дизайн

Тема 3. Архитектура

Раздел 2. Фонотека хх века

Тема 1. Музыкальные новации и эксперименты

Тема 2. Возвращение к истокам

Раздел 3. Театр и кино

Тема 1.Театрльные эксперименты

Тема 2. Мир кино

Требования к уровню подготовки учащихся

Абстрактная живопись В. Кандинского. Эксперименты с цветом, поиски композиции («Импровизация 7», «Озеро», «Композиция VI», «Черное пятно», «Импровизация холодных форм», «Синий гребень», «Сумеречное», «Черный штрих», «Маленькая мечта в красном», «Беспредметное», «Клинья в дуге»).

Выразительные возможности произведений В. Татлина – русского конструктивиста, живописца, графика, театрального художника («Летатлин», модель памятника-башни 3-го Интернационала).

Творчество П. Филонова – русского живописца и графика, разрабатывающего принципы «аналитического искусства». Разложение формы на бесконечно дробящиеся первоэлементы и составление из них сложных композиций, способных к бесконечному развертыванию («Цветы мирового расцвета», «Формула космоса», «Две головы», «Белая картина», «Победа над вечностью», «Формула весны», «Живая голова», «Человек в мире», «Люди», «Кристаллы. Дома»).

Слияние сцен из реальной жизни с видениями и воспоминаниями на картинах М. Шагала – художника-поэта, декоратора («Автопортрет перед мольбертом», «Скрипач», «Над городом», «Прогулка», «Всадница на красной лошади», «Ребенок с голубем», «Художник над Витебском», «День рождения», «Муза. Явление» и др.).

Сюр­реализм.

Сюр­реализм (сверхреализм) – направление в литературе и искусстве, сложившееся в 1920-х годах. Сюрреалистическая программа в изобразительном искусстве. Сюр­реализм – средство полного освобождения разума и воображения. Бретон – идеолог сюрреализма.

Основатель сюрреализма – С. Дали, испанский художник, скульптор и график. Изобретение двойной картины («Невидимый человек», «Прозрачное лицо и блюдо с фруктами на берегу», «Невольничий рынок и прозрачный бюст Вольтера»). Убедительная иллюзорность живописи, сочетающаяся с фантастикой абсурда, парадоксальным соединением форм, изменчивостью образов («Сон», «Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепьяно», «Горящая жирафа», «Постоянство памяти», «Атомная Леда», «Метаморфоза Нарцисса», «Лицо Ман Вест, которое может быть использовано в качестве квартиры»). Иллюстрации к «Дон Кихоту». Театр-Музей С. Дали в Фигерасе (Испания).

Зашифрованные цветовые композиции П. Клее – немецкого художника и графика («Деревце в кустарнике», «Красные и белые купола», «Городская картина», «Полнолуние», «Город сновидений», «Черный князь», «Натюрморт с цветком и окном» и др.).

Геометрические абстракции и сокращение палитры до трех основных цветов (красного, синего и желтого) в творчестве П. Мондриана – голландского художника (композиции, «Буги-вуги, Бродвей »).


Парадоксальное соединение и противопоставление хорошо известных предметов на картинах Р. Магритта – бельгийского художника-сюрреалиста («Человеческое состояние I», «Добрая судьба», «Отрава», «Раскрашенная гипсовая маска», «Фальшивое зеркало», «Замок в Пиренеях», «Искусство жить», «Градация огня», «Неудачная попытка», «Красная модель», «Шедевр, или Мистерия горизонта», «Сотворение человека», «Большая семья»).

Поэтично-фантастический язык знаков, созданный под влиянием сюрреализма Х. Миро – испанским живописцем, графиком и скульптором.

Общая характеристика поп-арта, соц-арта, оп-арта, кинетизма, концептуального искусства, перформанса, инсталляции, фотореализма, хэппенинга, реди-мейда, энвайронмента, хай-тека и др.

Изображение потребительских товаров и применение трафаретных изображений идолов масс-культуры (картины из серии «Иконы звезд») Э. Уорхола – американского художника, рекламного графика-оформителя, представителя поп-арта.

Эксперименты с цветом и кинетикой плоскостей В. Вазарелли – художника венгерского происхождения, основателя оп-арта, создателя «арт-алфавита», «универсальных структур», сторонника серийных произведений искусства («Голубой этюд», «Фольклор», «Зебра», «Арктур II»).

Концептуализм — направление, объединяющее процесс творчества и процесс его исследования. Перформанс, инсталля­ция как основные сферы реализации концептуализма.

Творчество Д. Поллока – американского живописца, основателя так называемой живописи действия, представляющей собой метод спонтанного нанесения красок на полотно и не имеющей ничего общего с традиционными художественными формами.

Соцреализм как официальный теоретический принцип и художественное направление в советском искусстве.

Соц-арт – одно из наиболее известных направлений советского искусства 70-80-х годов.

Абстрактная скульптура. Применение нетрадиционных методов и материалов.

Кинетическая скульптура. Мобили А. Колдера (металлические конструкции, подвижные в пространстве).

Сюрреализм в скульптуре. Гармоничная взаимосвязь скульптур Г. Мура с природной средой («лежащие» и «сидящие» фигуры). М. Оппенгейм из Германии «Меховой чайный сервиз». Обыденные предметы как скульптурные произведения. Творчество М. Дюшана («Сушилка для бутылок», «Велосипедное колесо на табурете»).

Э. Неизвестный – скульптор и график. Архитектурный монумент «Древо Жизни» – памятник творчеству человека в искусстве, науке и технике. Важнейшие произведения – скульптуры «Кентавр», «Каменные слезы», монумент «Цветок Лотоса», серия гравюр и рисунков к произведениям Ф. Достоевского, Данте.


От образа к знаку – творчество М. Шемякина – скульптора, графика, живописца, философа, искусствоведа («Святой Христофор», памятник Петру I в С.-Петербурге, памятник И.Бродскому в Венеции; графические серии; оформление карнавалов).


Тема 2. Дизайн

Искусство дизайна (промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн одежды, дизайн сре­ды, фитодизайн и др.).

Научная основа дизайна – техническая эстетика.

Проектирование предметов. Соответствие формы предмета его назначению. Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства. Учет эргономических требований (пропорций человека, размеров его руки и др.). Польза, прочность и красота, многообразие условий функционирования вещи (упаковка, транспортировка, эксплуатация и др.).

Формообразование вчера и сегодня.

Реклама и ее эстетические особенности.

Социально-культурная и воспитательная функции дизайна.

Тема 3. Архитектура

Стиль «Модерн» в архитектуре ХХ века.

Конструктивизм в архитектуре. Эстети­ческие возможности таких материалов как металл, стекло, дерево.

Новый тип зданий русского архитектора К. Мельникова. Динамичная экспрессия форм и функциональная целесообразность композиции, смелые конструктивные решения, трансформация пространства внутри здания (клубы им. И. В. Русакова, завода «Каучук», фабрики «Буревестник», собственный дом в Кривоарбатском переулке – все в Москве).

Пять основных принципов архитектуры Ле Корбюзье (вилла «Савой» в Пуасси, вилла в Гарше, комплекс в Марселе, капелла в Роншане, дом Центрсоюза в Москве). Большие городские ансамбли (Чандигарх в Индии).

Пластические тенденции в творчестве архитектора Ф. Райта (Дом над водопадом в Бер-Ране, Уиллитс-хаус в Хайленд-парке и др.).

Оперный театр в Сиднее – оригинальная конструкция с «парусами» – символ новой архитектуры.

Новые материалы и технологии в современной архитектуре. Архитектура и природа. Архитектура – новая природа. Архитектурная бионика – создание архитектурных сооружений на основе конструкции живых организмов. «Органическая» архитектура.

Раздел 2. Фонотека хх века

Тема 1. Музыкальные новации и эксперименты

Идеи нового времени. Революционные идеи в массовых песнях советского периода. Д.Шостакович. 7-я симфония (Ленинградская). Творчество Б.Бриттена. Ганс Эйслер (музыка к фильму Брехта «Го­лое пузо, или Кому принадлежит мир?», песни борь­бы, музыка к «Реквиему по Ленину» Брехта, песня «Возродимся из руин», объявленная в 1949г. на­циональным гимном ГДР, и др.). Антифа­шистские зонги.

Создание множества новых музыкальных концепций, в том числе «мировой музыки», «музыки процесса», «пространственной музыки», «формульной композиции». Переработка му­зыки различных регионов мира в комплексное звуковое единство. Процесс – композиции ( например «Плюс-минус», «Шествие», «Из семи дней»).


Интуитивная музыка. Особенности партитуры, стоящей перед музыкантом-исполнителем (наличие в ней лишь рисунков, символов или текстовки).

Кон­цепция «сферического образа» времени, основанная на использовании разных музыкальных стилей, а также синхронного движения музыки, речи и сценического действия, где настоящее и будущее совме­щены. Эле­менты различных музыкальных эпох и стилевых направлений, соответственно точно обозначенные в партитуре. Объеди­нение их в целое серийными структурами. Множество цитат, звучащих одновременно, как выражение идеи о совмещении прошлого, настоящего и будущего.

Новые звуковые миры. Попытки композиоров найти новый музыкальный язык. Синтез музыки и света, введение А.Н. Скрябиным в симфоническую партитуру «Прометея» («Поэмы огня») партии света, что связано с обращением к цветному слуху.

Нетрадиционное использование музыкальных инструментов (например, фортепиано в качестве удар­ного инструмента). Эффект использование «моторных», почти машинных ритмов. П.Хиндемита «Художник Матис».

Развитие электронных композиторских техник. Комбиниро­вание магнитофонных записей с живыми инструментами и голосами. Синтезатор и его возможности имитации различных звуков окружающего мира.

Рождение новых жанров. Джаз – символ ХХ века. Появление симфоджаза, экологического джаза, джаз-рока. Рок. Широкое распространение рок-музыки (психоделический рок, панк-рок, тяжелый рок, афро-рок, барроко-рок, фолк-рок и др.). Возникновение жанра рок-оперы (А. Б. Журбин «Орфей и Эвридика», А. Л. Рыбников «Звезда и смерть Хаокина Мурьеты», «Юнона и Авось» и др.).

Рождение радиооперы, фильма-оперы и других музыкальных жанров. Развитие жанра мюзикла (А. Л. Рыбников «Приключения Буратино»).

Расцвет эстрадной музыки. Творчество композиторов-песенников Развитие песенного жанра. Творчество А. И. Пахмутовой, М. Таравердиева и др. Современная авторская песня (Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др.).

Звезды эстрады (А.Пугачева и другие).

Авторская песня (Б.Окуджава, Ю.Визбор, Ю.Мориц, В.Высоцкий и другие).

Музыкальный авангард. Музыкальные эксперименты А. Шнитке (полистилистика, коллаж и др.), Э. Денисо­ва (алеаторика, свободная серийность), С. Губайдулиной (использование нетрадиционных камерных составов и др.). Атональная музыка (Пауль Хиндемит и др.).

Синтез джазовых элементов и классических форм в творчестве Курта Вайля ( «Трехгрошовая опера» (1928г.), созданная Вайлем совмест­но с Брехтом. Сочетание в этом произведении танцев и «лег­кой» развлекательной музыки с уличными песенками и хорами. Зонги, комментирующие действие оперы. Опера «Расцвет и упадок города Мэхэгонны», написанная в «брехтовском» стиле, - злая сатира на капиталистическое обще­ство. «Семь смертных грехов обывате­ля» - балет с пением, написанный в содружестве с Б. Брехтом.