Файл: МХК программа Т.И.Баклановаой и Н.М.Сокольниковой 5-9 кл.(региональный и школьный компоненты учебного плана).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Программы общеобразовательных учебных заведений мировая художественная культура
Программы общеобразовательных учебных заведений
5 Класс Художественная культура России: живая старина
Раздел 1. Мир традиционной народной художественной культуры
Тема 1. В музее деревянного зодчества (бытовые традиции народной художественной культуры)
Раздел 2. Художественная культура Русской православной церкви
Тема 3. Русское церковно-певческое искусство
Тема 5. На пороге храма: духовные стихи на Руси
Раздел 3. Традиционная городская художественная культура
Тема 4. Царские дворцы – памятники русского зодчества
Раздел 4. Древние города – жемчужины художественной культуры России
Тема 1. Художественные сокровища Кремля
Тема 2. Москва музыкальная и театральная
Тема 3. Художественные музеи Москвы
Раздел VII. В городе-музее Санкт-Петербурге
Тема 2. Музеи Санкт-Петербурга
Тема 3. Петербург театральный и музыкальный
Раздел I. Путешествие по Египту: к истокам художественной культуры человечества
Тема 1. Пирамиды – хранители вечности
Тема 3. Музыкальный мир Древнего Египта
Раздел II. Художественный мир Греции: среди памятников античного искусства
Тема 2. Афины – центр художественной культуры античного мира
Раздел III. Города-музеи Италии
Раздел I. Художественный мир Англии
Раздел II. Художественный мир Франции
Тема 2. Русские сезоны в Париже
Тема 3. Импрессионизм в живописи и музыке
Тема 4. Дворцово-парковый ансамбль Версаля
Раздел III. Художественный мир Германии и Австрии
Тема 3. В средневековых замках
Тема 5. Дрезденская картинная галерея
Раздел 5. Испания – страна разнообразных художественных традиций
Тема 1. Пещера Альтамира – галерея живописи
Тема 6. Феерия – праздник для всех
Раздел 1. Художественные сокровища Индии
Тема 1. Образы древней индийской мифологии в искусстве
Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Тема 3. Шедевры индийской литературы
Раздел 2. Китай: мудрость древних традиций
Тема 1. Мифологические образы в искусстве
Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Раздел 3. Япония – далекая и близкая
Тема 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Тема 2. Поэзия, музыка, танцы, театр
Раздел 4. Художественная культура Америки
Тема 1. Художественная культура доколумбовой Америки
Тема 2. Архитектура и изобразительное искусство
Тема 3. Американские мелодии и ритмы.
Тема 4. Кино, театр, массовые зрелища
Раздел 1. Музей современного искусства
Тема 1. Изобразительное искусство
Тема 1. Музыкальные новации и эксперименты
«Абстрактная музыка». Экспериментальный характер «Абстрактной оперы номер один» Б.Бляхера, в семи сценах которой представлены основные настроения эпохи (страх, любовь, боль и др.). Текст оперы, состоящий не из слов, а из ассоциативных звуковых связок. Принцип переменного метра, разработанный Блахером.
Тема 2. Возвращение к истокам
Ностальгия. Темы родины, образы русской природы в произведениях русских композиторов (С.В.Рахманинова и др.) Мотивы трагического одиночества человека, эмигрировавшего из России. Многообразие претворений звучания колоколов, мелодическое богатство музыки С.В.Рахманинова, идущее от народной песенности и знаменного распева (поэма «Колокола» (для солистов, хора и оркестра), кантата «Весна».
Пристрастие к «устаревшим» формам. Макс Регер - величайший создатель органной музыки после И.-С. Баха. Органные произведения Регера. «Хиллеровские вариации» для оркестра. Хоровые произведения «Сотый псалом» и «Монашенки». «Концерт в старинном стиле». «Романтическая сюита». «Четыре поэмы по Арнольду Бёклину» (в импрессионистской манере). «Сюита в старинном стиле» и «Бетховенские вариации». Использование элементов барокко и классики в произведениях П.Хиндемита.
Торжество фольклора. Развитие фольклорных традиций, создание ансамблей, оркестров народной музыки, сочинение музыкальных произведений на основе народных музыкальных тем и образов.
Возрождение и переосмысление фольклорных музыкальных традиций в творчестве современных хоров народной песни, фольклорных ансамблей (например, ансамбль Д. Покровского «Сирин» и др.).
Творческое претворение фольклора в современной симфонической, оперной и балетной музыке (В. А. Гаврилин «Времена года» и «Русские тетради» и др.).
Вечно живая классика. Воплощение в музыке классической поэзии и литературных произведений (Г. В. Свиридов – цикл романсов на стихи А. С. Пушкина, «Памяти Есенина», «Метель», «Пушкинский венок»; Р. К. Щедрин – опера «Мертвые души», балеты «Дама с собачкой», «Анна Каренина», «Чайка»; А. П. Петров – балет «Мастер и Маргарита»).
Новая трактовка классических образов и сюжетов. Новации С. Прокофьева в области музыкального театра как результат его сотрудничества с С.П. Дягилевым, В.Э. Мейерхольдом, А.Я. Таировым. Балет «Ромэо и Джульетта»: необычная трактовка шекспировских образов в музыке и хореографии. Создание музыки к кинофильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный» (реж. С.Н.Эйзенштейн). А. Шнитке «История доктора Иогана Фауста» и др.
Отзвуки древнерусских церковно-певческих традиций. Отражение в композиторском творчестве древних традиций русской православной музыки, библейских образов и сюжетов, воплощенных с помощью современных выразительных средств
«Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» С.В.Рахманонова. (Р. К. Щедрин «Звоны», «Стихира на тысячелетие Крещения Руси», «Фрески Дионисия»; В. А. Гаврилин «Перезвоны»; А. Петров «Сотворение мира», А. Шнитке «Гимны» и др.).
Раздел 3. Театр и кино
Тема 1.Театрльные эксперименты
Новаторский характер творчества выдающихся режиссеров ХХ века ( В.Э. Мейерхольда, А.Я.Таирова, Б.Брехта и других).
Молодежные театры-студии («На досках», «На Юго-западе» и др.). Их обращение к проблемам современной жизни и классическому наследию. Условность декораций, лаконичность и выразительность сценического действия. Близость таких студий к так называемому «бедному театру».
Театр абсурда как зрелище иррациональное, лишенное конкретного смысла и логики развития событий ( «Лысая красавица» Ионеско и др. пьесы).
Спонтанный театр, который пытается установить границу между жизнью и игрой. Спонтанное действие начинается тогда, когда происходит общение между актерами и зрителями, имеющее непредсказуемый характер.
Театр тотальный, в котором максимально используются технические средства, свет, звук, новейшее оборудование, аудиовизуальные технологии, что позволяет максимально усилить эффект театрального зрелища.
Театр улицы, получивший развитие в 60-е годы. Отголоски древних мистерий и уличных представлений в этом жанре театрального творчества.
Хепенинг как форма театрального действия, в которой не используется заранее заданная программа или подготовленный текст, а в основе действия – случайность, непредвиденность.
Антитеатр как общее обозначение различных явлений в соврменном театре, исключающих какие-либо сценические иллюзи.
Метатеатр – театр, проблематика которого обращена к самому театру («театр о театре»)
Перфоманс – театр визуальных искусств, в котором объединены (собственно театральное действие, музыка, хореография, видео, поэзия, кино. Действие обычно разыгрывается не в театрах, а в музейх изобразительного искусства, на художественных выставках, в картинных галереях.
Этнографические театры, в которых воспроизводятся в сценическом варианте традиции народных праздников семейно-бытовой культуры.
Массове театрализованные представления. Лазерные шоу.
Тема 2. Мир кино
«Великий немой» - расцвет и закат немого кино.
Сергей Эйзенштейн «Броненосец Потемкин».
От звукового кино до компакт- диска.
Мультипликация. Детское кино.
Знаменитые кинорежиссеры ХХ века (Ф.Филлини, Э. Рязанова, Н.Михалков и др.). Звезды российского кино (М.Пуговкин, Л.Гурченко, М.Неелова, А.Вертинская и др.)
Приключенческое кино. Комедии, Ч. Чаплин.
«Костюмное» кино и мелодрама. Мюзикды. Научно-фантастическое кино.
Жестокий мир боевиков и фильмов ужасов.
Телесериалы, их стереотипные образы и сюжеты.
Видеофильмы. Видеоарт.
Компьютерное искусство и его эстетические особенности. Компьютерная графика в кино и на телевидении. Клипы.
Литература
Колиер Дж. Д. Становление джаза. М., 1984.
Модернизм. Анализ и критика основных направлдений. М., 1980.
Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. Россия и Польша. М., 1997.
Пави П. Словарь театра. М.,1991
Паркинсон Д. Кино. М.,1996
Прахт К. Мебель и архитектура. М., 1993.
Словарь дизайнера для работы в 21 веке. М., 1997.
Современная музыка и проблемы эволюции компьютерной техники. М., 1999.
Холопова В. Н., Чигарев Е. И. Шнитке. М., 1990.
100 художников ХХ века. Урал, 1996.
Швинглхурст Э. Сюрреалисты. М., 1998.
Литература для всей программы
Атлас чудес света. М., 1996.
Гомбрих Э. История искусства. М., 1998.
Гнедич П.П. Всемирная история искусств.М.,1997
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. М., 1998.
Изобразительное искусство. Музыка: Словари школьника. М., 1997.
Искусство. Энциклопедический словарь школьника /Сост. П. Кошель. М., 2000.
Искусство. Энциклопедия для детей. Т. 7, Ч. 1-2, 1997, 1999.
История искусства зарубежных стран /Под ред. М. В. Доброклонского, Т. 1-3, М., 1962-1964.
История мирового искусства. М., 1998.
История мировой культуры. Справочник школьника. М., 1996.
Мифологический словарь. М.,1992
Музыка: Большой энциклопедический словарь. М.,1998
От пирамид до небоскребов. М., 1998.
Популярная художественная энциклопедия. М., 1986.
100 великих городов мира. М., 2000.
100 великих соборов мира. М., 2000.
Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск, 1996.
Фезер Т. Сокровища человечества. М., 1997.
Холлингсворт М. Искусство в истории человека. М., 1989.
Энциклопедический словарь юного зрителя. М., 1989.
Энциклопедический словарь юного художника. М., 1989.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
получить:
– представление о духовно-нравственных ценностях, художественно-эстетических идеалах и памятниках художественной культуры разных эпох;
знать:
– основные этапы в художественном развитии человечества;
– культурные доминанты различных эпох в развитии мировой художественной культуры;
– эстетические идеалы различных эпох и народов;
– роль и место классического наследия в художественной культуре современности;
– особенности художественной культуры ХХ в.;
– выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;
– основные художественные музеи России и мира.
уметь:
– объяснить ключевые понятия программы;
– самостоятельно оценивать произведения искусства характерные для различных эпох и народов;
– объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;
– высказывать оценочные суждения о роли отечественной художественной культуры в мировом культурно-историческом процессе;
– высказывать оценочные суждения о современных тенденциях развития художественной культуры в России и других странах;
– сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;
– пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать ее.