Файл: МХК программа Т.И.Баклановаой и Н.М.Сокольниковой 5-9 кл.(региональный и школьный компоненты учебного плана).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 298

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Программы общеобразовательных учебных заведений мировая художественная культура

Программы общеобразовательных учебных заведений

5 Класс Художественная культура России: живая старина

Раздел 1. Мир традиционной народной художественной культуры

Тема 1. В музее деревянного зодчества (бытовые традиции народной художественной культуры)

Литература

Раздел 2. Художественная культура Русской православной церкви

Тема 1. Храмовая архитектура

Тема 2. Фрески и иконы

Тема 3. Русское церковно-певческое искусство

Тема 4. Русь колокольная

Тема 5. На пороге храма: духовные стихи на Руси

Раздел 3. Традиционная городская художественная культура

Тема 1. В боярских палатах

Тема 2. В городских особняках

Тема 3. В дворянских усадьбах

Тема 4. Царские дворцы – памятники русского зодчества

Раздел 4. Древние города – жемчужины художественной культуры России

Тема 1. Великий Новгород

Тема 2. Суздаль

Тема 3. Владимир

Тема 4. Сергиев Посад

Тема 5. Ростов Великий

Раздел 6. Прогулки по Москве

Тема 1. Художественные сокровища Кремля

Тема 2. Москва музыкальная и театральная

Тема 3. Художественные музеи Москвы

Раздел VII. В городе-музее Санкт-Петербурге

Тема 1. Памятники архитектуры

Тема 2. Музеи Санкт-Петербурга

Тема 3. Петербург театральный и музыкальный

Раздел I. Путешествие по Египту: к истокам художественной культуры человечества

Тема 1. Пирамиды – хранители вечности

Тема 2. Каир

Тема 3. Музыкальный мир Древнего Египта

Тема 4. Круиз по Нилу

Тема 5. Луксор и Карнак

Тема 6. Абу – Симбел

Раздел II. Художественный мир Греции: среди памятников античного искусства

Тема 1. У подножия Олимпа

Тема 2. Афины – центр художественной культуры античного мира

Тема 3. Микены

Тема 4. Дельфы

Раздел III. Города-музеи Италии

Тема 1. Прогулки по Риму

Тема 2. В священном Ватикане

Тема 3. Помпеи

Тема 4. Флоренция

Тема 5. Венеция

Тема 6. Пиза

Тема 7. В Неаполе и Милане

Раздел I. Художественный мир Англии

Тема 1. Стоунхендж

Тема 2. Лондон

Раздел II. Художественный мир Франции

Тема 1. Париж

Тема 2. Русские сезоны в Париже

Тема 3. Импрессионизм в живописи и музыке

Тема 4. Дворцово-парковый ансамбль Версаля

Раздел III. Художественный мир Германии и Австрии

Тема 1. На городских площадях

Тема 2. В соборах

Тема 3. В средневековых замках

Тема 4. В театрах

Тема 5. Дрезденская картинная галерея

Тема 6. На родине вальса

Раздел 5. Испания – страна разнообразных художественных традиций

Тема 1. Пещера Альтамира – галерея живописи

Тема 2. Гранада

Тема 3. Мадрид

Тема 4. Толедо

Тема 5. Барселона

Тема 6. Феерия – праздник для всех

Раздел 1. Художественные сокровища Индии

Тема 1. Образы древней индийской мифологии в искусстве

Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Тема 3. Шедевры индийской литературы

Тема 4. Музыка и танцы

Тема 4. Театр

Тема 5. Индийское кино

Раздел 2. Китай: мудрость древних традиций

Тема 1. Мифологические образы в искусстве

Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Тема 3. Музыка, танцы, театр

Раздел 3. Япония – далекая и близкая

Тема 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Тема 2. Поэзия, музыка, танцы, театр

Раздел 4. Художественная культура Америки

Тема 1. Художественная культура доколумбовой Америки

Тема 2. Архитектура и изобразительное искусство

Тема 3. Американские мелодии и ритмы.

Тема 4. Кино, театр, массовые зрелища

Раздел 1. Музей современного искусства

Тема 1. Изобразительное искусство

Тема 2. Дизайн

Тема 3. Архитектура

Раздел 2. Фонотека хх века

Тема 1. Музыкальные новации и эксперименты

Тема 2. Возвращение к истокам

Раздел 3. Театр и кино

Тема 1.Театрльные эксперименты

Тема 2. Мир кино

Требования к уровню подготовки учащихся

Тема 2. В соборах

Шедевры немецкой храмовой архитектуры, скульптуры и церковной музыки.

Три наиболее древних больших собора Германии - в Вормсе, Шпейере и Майне. Устремленные ввысь силуэты храмов, возведенных после XII века. Витражи и барельефы в храмах. Кельнский собор.

Роль музыки в протестантских и католических богослужениях. Основные жанры церковной музыки в Германии: хорал, месса, реквием, магнификат, страсти.

Хорал - хоровое произведение с религиозным текстом, предназначенное для католического или протестантского богослужения. Григорианский хорал - основной жанр церковных песнопений в римско-католической церкви, его одноголосное звучание на латинском языке. Многоголосные (протестантские) хоралы на немецком языке, появившиеся в 16 веке в протестантских храмах. Простота мелодий хоралов, их близость народным напевам. Хоралы, выросшие на почве народной музыки, как основа для многих более сложных жанров немецкой музыки.

Месса (от лат. «отпускаю») как главный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, в котором, как правило, важная роль отводится музыке. Традиция пения текстов мессы. Месса как многочастное музыкальное произведение для хора (иногда также певцов-солистов) с инструментальным сопровождением или без него, исполняемое на латинском языке. Основные разновидности мессы – реквием (заупокойная служба) и хоральная месса (немецкие гимны в протестантской службе). «Месса си минор» И.С.Баха..

Магнификат – церковное песнопение на текст из Евангелия «Величит душа моя Господа». Его связь с Благовещеньем. Магнификат как часть вечернего богослужения. Латинские и немецкие рождественские песни, включавшиеся нередко в Германии в магнификаты. Отражение этой практики в магнификатах И.С.Баха.

Страсти – произведения, в которых отражается история последних дней жизни Иисуса Христа. Хоровые и сольные фрагменты «страстей». «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» И.С. Баха как выдающиеся образцы данного жанра.

Органная музыка в католическом и протестантском богослужениях. Орган, его устройство (клавишно-духовой музыкальный инструмент, состоящий из труб, вохздухонагнетательного механизма и аппарата управления) Интенсивное развитие в 15—16 вв. органной музыки.

Полифоническая музыка, исполняемая на органе, как часть протестантского и католического богослужений. Полифония (от греч. – «многочисленный звук») как сочетание и одновременное звучание нескольких переплетающихся друг с другом мелодий, каждая из которых имеет самостоятельное значение.


Шедевры органной музыки созданные великим немецким композитором Иоганом Себастьяном Бахом

Токатта и фуга ре минор для органа – одно из наиболее вдохновенных полифонических произведений И.С.Баха. Токката - виртуозная пьеса. Фуга (от лат. «бег») – полифоническое произведение, исполняемое обычно в быстром темпе. В нем один голос словно задает вопрос, а второй ему будто отвечает.

Церковная драма - форма искусства театра раннего средневековья. Борьба церкви против остатков античного театра, сельских игрищ и шпильманов. Стремление церковнослужителей использовать театральные формы в религиозных целях. Два вида церковной драмы – литургическая и полулитургическая.

Появление в 1Х веке театрализованной мессы, выработка ритуала чтения в лицах эпизодов легенды погребения Иисуса Христа и его воскресения. Рождение из этих диалогов ранней литургической драмы, роли в которой исполняли священники.

Два цикла литургических драм - рождественский, рассказывавший о рождении Христа, и пасхальный, передававший историю его воскресения.

Постепенное усложнение литургической драмы, появление разнообразных костюмов, создание священниками «режиссерских инструкций» с точным указанием текста и движений.

Исполнение литургических драм на латинском языке, напевно, с использованием стиля церковной декламации.

Постепенное обособление драмы от мессы, снижение ее религиозного пафоса, «обмирщение» (появление диалектной речи, бытового языка, светских элементов в костюмах исполнителей и декорациях). Использование эффектных постановочных трюков.

Вынесение литургической драмы из-под сводов храма на паперть. Рождение полулитургической драмы (середина XII в.).

Постановки на церковной паперти, на церковные средства. Совместное участие в представлении священников и мирян. Определяющее влияние вкусов городской толпы на церковный театр, формально находящийся во власти духовенства. Представления в дни ярмарок, а не церковных праздников. Переход актеров на родной, понятный городской толпе язык. Более житейские сюжеты церковных постановок. Бытовое толкование библейских эпизодов в полулитургических драмах.

Особо любимые народом сцены с чертями, которые вступали в противоречие с общим ходом религиозного спектакля. Популярная драма «Действо об Адаме» (середина XII в.), в которой черти устраивают веселую пляску, встречая в аду Адама и Еву.

Одновременный показ нескольких мест действия, увеличение числа трюков, введение технических новшеств.



Тема 3. В средневековых замках

Архитектурные особенности и убранство старинных немецких замков.

Замок Гнандштейн в Саксонии (начало XII в.), замок Вартбург близ Эйзенаха в Тюрингии (XI в.), парадный дворец в Вартбурге, возведенный в 1190 – 1225 гг.

Современные музейные коллекции в старинных немецких замках, портреты их прежних обитателей (знатных вельмож, принцев, благородных рыцарей и прекрасных дам). Костюмы придворных и слуг, доспехи рыцарей. Гербы. Гобелены в замках. Библиотека.

Художественные увлечения обитателей замков. Вышивка, прядение, кружевоплетение, изобразительное творчество. Слушание песен трубадуров. Игра на лютне, цитре и других музыкальных инструментах. Сочинение музыки и поэтических произведений.

Выступления миннезингеров - «певцов любви», профессиональных средневековых поэтов-певцов, авторов и исполнителей любовной лирики. Х11 – Х111 вв. – период наивысшего расцвета творчества миннезингеров. Непосредственность и живость их песен в юго-восточных областях, изысканность и утонченность – в северных и северо-западных. Миннезингеры – «свободные художники».

Певческие состязания при дворе принца и в замках, пришедшие на смену рыцарским турнирам. Традиции исполнение на таких состязаниях «Песни о Нибелунгах» – широко известного памятника древнегерманского эпоса. «Песнь о Нибелунгах» - произведение, созданное в XII — ХIII вв. в восточной Германии на основе устных сказаний. Действующие лица поэмы - вежливые и благовоспитанные рыцари, которые соблюдают все обычаи, относятся с уважением к женщинам, а в битвах твердо следуют установившимся правилам рыцарского этикета.

Праздничные увеселения с музыкой и танцами.

Широкое распространение в светском быту мадригалов. Понятие «мадригал» (светская песня, обычно любовного содержания и изысканного характера) как один из наиболее распространенных жанров светской музыки в средневековой Германии. Традиции одноголосного исполнения мадригалов до 16 века. Многоголосные мадригалы более позднего периода.

Художественные достоинства мейсенского фарфора, широко использовавшегося в замках и дворцах немецкой знати.

Тема 4. В театрах

Оперные театры в Берлине и Дрездене. Расцвет жанра оперы в Германии, связанный с творчеством известных немецких композиторов Г.Ф. Генделем и Р. Вагнером. Основные музыкальные шедевры, созданные этими композиторами. Опера Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».


Мейстерзингеры - мастера пения (по типу ремесленных цехов оружейников, столяров, булочников), устраивавшие соревнования в искусстве сочинения и исполнения песен. Обращение композитора к народному быту и обычаям средневековых ремесленников, широкое использование народно-песенных элементов.

Драматические театры в Германии – «Немецкий театр» в Берлине, постановки в нем «Фауста» Гете, пьес Горького «Дачники» и «Мещане», «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, пьес Б. Брехта («Мамаша Кураж и ее дети» и др.) и др. Драматические театры в Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте и других городах Германии.

Тема 5. Дрезденская картинная галерея

История Дрезденской картинной галереи. Хранящиеся в ней шедевры изобразительного искусства («Спящая Венера» итальянского художника Джорджоне, работы фламандских и голландских мастеров, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля и др.).