Файл: МХК программа Т.И.Баклановаой и Н.М.Сокольниковой 5-9 кл.(региональный и школьный компоненты учебного плана).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 294

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Программы общеобразовательных учебных заведений мировая художественная культура

Программы общеобразовательных учебных заведений

5 Класс Художественная культура России: живая старина

Раздел 1. Мир традиционной народной художественной культуры

Тема 1. В музее деревянного зодчества (бытовые традиции народной художественной культуры)

Литература

Раздел 2. Художественная культура Русской православной церкви

Тема 1. Храмовая архитектура

Тема 2. Фрески и иконы

Тема 3. Русское церковно-певческое искусство

Тема 4. Русь колокольная

Тема 5. На пороге храма: духовные стихи на Руси

Раздел 3. Традиционная городская художественная культура

Тема 1. В боярских палатах

Тема 2. В городских особняках

Тема 3. В дворянских усадьбах

Тема 4. Царские дворцы – памятники русского зодчества

Раздел 4. Древние города – жемчужины художественной культуры России

Тема 1. Великий Новгород

Тема 2. Суздаль

Тема 3. Владимир

Тема 4. Сергиев Посад

Тема 5. Ростов Великий

Раздел 6. Прогулки по Москве

Тема 1. Художественные сокровища Кремля

Тема 2. Москва музыкальная и театральная

Тема 3. Художественные музеи Москвы

Раздел VII. В городе-музее Санкт-Петербурге

Тема 1. Памятники архитектуры

Тема 2. Музеи Санкт-Петербурга

Тема 3. Петербург театральный и музыкальный

Раздел I. Путешествие по Египту: к истокам художественной культуры человечества

Тема 1. Пирамиды – хранители вечности

Тема 2. Каир

Тема 3. Музыкальный мир Древнего Египта

Тема 4. Круиз по Нилу

Тема 5. Луксор и Карнак

Тема 6. Абу – Симбел

Раздел II. Художественный мир Греции: среди памятников античного искусства

Тема 1. У подножия Олимпа

Тема 2. Афины – центр художественной культуры античного мира

Тема 3. Микены

Тема 4. Дельфы

Раздел III. Города-музеи Италии

Тема 1. Прогулки по Риму

Тема 2. В священном Ватикане

Тема 3. Помпеи

Тема 4. Флоренция

Тема 5. Венеция

Тема 6. Пиза

Тема 7. В Неаполе и Милане

Раздел I. Художественный мир Англии

Тема 1. Стоунхендж

Тема 2. Лондон

Раздел II. Художественный мир Франции

Тема 1. Париж

Тема 2. Русские сезоны в Париже

Тема 3. Импрессионизм в живописи и музыке

Тема 4. Дворцово-парковый ансамбль Версаля

Раздел III. Художественный мир Германии и Австрии

Тема 1. На городских площадях

Тема 2. В соборах

Тема 3. В средневековых замках

Тема 4. В театрах

Тема 5. Дрезденская картинная галерея

Тема 6. На родине вальса

Раздел 5. Испания – страна разнообразных художественных традиций

Тема 1. Пещера Альтамира – галерея живописи

Тема 2. Гранада

Тема 3. Мадрид

Тема 4. Толедо

Тема 5. Барселона

Тема 6. Феерия – праздник для всех

Раздел 1. Художественные сокровища Индии

Тема 1. Образы древней индийской мифологии в искусстве

Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Тема 3. Шедевры индийской литературы

Тема 4. Музыка и танцы

Тема 4. Театр

Тема 5. Индийское кино

Раздел 2. Китай: мудрость древних традиций

Тема 1. Мифологические образы в искусстве

Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Тема 3. Музыка, танцы, театр

Раздел 3. Япония – далекая и близкая

Тема 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Тема 2. Поэзия, музыка, танцы, театр

Раздел 4. Художественная культура Америки

Тема 1. Художественная культура доколумбовой Америки

Тема 2. Архитектура и изобразительное искусство

Тема 3. Американские мелодии и ритмы.

Тема 4. Кино, театр, массовые зрелища

Раздел 1. Музей современного искусства

Тема 1. Изобразительное искусство

Тема 2. Дизайн

Тема 3. Архитектура

Раздел 2. Фонотека хх века

Тема 1. Музыкальные новации и эксперименты

Тема 2. Возвращение к истокам

Раздел 3. Театр и кино

Тема 1.Театрльные эксперименты

Тема 2. Мир кино

Требования к уровню подготовки учащихся

«Львиная капитель» – наиболее ранний памятник каменной скульптуры, национальная эмблема современной Индии.

Скульптурные изображения Будды, Кришны, Шивы. Фигуры духов плодородия – якшинь.

Резьба по кости, ювелирные украшения из кости и индийских самоцветов, другие виды традиционного индийского декоративно-прикладного искусства.

Волшебный мир индийской миниатюрной живописи. Условность и канон изображения мифологических персонажей. Ваника – живопись на музыкальные темы.

Образы Индии в живописи Н.К. Рериха и других произведениях искусства.

Тема 3. Шедевры индийской литературы

Санскрит – «классический» язык индийской литературы. Памятники эпической поэзии древней Индии – поэмы «Махабхарата» и «Рамаяма». Санскритские сборники басен, притч, сказок и других образцов древнего индийского фольклора.

Творчество Файзи, Р.Тагора.

Тема 4. Музыка и танцы

Музыка как часть древних обрядов. Связь музыки с природой. Космологические образы в индийской музыке.

Культово-ритуальные песнопения. Традиции речитативного исполнения священных текстов Ригведы (веды гимнов). Самаведа (веда мелодий).

Яркое выражение в музыке различных состояний души, эмоций и чувств. Раги и рагини. Народные песни (лирические, трудовые и др.) на общедоступном языке – хинди.

Индийские музыкальные инструменты: ударные (дхол, дхолак, нагара и др.), духовые – комбу, сингх (разновидности рога), тиручиннам, карна (прямые трубы), бансури, алгоза (флейты), струнно-щипковые – эктар, дотара, струнно-смычковые – камайча, банам и др.

Возникновение и развитие классической музыки при дворах знати, в традиционном театре и, наряду с культовой музыкой, в храмах.

Медитативная музыка.

Взаимосвязь различных видов искусства в сангит (синтез танца и музыки). Язык индийских танцев, важное выразительное значение мимики, движений тела, рук и пальцев, поворотов и движений головы, направления и характера взгляда, позиции танцующих ног, силы их удара об пол и других символических элементов. Танец-молитва, танец-монолог, танец-диалог. Современные школы танца в Индии. Национальные костюмы исполнителей индийских танцев, сари.

Танец как ключ к пониманию индийской живописи и скульптуры.


Тема 4. Театр

Индийский народный театр, принадлежащий к самым ранним театральным системам мира. Мистериальная драма. Искусство фарса, его истоки в древних индийских обрядах и играх индийских племен. Органичный синтез музыкального, вокального и хореографического искусства в традиционном индийском театре.

Тема 5. Индийское кино

Индийские художественные фильмы как яркое явление современной мировой культуры. Национальный колорит образов и сюжетов индийского кино, красочность пейзажей и костюмов исполнителей. Важная роль национальной музыки, песен и танцев в индийских художественных фильмах.

Индийское кино – отражение души народа.

Литература

Алаев Л. Б. Такой я видел Индию. М., 1971.

Бабкина М. П., Потапенко С. И. Народный театр Индии. М., 1964.

Виноградов В. Индийская рага. М., 1976.

Гоголев К. Н. Мировая художественная культура: Индия. Китай. Япония. М., 1999.

Гусева Р. Н. Индия: тысячелетия и современность. М., 1971.

Древняя Индия. Историко-культурные связи. М., 1982.

Искусство Индии /Сост. С. И. Тюляев, М., 1969.

Искусство народов Востока. М., 1958.

Котовская М. П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982.

Менон Радхава Р. Звуки индийской музыки. Путь к раге. М.,1982.

Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М.,1991

Потапенко С. Н. Изобразительное искусство Индии в новое и новейшее время. М., 1981.

Тюляев С.И., Леонидов А. Рассказы об индийском искусстве. М., 1970.

Раздел 2. Китай: мудрость древних традиций

Введение в мир китайской художественной культуры. Ее древнейшие исторические корни. Культы природных стихий и духов предков. Тотемы.

Конфуцианские ценности в традиционном искусстве Китая. Даосизм, его идеалы, вдохновлявшие китайских поэтов и художников на изображения природы. Буддизм и китайская культура. Символизм китайского искусства.

Изобретение китайцами бумаги, возникновение искусства книгопечатания. Гадательные надписи. «Книга перемен» как древнейший памятник китайской культуры.

Тема 1. Мифологические образы в искусстве

Древняя китайская мифология: космогонические мифы, мифы о стихийных бедствиях и героях, мифы о первопорядках.

Мир и человек в искусстве Древнего Китая.

Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Великая китайская стена – уникальное архитектурное сооружение.


Пещерные храмы и сохранившиеся в них памятники древней буддийской скульптуры. Ритуальные бронзовые сосуды, изображения на них знаков солнца, луны, ветра и молний, а также пяти первоэлементов мира – воды, земли, дерева, огня и металла. Статуэтки в древних погребениях.

Земное, человеческое начало в изображениях Будды, высеченных в скалах (в отличии от индийских скульптур Будды). Настенная живопись в храмах на сюжеты буддийских проповедей.

Дворцовый комплекс и императорская гробница в Пекине.

«Храм Неба» в Пекине. Пагоды.

Садово-парковое искусство. Деревья с причудливыми изгибами, изящные павильоны, мостики, источенные ветрами камни – отражение дикой природы. Символический смысл цветов и растений (зимняя слива – обновление, бамбук – верная дружба и стойкость, нарцисс – удача, счастье, хризантема – долгая жизнь, пион – весна, лотос – чистота и др.).

Иероглифы. Синтез поэзии, живописи и каллиграфии в китайской культуре.

Поэзия китайской живописи. Изображения на бамбуковых пластинках. Пейзажи на шелке, основные их элементы: вода, дерево, камень. Картины в форме вертикальных и горизонтальных свитков, написанные тушью и минеральными красками на шелковых полотнищах. Традиционные изображения драконов, живопись «Цветов и птиц».

Декоративно-прикладное искусство Китая с древности до наших дней (фарфор, керамика, стекло, резьба по дереву, резьба по камню, преимущественно нефриту, лаковые изделия, перегородчатые и расписные эмали, и др.).

Художественные достоинства «терракотовой армии».

Традиционный китайский костюм.


Тема 3. Музыка, танцы, театр

Древнейшие истоки китайской музыки, история которой насчитывает несколько тысячелетий. Космологическая концепция природы музыки, отраженная в конфуцианских трактатах. Древние представления о важной социально-политической роли музыки как одного из средств управления государством, воспитания людей и достижения гармонии в обществе. Даосизм о слиянии музыки и природы. Буддизм и воззрения на музыку как мистическое явление.

Идеи о связи звуков звукоряда с периодами суток, с положениями Солнца и Луны, с месяцами года, пятью стихиями, сторонами света и т.д.

Древняя ритуальная музыка и ритуальные оркестры. Ритуальные песнопения. «Книга песен» – сборник магических песен, од и гимнов.

Народные танцы с пением, традиционные песни и сценки под музыку. Разновидности цитр, гуслей, лютни, продольные и поперечные флейты, многоствольные флейты, барабаны, наборы бронзовых колоколов и другие музыкальные инструменты.

Церемониальная музыка и музыка светских увеселений. Многосоставные оркестры (от 300 до 800 исполнителей).

Традиции камерного домашнего музицирования (на флейте ди, арфе кункоу, и др.)

Песенно-танцевальные сюиты – дацюй.

Музыкальный театр. Театрализованные песенно-танцевальные и фарсовые представления.

Особенности традиционных китайских театральных постановок: действия с воображаемыми предметами, постоянные амплуа, условность костюма и др. Обязательное музыкальное сопровождение спектаклей.

Китайская классическая драма.

Литература

Васильев Л.С. Культы, религия, традиции в Китае. М.,1970.

Искусство стран Востока. М.,1986.

История и культура Китая. М.,1974.

Китайское изобразительное искусство /По материалам выставки 1950 года в Москве. М., 1952.

Коттерелл А. Китай. Лондон-М., 1994.

Китай: история, культура и историография. М.,1977.

Малявич В.В. Китайская цивилизация. М., 2000

Самбурова Е.Н., Медведева А.А. Китай. М.,1991.

Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1987.

Сладковский М.И. Знакомство с Китаем и китайцами. М.,1984.

Шедевры искусства Китая. Беларусь, 1997.

Шицзин. Книга песен и гимнов. М., 1987.

Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

Раздел 3. Япония – далекая и близкая

Введение в мир японской художественной культуры. Япония – одна из самых цивилизованных и процветающих стран современного мира. Океан, его роль в японской жизни и культуре. Образы горы Фудзиямы и ветки сакуры как своеобразные символы японского искусства. Древний культ духов природы и родовых божеств. Распространение буддизма, пришедшего из Китая. Буддийские монастыри как очаги культуры.


Искусство чайной церемонии.

Чайные сады и сады камней, в японской культуре.

Икебана

Тема 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Синтоитские святилища. Пагоды, их пятиярусная конструкция как символическое выражение культа пяти стихий. Императорские дворцы. Замки феодалов. Архитектура традиционного японского жилища, ниша токонома.

Традиционный японский костюм. Росписи кимоно.

Статуи и статуэтки Будды. Фигура божества искусства Гигэйтен.

Своеобразие японской живописи.

Пейзажи на свитках, свитки-повести.

Особенности японской гравюры на дереве. Творчество Хокусая.

Японское декоративно-прикладное искусство (бронзовые сосуды, фарфор, керамика, лаковые шкатулки, резьба по дереву и др.)

Роспись керамики, ширм, вверов.

Нэцке – не только утилитарный предмет, но и часть духовной культуры. Взаимосвязь тематики этой миниатюрной скульптуры с мифологией, историей, литературой, фольклором.