Файл: МХК программа Т.И.Баклановаой и Н.М.Сокольниковой 5-9 кл.(региональный и школьный компоненты учебного плана).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 276
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Программы общеобразовательных учебных заведений мировая художественная культура
Программы общеобразовательных учебных заведений
5 Класс Художественная культура России: живая старина
Раздел 1. Мир традиционной народной художественной культуры
Тема 1. В музее деревянного зодчества (бытовые традиции народной художественной культуры)
Раздел 2. Художественная культура Русской православной церкви
Тема 3. Русское церковно-певческое искусство
Тема 5. На пороге храма: духовные стихи на Руси
Раздел 3. Традиционная городская художественная культура
Тема 4. Царские дворцы – памятники русского зодчества
Раздел 4. Древние города – жемчужины художественной культуры России
Тема 1. Художественные сокровища Кремля
Тема 2. Москва музыкальная и театральная
Тема 3. Художественные музеи Москвы
Раздел VII. В городе-музее Санкт-Петербурге
Тема 2. Музеи Санкт-Петербурга
Тема 3. Петербург театральный и музыкальный
Раздел I. Путешествие по Египту: к истокам художественной культуры человечества
Тема 1. Пирамиды – хранители вечности
Тема 3. Музыкальный мир Древнего Египта
Раздел II. Художественный мир Греции: среди памятников античного искусства
Тема 2. Афины – центр художественной культуры античного мира
Раздел III. Города-музеи Италии
Раздел I. Художественный мир Англии
Раздел II. Художественный мир Франции
Тема 2. Русские сезоны в Париже
Тема 3. Импрессионизм в живописи и музыке
Тема 4. Дворцово-парковый ансамбль Версаля
Раздел III. Художественный мир Германии и Австрии
Тема 3. В средневековых замках
Тема 5. Дрезденская картинная галерея
Раздел 5. Испания – страна разнообразных художественных традиций
Тема 1. Пещера Альтамира – галерея живописи
Тема 6. Феерия – праздник для всех
Раздел 1. Художественные сокровища Индии
Тема 1. Образы древней индийской мифологии в искусстве
Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Тема 3. Шедевры индийской литературы
Раздел 2. Китай: мудрость древних традиций
Тема 1. Мифологические образы в искусстве
Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Раздел 3. Япония – далекая и близкая
Тема 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Тема 2. Поэзия, музыка, танцы, театр
Раздел 4. Художественная культура Америки
Тема 1. Художественная культура доколумбовой Америки
Тема 2. Архитектура и изобразительное искусство
Тема 3. Американские мелодии и ритмы.
Тема 4. Кино, театр, массовые зрелища
Раздел 1. Музей современного искусства
Тема 1. Изобразительное искусство
Тема 1. Музыкальные новации и эксперименты
Абстрактная живопись В. Кандинского. Эксперименты с цветом, поиски композиции («Импровизация 7», «Озеро», «Композиция VI», «Черное пятно», «Импровизация холодных форм», «Синий гребень», «Сумеречное», «Черный штрих», «Маленькая мечта в красном», «Беспредметное», «Клинья в дуге»).
Выразительные возможности произведений В. Татлина – русского конструктивиста, живописца, графика, театрального художника («Летатлин», модель памятника-башни 3-го Интернационала).
Творчество П. Филонова – русского живописца и графика, разрабатывающего принципы «аналитического искусства». Разложение формы на бесконечно дробящиеся первоэлементы и составление из них сложных композиций, способных к бесконечному развертыванию («Цветы мирового расцвета», «Формула космоса», «Две головы», «Белая картина», «Победа над вечностью», «Формула весны», «Живая голова», «Человек в мире», «Люди», «Кристаллы. Дома»).
Слияние сцен из реальной жизни с видениями и воспоминаниями на картинах М. Шагала – художника-поэта, декоратора («Автопортрет перед мольбертом», «Скрипач», «Над городом», «Прогулка», «Всадница на красной лошади», «Ребенок с голубем», «Художник над Витебском», «День рождения», «Муза. Явление» и др.).
Сюрреализм.
Сюрреализм (сверхреализм) – направление в литературе и искусстве, сложившееся в 1920-х годах. Сюрреалистическая программа в изобразительном искусстве. Сюрреализм – средство полного освобождения разума и воображения. Бретон – идеолог сюрреализма.
Основатель сюрреализма – С. Дали, испанский художник, скульптор и график. Изобретение двойной картины («Невидимый человек», «Прозрачное лицо и блюдо с фруктами на берегу», «Невольничий рынок и прозрачный бюст Вольтера»). Убедительная иллюзорность живописи, сочетающаяся с фантастикой абсурда, парадоксальным соединением форм, изменчивостью образов («Сон», «Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепьяно», «Горящая жирафа», «Постоянство памяти», «Атомная Леда», «Метаморфоза Нарцисса», «Лицо Ман Вест, которое может быть использовано в качестве квартиры»). Иллюстрации к «Дон Кихоту». Театр-Музей С. Дали в Фигерасе (Испания).
Зашифрованные цветовые композиции П. Клее – немецкого художника и графика («Деревце в кустарнике», «Красные и белые купола», «Городская картина», «Полнолуние», «Город сновидений», «Черный князь», «Натюрморт с цветком и окном» и др.).
Геометрические абстракции и сокращение палитры до трех основных цветов (красного, синего и желтого) в творчестве П. Мондриана – голландского художника (композиции, «Буги-вуги, Бродвей »).
Парадоксальное соединение и противопоставление хорошо известных предметов на картинах Р. Магритта – бельгийского художника-сюрреалиста («Человеческое состояние I», «Добрая судьба», «Отрава», «Раскрашенная гипсовая маска», «Фальшивое зеркало», «Замок в Пиренеях», «Искусство жить», «Градация огня», «Неудачная попытка», «Красная модель», «Шедевр, или Мистерия горизонта», «Сотворение человека», «Большая семья»).
Поэтично-фантастический язык знаков, созданный под влиянием сюрреализма Х. Миро – испанским живописцем, графиком и скульптором.
Общая характеристика поп-арта, соц-арта, оп-арта, кинетизма, концептуального искусства, перформанса, инсталляции, фотореализма, хэппенинга, реди-мейда, энвайронмента, хай-тека и др.
Изображение потребительских товаров и применение трафаретных изображений идолов масс-культуры (картины из серии «Иконы звезд») Э. Уорхола – американского художника, рекламного графика-оформителя, представителя поп-арта.
Эксперименты с цветом и кинетикой плоскостей В. Вазарелли – художника венгерского происхождения, основателя оп-арта, создателя «арт-алфавита», «универсальных структур», сторонника серийных произведений искусства («Голубой этюд», «Фольклор», «Зебра», «Арктур II»).
Концептуализм — направление, объединяющее процесс творчества и процесс его исследования. Перформанс, инсталляция как основные сферы реализации концептуализма.
Творчество Д. Поллока – американского живописца, основателя так называемой живописи действия, представляющей собой метод спонтанного нанесения красок на полотно и не имеющей ничего общего с традиционными художественными формами.
Соцреализм как официальный теоретический принцип и художественное направление в советском искусстве.
Соц-арт – одно из наиболее известных направлений советского искусства 70-80-х годов.
Абстрактная скульптура. Применение нетрадиционных методов и материалов.
Кинетическая скульптура. Мобили А. Колдера (металлические конструкции, подвижные в пространстве).
Сюрреализм в скульптуре. Гармоничная взаимосвязь скульптур Г. Мура с природной средой («лежащие» и «сидящие» фигуры). М. Оппенгейм из Германии «Меховой чайный сервиз». Обыденные предметы как скульптурные произведения. Творчество М. Дюшана («Сушилка для бутылок», «Велосипедное колесо на табурете»).
Э. Неизвестный – скульптор и график. Архитектурный монумент «Древо Жизни» – памятник творчеству человека в искусстве, науке и технике. Важнейшие произведения – скульптуры «Кентавр», «Каменные слезы», монумент «Цветок Лотоса», серия гравюр и рисунков к произведениям Ф. Достоевского, Данте.
От образа к знаку – творчество М. Шемякина – скульптора, графика, живописца, философа, искусствоведа («Святой Христофор», памятник Петру I в С.-Петербурге, памятник И.Бродскому в Венеции; графические серии; оформление карнавалов).
Тема 2. Дизайн
Искусство дизайна (промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн одежды, дизайн среды, фитодизайн и др.).
Научная основа дизайна – техническая эстетика.
Проектирование предметов. Соответствие формы предмета его назначению. Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства. Учет эргономических требований (пропорций человека, размеров его руки и др.). Польза, прочность и красота, многообразие условий функционирования вещи (упаковка, транспортировка, эксплуатация и др.).
Формообразование вчера и сегодня.
Реклама и ее эстетические особенности.
Социально-культурная и воспитательная функции дизайна.
Тема 3. Архитектура
Стиль «Модерн» в архитектуре ХХ века.
Конструктивизм в архитектуре. Эстетические возможности таких материалов как металл, стекло, дерево.
Новый тип зданий русского архитектора К. Мельникова. Динамичная экспрессия форм и функциональная целесообразность композиции, смелые конструктивные решения, трансформация пространства внутри здания (клубы им. И. В. Русакова, завода «Каучук», фабрики «Буревестник», собственный дом в Кривоарбатском переулке – все в Москве).
Пять основных принципов архитектуры Ле Корбюзье (вилла «Савой» в Пуасси, вилла в Гарше, комплекс в Марселе, капелла в Роншане, дом Центрсоюза в Москве). Большие городские ансамбли (Чандигарх в Индии).
Пластические тенденции в творчестве архитектора Ф. Райта (Дом над водопадом в Бер-Ране, Уиллитс-хаус в Хайленд-парке и др.).
Оперный театр в Сиднее – оригинальная конструкция с «парусами» – символ новой архитектуры.
Новые материалы и технологии в современной архитектуре. Архитектура и природа. Архитектура – новая природа. Архитектурная бионика – создание архитектурных сооружений на основе конструкции живых организмов. «Органическая» архитектура.
Раздел 2. Фонотека хх века
Тема 1. Музыкальные новации и эксперименты
Идеи нового времени. Революционные идеи в массовых песнях советского периода. Д.Шостакович. 7-я симфония (Ленинградская). Творчество Б.Бриттена. Ганс Эйслер (музыка к фильму Брехта «Голое пузо, или Кому принадлежит мир?», песни борьбы, музыка к «Реквиему по Ленину» Брехта, песня «Возродимся из руин», объявленная в 1949г. национальным гимном ГДР, и др.). Антифашистские зонги.
Создание множества новых музыкальных концепций, в том числе «мировой музыки», «музыки процесса», «пространственной музыки», «формульной композиции». Переработка музыки различных регионов мира в комплексное звуковое единство. Процесс – композиции ( например «Плюс-минус», «Шествие», «Из семи дней»).
Интуитивная музыка. Особенности партитуры, стоящей перед музыкантом-исполнителем (наличие в ней лишь рисунков, символов или текстовки).
Концепция «сферического образа» времени, основанная на использовании разных музыкальных стилей, а также синхронного движения музыки, речи и сценического действия, где настоящее и будущее совмещены. Элементы различных музыкальных эпох и стилевых направлений, соответственно точно обозначенные в партитуре. Объединение их в целое серийными структурами. Множество цитат, звучащих одновременно, как выражение идеи о совмещении прошлого, настоящего и будущего.
Новые звуковые миры. Попытки композиоров найти новый музыкальный язык. Синтез музыки и света, введение А.Н. Скрябиным в симфоническую партитуру «Прометея» («Поэмы огня») партии света, что связано с обращением к цветному слуху.
Нетрадиционное использование музыкальных инструментов (например, фортепиано в качестве ударного инструмента). Эффект использование «моторных», почти машинных ритмов. П.Хиндемита «Художник Матис».
Развитие электронных композиторских техник. Комбинирование магнитофонных записей с живыми инструментами и голосами. Синтезатор и его возможности имитации различных звуков окружающего мира.
Рождение новых жанров. Джаз – символ ХХ века. Появление симфоджаза, экологического джаза, джаз-рока. Рок. Широкое распространение рок-музыки (психоделический рок, панк-рок, тяжелый рок, афро-рок, барроко-рок, фолк-рок и др.). Возникновение жанра рок-оперы (А. Б. Журбин «Орфей и Эвридика», А. Л. Рыбников «Звезда и смерть Хаокина Мурьеты», «Юнона и Авось» и др.).
Рождение радиооперы, фильма-оперы и других музыкальных жанров. Развитие жанра мюзикла (А. Л. Рыбников «Приключения Буратино»).
Расцвет эстрадной музыки. Творчество композиторов-песенников Развитие песенного жанра. Творчество А. И. Пахмутовой, М. Таравердиева и др. Современная авторская песня (Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др.).
Звезды эстрады (А.Пугачева и другие).
Авторская песня (Б.Окуджава, Ю.Визбор, Ю.Мориц, В.Высоцкий и другие).
Музыкальный авангард. Музыкальные эксперименты А. Шнитке (полистилистика, коллаж и др.), Э. Денисова (алеаторика, свободная серийность), С. Губайдулиной (использование нетрадиционных камерных составов и др.). Атональная музыка (Пауль Хиндемит и др.).
Синтез джазовых элементов и классических форм в творчестве Курта Вайля ( «Трехгрошовая опера» (1928г.), созданная Вайлем совместно с Брехтом. Сочетание в этом произведении танцев и «легкой» развлекательной музыки с уличными песенками и хорами. Зонги, комментирующие действие оперы. Опера «Расцвет и упадок города Мэхэгонны», написанная в «брехтовском» стиле, - злая сатира на капиталистическое общество. «Семь смертных грехов обывателя» - балет с пением, написанный в содружестве с Б. Брехтом.