Файл: МХК программа Т.И.Баклановаой и Н.М.Сокольниковой 5-9 кл.(региональный и школьный компоненты учебного плана).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Программы общеобразовательных учебных заведений мировая художественная культура

Программы общеобразовательных учебных заведений

5 Класс Художественная культура России: живая старина

Раздел 1. Мир традиционной народной художественной культуры

Тема 1. В музее деревянного зодчества (бытовые традиции народной художественной культуры)

Литература

Раздел 2. Художественная культура Русской православной церкви

Тема 1. Храмовая архитектура

Тема 2. Фрески и иконы

Тема 3. Русское церковно-певческое искусство

Тема 4. Русь колокольная

Тема 5. На пороге храма: духовные стихи на Руси

Раздел 3. Традиционная городская художественная культура

Тема 1. В боярских палатах

Тема 2. В городских особняках

Тема 3. В дворянских усадьбах

Тема 4. Царские дворцы – памятники русского зодчества

Раздел 4. Древние города – жемчужины художественной культуры России

Тема 1. Великий Новгород

Тема 2. Суздаль

Тема 3. Владимир

Тема 4. Сергиев Посад

Тема 5. Ростов Великий

Раздел 6. Прогулки по Москве

Тема 1. Художественные сокровища Кремля

Тема 2. Москва музыкальная и театральная

Тема 3. Художественные музеи Москвы

Раздел VII. В городе-музее Санкт-Петербурге

Тема 1. Памятники архитектуры

Тема 2. Музеи Санкт-Петербурга

Тема 3. Петербург театральный и музыкальный

Раздел I. Путешествие по Египту: к истокам художественной культуры человечества

Тема 1. Пирамиды – хранители вечности

Тема 2. Каир

Тема 3. Музыкальный мир Древнего Египта

Тема 4. Круиз по Нилу

Тема 5. Луксор и Карнак

Тема 6. Абу – Симбел

Раздел II. Художественный мир Греции: среди памятников античного искусства

Тема 1. У подножия Олимпа

Тема 2. Афины – центр художественной культуры античного мира

Тема 3. Микены

Тема 4. Дельфы

Раздел III. Города-музеи Италии

Тема 1. Прогулки по Риму

Тема 2. В священном Ватикане

Тема 3. Помпеи

Тема 4. Флоренция

Тема 5. Венеция

Тема 6. Пиза

Тема 7. В Неаполе и Милане

Раздел I. Художественный мир Англии

Тема 1. Стоунхендж

Тема 2. Лондон

Раздел II. Художественный мир Франции

Тема 1. Париж

Тема 2. Русские сезоны в Париже

Тема 3. Импрессионизм в живописи и музыке

Тема 4. Дворцово-парковый ансамбль Версаля

Раздел III. Художественный мир Германии и Австрии

Тема 1. На городских площадях

Тема 2. В соборах

Тема 3. В средневековых замках

Тема 4. В театрах

Тема 5. Дрезденская картинная галерея

Тема 6. На родине вальса

Раздел 5. Испания – страна разнообразных художественных традиций

Тема 1. Пещера Альтамира – галерея живописи

Тема 2. Гранада

Тема 3. Мадрид

Тема 4. Толедо

Тема 5. Барселона

Тема 6. Феерия – праздник для всех

Раздел 1. Художественные сокровища Индии

Тема 1. Образы древней индийской мифологии в искусстве

Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Тема 3. Шедевры индийской литературы

Тема 4. Музыка и танцы

Тема 4. Театр

Тема 5. Индийское кино

Раздел 2. Китай: мудрость древних традиций

Тема 1. Мифологические образы в искусстве

Тема 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Тема 3. Музыка, танцы, театр

Раздел 3. Япония – далекая и близкая

Тема 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Тема 2. Поэзия, музыка, танцы, театр

Раздел 4. Художественная культура Америки

Тема 1. Художественная культура доколумбовой Америки

Тема 2. Архитектура и изобразительное искусство

Тема 3. Американские мелодии и ритмы.

Тема 4. Кино, театр, массовые зрелища

Раздел 1. Музей современного искусства

Тема 1. Изобразительное искусство

Тема 2. Дизайн

Тема 3. Архитектура

Раздел 2. Фонотека хх века

Тема 1. Музыкальные новации и эксперименты

Тема 2. Возвращение к истокам

Раздел 3. Театр и кино

Тема 1.Театрльные эксперименты

Тема 2. Мир кино

Требования к уровню подготовки учащихся

Министерство образования Российской Федерации

Программы общеобразовательных учебных заведений мировая художественная культура

5-9 классыМинистерство образования Российской Федерации

Программы общеобразовательных учебных заведений

Пояснительная записка

Программа предназначена для первоначального знакомства школьников с мировой художественной культурой – безгранично широким явлением, включающим в себя совокупность художественных культур разных стран, народов, цивилизаций, эпох. Содержание программы охватывает лишь некоторые наиболее яркие стороны художественной культуры России и некоторых других стран мира, лучшие традиции которых служат своего рода ориентирами в современном мировом художественном пространстве.

Ведущей идеей программы является пробуждение у школьников интереса к освоению этого пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового, но и сохранились различные пласты художественного наследия человечества. Это прежде всего самобытные традиции народного творчества, шедевры классического искусства, памятники церковной архитектуры, музыки, иконописи и т.д., а также формы их бытования (празднично-обрядовые, семейно-бытовые, зрелищные, и др.).

Знакомство с ними предлагается осуществлять в широком контексте жизни той или иной страны, раскрывая взаимосвязь ее художественной культуры с особенностями природной среды, традиционным укладом жизни и характером народа, его представлениями об устройстве мира, религиозными взглядами, а главное – высшими духовно-нравственными ценностями и идеалами, составляющими «ядро» мировой художественной культуры.

В основу программы положена авторская аксиологическая, то есть базирующаяся на философском учении о ценностях, концепция предмета «Мировая художественная культура». Культура, как известно, представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей. Информация о мировой художественной культуре приобретает особый педагогический, воспитательный смысл, если она передается сквозь призму тех духовно-нравственных ценностей, которые имеют особое значение для формирования и развития личности в современной сложной и противоречивой социально-культурной ситуации.


Программа для 5-9 класса нацелена на формирование художественной культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов человечества (в том числе - любви к родной земле, народу и родному очагу, идеалов красоты, доброты, истины, милосердия, сострадания и т.д.). Художественная культура личности рассматривается при этом как часть духовно-нравственной культуры, во взаимосвязи ее познавательных, ценностно-ориентационных и творческих компонентов.

Основные задачи курса:

  • Знакомство учащихся с выдающимися памятниками и шедеврами искусства разных стран и народов мира, составляющих общечеловеческое культурное наследие.

  • Формирование первоначальных представлений о мировой художественной культуре как воплощении многообразных духовно-нравственных ценностей и идеалов народов мира.

  • Воспитание ценностного отношения к отечественному культурно-историческому и национально-культурному наследию.

  • Развитие интереса к художественной жизни, традициям и обычаям разных народов и стран мира как основы культуры межнационального общения.

  • Овладение учащимися основами целостного анализа художественной культуры той или иной страны, во взаимосвязи ее различных компонентов и факторов развития.

  • Освоение доступных источников и каналов художественной информации, а также способов ее анализа.

  • Создание педагогических условий для самопознания, самооценки, развития и реализации творческого потенциала личности в процессе изучения мировой художественной культуры и творчества ее выдающихся деятелей.

Ключевыми понятиями курса являются следующие: мировая художественная культура, художественная культура общества и личности, народная художественная культура, художественное творчество, искусство, шедевры искусства и др.. Такие понятия, как художественные стили, направления, эпохи вводятся только в Х-Х1 классах.

Содержание курса сосредоточено вокруг отечественного национально-культурного и культурно-исторического наследия, которое рассматривается как основа освоения школьниками мирового художественного пространства (в том числе – наследия античности, западно-европейских художественных традиций, восточных художественных культур, художественной культуры Америки).

Содержание программы включает, прежде всего, изучение памятников художественной культуры, сохранившихся до наших дней. Знакомство с ними может проходить в форме воображаемого путешествия по странам и континентам современного мира, где древние традиции живут рядом с новыми явлениями, составляя подчас уникальный художественный синтез.


В путешествии учащиеся познакомятся:

- с традиционной художественной культурой разных народов мира, в том числе - с памятниками народного зодчества, сохранившимися в этнографических заповедниках и музеях под открытым небом; с народными песнями, танцами, музыкальными инструментами, народным театром;

- с особенностями произведений искусства, созданных на основе различных религий, в том числе – с церковной музыкой, иконописью, убранством и архитектурой храмов разных эпох;

- с шедеврами изобразительного искусства, хранящимися в различных музеях мира;

- известными оперными, музыкальными и драматическими театрами;

- с современным искусством и новыми формами его распространения в мировом художественном пространстве с помощью современных информационных технологий.

В процессе занятий предлагается создание различных воображаемых ситуаций, «переносящих» школьников в боярские палаты, городские особняки, помещичьи усадьбы, средневековые замки и царские дворцы, на народные праздники, древние мистерии и т.д.

Структура программы. Программа состоит из четырех частей:

  • Художественная культура России: живая старина (5 класс);

  • Художественная культура зарубежных стран: взгляд сквозь века ( 6 -7 классы);

  • Восток и Америка: художественные контрасты разных цивилизаций (8 класс);

  • Мир без границ: художественная культура ХХ века (9 класс).

Таким образом, «путешествие» предлагается начать в 5 классе, от истоков отечественной художественной культуры, а в 6 классе продолжить его в тех странах , которые считаются колыбелью человеческой цивилизации (Египет, Греция, Италия), и в которых обнаружены древнейшие пласты художественной культуры человечества. В 7 классе предусмотрено «посещение» западноевропейских стран, в художественной культуре которых получили наиболее яркое развитие традиции античной цивилизации, а также были выработаны новые ценности, существенно повлиявшие на весь последующей мировой художественный процесс. Учащимся 8-х классов предстоят необычайно интересные встречи с уникальными памятниками и традициями художественной культуры таких восточных стран, как Индия, Китай и Япония, а также с контрастными явлениями древней и современной американской художественной культуры. Программа 9 класса посвящена знакомству с наиболее характерными тенденциями и направлениями развития мировой художественной культуры ХХ века, определяющими перспективы ее развития в новом тысячелетии.


Это путешествие должно помочь учащимся научиться видеть и ценить красоту в искусстве и жизни, лучше ориентироваться в сложном и многообраз­ном мире современной художественной культуры, открыть для себя некоторые тайны художественного творчества, понять общее и особенное в художественных культурах разных стран и народов, их роль и место в целостном мировом культурном пространстве и объединяю­щие их ценности.

Необходимо подчеркнуть, что данная программа разработана в культурологическом контексте и в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Она является базовой для основного общего образования.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Возможно увеличение часов до 2-х в неделю. В этом случае каждая предложенная тема программы изучается бо­лее подробно. В программе заложена возможность вариативного обучения. Оно будет осуществляться в зависимости от профиля, характера обучения, подготовленности учащихся. Не важно, кратко или подробно будут изучаться темы, главное, чтобы в результате учащиеся достигли определенного уровня художест­венного развития, зафиксированного в конце программы.

В программе обозначены только основные ориентиры бесконечного путешествия по мировой художественной культуре. Происходит знакомство с художественной культурой далеко не всех стран мира, однако полученные представления и навыки должны помочь учащимся заняться самообразованием. Они могут самостоятельно продолжить воображаемое путешествие с помощью книг, видеофильмов, картин, музыкальных записей и даже совершить реальные поездки.

Эффективной формой самостоятельной работы учащихся могут стать:

– разработка маршрутов путешествий по странам и континентам с целью знакомства с их художественными культурами;

– написание сочинений о памятниках и явлениях художественной культуры страны;

– оформление альбомов фотографиями, рисунками, репродукция в связи с изучаемым материалом;

– создание сценариев школьных вечеров, посвященных художественной культуре изучаемой страны;

– составление сценарных планов видео-фильмов, посвященных художественной культуре различных стран;

– рецензирование спектаклей, концертов, кинофильмов, выставок и др.

Уроки мировой художественной культуры обязательно должны проходить во взаимосвязи с уроками литературы, изобразительного искусства и музыки. Таким образом, возможна актуализация полученных знаний в процессе изучения отдельных видов искусства и опора на базовые понятия этих учебных дисциплин. Предполагается, что с видами и жанрами изобразительного искусства, видами архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна, музыки, литературы учащиеся уже познакомились в процессе изучения различных дисциплин предметной области «Искусство». Межпредметные связи и интеграция содержания гуманитарных предметов должны создать предпосылки для более глубокого понимания учащимися сущности и закономерностей развития мировой художественной культуры. Многообразные формы дополнительного образования, внеклассной и внешкольной работы призваны помочь в изучении данного курса.


Литература, рекомендуемая к каждому из разделов курса, охватывает широкий круг источников, который предполагает возможность выбора и взаимозаменяемости.