ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

"Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом"

Предисловие

Введение: мой опыт поиска Истины

О наших обвинениях православных: насколько они обоснованны

О ношении крестика, об осенении себя крестным знамением и о кресте вообще

О вещественных святынях

Об иконопочитании и молитвенном общении земной и небесной Церквей

О почитании Девы Марии

О православном богослужении и его сложности

Об отношении прихожан к священнику

О постах

О заученных молитвах

О монашестве

О спасении в Православии: по делам или благодати? Об уверенности в спасении

О проповеди в Православии

О деньгах и платных требах в Православии

О грехах и грешниках в Православии

О таинствах Церкви

О таинстве Священства

О таинстве Крещения

О таинстве Миропомазания

О таинстве Исповеди

О таинстве Причастия

О таинствах Елеопомазания и Брака

О священном предании

О сущности церкви

О единстве и неодолимости Церкви Христовой

Об отношении Православия к экуменизму

Последнее слово к протестантам

Приложение I: о неканонических книгах

Приложение II: о Септуагинте

Библиография

Ответ на статью в "христианской газете" сестры бывшего сектанта, ныне православного священника сергия кобзаря


О постах

Часто мы не понимаем православных в том, что у них есть общие посты для всех. Как можно заставлять человека поститься, ведь это дело каждого?  Кроме этого, обвинению подлежат и частичные посты, когда отказываются не от всякой еды, а только лишь от мясной и животного происхождения. Мы говорим: разве это пост? И, вообще, ведь Библия осуждает тех, кто запрещает вкушать то, что Бог сотворил (1 Тим. 4:3). Интересно здесь отметить то, что учеников Христа обвиняли, наоборот, в том, что они не постятся. Сейчас мы обвиняем их уже в обратном, но давайте рассмотрим и этот вопрос.  Прежде всего - об организованном, всеобщем посте. В Библии мы несколько раз встречаем примеры всеобщего поста (Зах. 8:19; Есф. 4:3; Иоиль 1:4; Иер. 3:6 и др.). Если в Израиле, Ветхзаветной Церкви, были всеобщие посты, то почему сейчас Церковь не может их иметь?  К тому же, и в Н.3. мы встречаем ссылку на всеобщий пост: "...пост уже прошел" (Деян. 2:9). Да и у нас самих бывает, что объявляют об общем посте по какой-то особей нужде, но только довольно редко. Так почему же Церковь не может установить на все времена пост по самой острой нашей нужде, которая постоянно есть у каждого человека - его освящение, усовершенствование, богоуподобление? Человек постоянно нуждается в том, чтобы быть еще лучше, еще ближе к Богу, еще более непривязанным к земному, еще более кротким и воздержанным. Для этого и делается пост, ведь он так помогает в этом.  Отец А.Мень пишет: "В чем смысл постов? Они прививают навык воздержания, обуздывают плоть, способствуют духовному совершенствованию. Они несут в себе принцип самоконтроля - важнейшего условия внутренней работы. Следование установленному посту, а не тому, который каждый изобретает для себя, ecть акт добровольного принятия руководства Церкви"(А Мень "Православное богослужение: таинство, слово и образ". - Москва, 1991 г. с.168).  Рассмотрим еще некоторые места Библии, где говорится о посте. В 1 Кор. 11:27 Павел свидетельствует, что он пребывал "часто в пocте" Христос также предсказывал, что Его ученики "будут поститься..." (Мф. 9:15). Давид говорит: "Колена мои изнемогли от поста" (Пс. 108:24). Анна же день и ночь служила Богу постом и молитвой (Лк. 3:37). Если даже бегло взглянуть на место, которое занимает пост, как в учении, так и в практике православных и протестантов, можно понять, кто более соответствует библейскому определению поста.  Теперь о том, можно ли частично поститься? Даниил описывает свой пост: "Вкусного хлеба я не ел мясо и вино не входило в уста мои" (Дан. 10:3). Т.е., он ел, но простую и невкусную пищу. Также и Креститель всю жизнь постился частично и ел, но oчень скудно, только акриды и мед. Ведь не так трудно день не есть, но 40 дней постничать - гораздо больше воздержания вырабатывается и духовной пользы пpиобретается.  В Православии пост, вообще, понимается намного глубже, чем у нас. Святые учат поститься всеми своими чувствами: и глазами, и ушами; ограничивать себя не только в еде, но и во сне, развлечениях, в словах, в посещении празднеств, в общении с людьми, в супружеском общении, в домашних заботах, чтобы посвятить максимум времени, сил и внимания молитве, чтению Писания и других душеполезных книг, богомыслию, самоанализу и покаянию.  Итак, Христос говорил, что когда Он уйдет - Его ученики будут поститься. На основании Библии можно поститься и организованно, всем вместе, и частично. Павел и Апостолы часто были в постах. Пост нужен для того, чтобы возводить нас к Богу и вырабатывать воздержание. Человек может поститься и по своему усердию, дополнительно, как делают это многие монахи и подвижники благочестия, но для всех Церковь установила общие посты - еженедельно в среду и пятницу и 4 больших поста в году.(Эти дни установлены были самими Апостолами. В Дидахе (Учение 12 Апостолов), документе, датируемом концом I века, в 8-й главе говорится: "Да не совпадают посты ваши с постами лицемеров; ибо они постятся во вторый и пятый день по субботе, вы же поститесь в среду и в канун (субботний)". Эти дни были избраны не случайно. Христос говорил: "Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься" (Mф.. 9:15). Значение этого текста таково: ученики Христа будут поститься после Его ухода с земли. Дни же поста (среда и пятница) избраны потому, что в среду Христос был продан Иудой первосвященникам, а в пятницу - распят.  Таким образом, в эти дни Церковь постится и скорбит об этих печальных событиях.)



О заученных молитвах

Не понимаем мы и не соглашаемся с православными в том, что они молятся часто по молитвослову, заученно, "не от сердца". С кафедры я слышал такой пример: молиться заученно - это то же, как если бы кто стал разговаривать со своим отцом выученным текстом или послал бы ему письмо, но не от себя, а письмо другого человека. Разве Богу это будет приятно? Ведь Он хочет слышать наши слова, от нашего сердца. После такого примера действительно многие соглашаются, что молиться по молитвослову - это чистый формализм и обида Бога.  Давайте все же попробуем посмотреть на это с другой стороны да и, вообще, проанализируем, не подпадаем ли мы сами под свое же осуждение?  Во-первых, сам Христос научил молиться учеников "заученно", и мы нередко молимся этой молитвой - "Отче наш". Но разве нельзя ею молиться от сердца, хотя и заученно? Также и Давид, и другие псалмопевцы оставили нам в Псалмах много своих молитв, которые они уже после самой молитвы сели и записали. Мы же, особенно старые баптисты, иногда поем их молитвенно, стоя на коленях, тоже, можно сказать, заученно.  Кроме этого, что делают наши "евангелисты", такие как Виктор Гам, Билли Грэм и др. на евангелизациях? Они приглашают людей вперед и просят молиться за ними, повторять их молитву. После этого oни радостно сообщают, что Бог услышал их молитву. Но какая же это их молитва, ведь они повторили ее за проповедником, не от сердца, заученно? Также в разных фильмах, передачах, брошюрах в конце часто дается текст молитвы и предлагается помолиться Богу этой молитвой покаяния, но ведь и это молитвы не от сердца, чужие, не свои. Но мы ведь полагаем, что ими человек может помолиться от сердца, если соглашается со смыслом молитвы.  Еще вопрос: как мы учим детей молиться? Не знаю, как кого, но меня отец учил повторять за ним слова молитвы, и потом уже через время, я начинал молиться сам. Если даже мы и не yчим прямо, как в школе, то люди все равно сами учатся по тому образцу, который они слышат от других. Ведь человек всему почти учится, особенно в начале жизни, подражая взрослым и более опытным. Если ребенок будет слышать в семье бранную речь, то он и сам так будет говорить, и наоборот, если родители его говорят литературно и красиво, то и он так же будет разговаривать.  Так же и в молитве: если человек, только прийдя в Церковь, будет слышать правильные молитвы, то и сам так будет молиться. Потому-то Церковь и предлагает человеку примеры лучших молитв, чтобы он учился сразу по хорошим образцам. Это для того, чтобы человек учился молиться правильно и по воле Божией. Ведь человек от сердца может, не понимая, просить Бога о том что не согласуется с Его волей. Одного наркомана миссионерка уговаривала помолиться, но тот сказал, что не умеет. Она говорит: "Молись о том, что на сердце". Он и помолился: "Господи, дай моему другу А. доброе сердце, чтоб он поделился со мной анашой (наркотиком)". Ну, и что лучше: пусть так молится, главное, что искренне и от сердца, или лучше научить его молиться правильно и дать ему молитвослов? Почему устно мы можем учить молиться, а письменно, через молитвослов, что более эффективно и удобно, нельзя? Ведь человек по своей простоте может молить Бога о том, чтобы он спас диавола или приснился ему, или чтоб наказал его врагов, или чтобы завтра пришел уже, что не является тем, о чем стоило бы молиться. Человек ведь должен понимать, какие молитвы угодны Богу, а какие - нет, и какие вообще должны быть приоритеты в молитве, за что нужно хвалить и за что благодарить, и о чем просить, и какое расположение духавообще угодно Господу в молитве.  Православные молитвы все исполнены духа покаяния, сокрушения о своих грехах и благодарности Богу, и просьб не материальных благословений каких-то, а просьб об обличении, исправлении, исцелении души от греха и т.п.  Сейчас, когда я познакомился с некоторыми молитвами святых, я хочу молиться по молитвослову и чувствую, насколько я еще не умею молиться. После молитвы по молитвослову и свои молитвы становятся уже совсем другого и духа, и содержания.  Отец А.Мень говорит: "В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного "вдохновения", "настроения" и импровизации недостаточно. Подобно тому, как человек, смотря на картину или икону, слушая музыку или стихи, приобщается к внутреннему миру их создателей, так и чтение молитв связует нас с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает нам обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. "В том, чтобы молиться нам "чужими" словами, - говорит О. А. Ельчанинов, - пример нам Христос. Его молитвенные вопли на кресте - цитаты из Псалмов (Пс. 21:2; 30:6)"("Православное богослужение", стр. 144-145.). Ведь и своими словами можно молиться не от сердца, формально, для людей; а можно и по молитвослову или Псалтыри молиться со слезами и от всей души. Ведь то, что переживал, к примеру, Давид, переживает сейчас каждый настоящий христианин также.  Например, молитва покаяния Давида (Пс. 50). Если человек живет всегда тесно с Богом, то эта молитва никогда не перестанет быть для него актуальной. Она будет как Его личной. Ведь если Господь с нами работает, то Он всегда будет нам указывать на наши грехи, и значит эта молитва всегда для нас будет живой. Ведь мы, например, постоянно поем чужие" песни. Мы поем: "Не пройди Иисус меня", "Иисус, как ты дopoг для меня", "Мне видны пятна на троне", "С днем рождения тебя поздравляю" и т.д. Ведь это же не наши слова. Написаны они другим автором, но мы поем их как от себя, и с этим у нас проблем не возникает. Почему же песни других я могу петь от своего лица, а молитвы других произносить как от себя нельзя? Первые разы читается молитвослов действительно как книга. Через время же эти молитвы входят в сердце и произносятся как свои. Произнося слова: "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое" (Пс. 50:3), - ты уже и не думаешь о Давиде, а говоришь Богу: "Меня помилуй, я согрешил".  Церковь лишь предлагает лучшие образцы молитв для того, чтобы человек мог войти в этот православный дух покаяния, самоумаления и благодарности Богу, хотя и не запрещает молиться своими словами. Часто ведь Христос и те святые, молитвы которых вошли в молитвослов, молились сами от себя.  Поэтому молитвослов - это не ограничение духовной жизни, а только лишь помощь.