ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

"Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом"

Предисловие

Введение: мой опыт поиска Истины

О наших обвинениях православных: насколько они обоснованны

О ношении крестика, об осенении себя крестным знамением и о кресте вообще

О вещественных святынях

Об иконопочитании и молитвенном общении земной и небесной Церквей

О почитании Девы Марии

О православном богослужении и его сложности

Об отношении прихожан к священнику

О постах

О заученных молитвах

О монашестве

О спасении в Православии: по делам или благодати? Об уверенности в спасении

О проповеди в Православии

О деньгах и платных требах в Православии

О грехах и грешниках в Православии

О таинствах Церкви

О таинстве Священства

О таинстве Крещения

О таинстве Миропомазания

О таинстве Исповеди

О таинстве Причастия

О таинствах Елеопомазания и Брака

О священном предании

О сущности церкви

О единстве и неодолимости Церкви Христовой

Об отношении Православия к экуменизму

Последнее слово к протестантам

Приложение I: о неканонических книгах

Приложение II: о Септуагинте

Библиография

Ответ на статью в "христианской газете" сестры бывшего сектанта, ныне православного священника сергия кобзаря


О таинстве Миропомазания

Сразу же после крещения над человеком совершается таинство Миропомазания. Если в Крещении человеку прощаются и омываются его грехи, то через Миропомазание ему подается, сообщается Дух Святой. В Деян. 8:17 описан случай, когда после Крещения самаряне не сразу получили Духа Святого: "Ибо Он (Дух Святой) не сходил еще ни на кого из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда (Ап. Петр и Иоанн) возложили руки на них, и они приняли Духа Святого". Также и Павел получил Духа таким же образом, через рукоположение Анании (Есть предание, что Анания был епископом той области.) (Деян. 9:17). Ефесяне также уверовали во Христа, но Духа Святого не имели и получили Его только после истинного крещения и рукоположения Ап. Павла (Деян. 19:6). Ведь если Дух Святой как мы верим, дается сразу при покаянии, то как же это было возможно, что Ап. Павел и ефесяне, уже покаявшись, и самаряне уже даже крестившись, не имели этого Духа? Власть подавать Духа уверовавшему была реальной у Апостолов, которым дал ее Христос. Даже Симон понимал эту власть реально и просил дать ее и ему (Деян. 8:18-19). Ему Апостолы отказали, но передали своим истинным преемникам и сотрудникам, епископам. И, таким образом, Дух Святой и по сей день передается в Церкви. Xoтя Писание говорит определенно о том, что Дух Святой передавался через рукоположение Апостолов, мы совершенно не признаем и отвергаем подобный способ получения Духа. В Н.3. известны только 3 случая получения Духа Святого без рукоположения, чудесным образом. Первый раз Он был дан Апостолам в Пятидесятницу по определенной причине: не было еще никого, кто мог бы им Его передать через рукоположение. Второй случай произошел с евнухом прозелитом (Деян. 8:39). И последний - с Корнилием и домашними его, которые были язычниками (Деян. 10:44). Дух Святой был чудесно дан этим людям, и описано это в книге Деяний в такой последовательности: иудеи, прозелит, язычники - по степени близости к Богу, и это очень не случайно. Бог это сделал так, чтобы показать, что Он всех принимает и для Него нет различия между иудеем, прозелитом и язычником, каждому Он дает Дух.  Кроме того, Бог просто не мог не вмешаться. Обратите внимание на то, как отреагировали бывшие с Петром иудеи, когда увидели, что Дух Святой дан и язычникам: "...изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников" (Деян. 10:45). Т.е., они настолько не могли себе представить, что Бог может принять и язычников, что даже после видения Ап. Петра не думали передавать им Дух, иначе бы они не изумились. Ведь удивились они не тому, что Дух излился чудесно, а тому, что излился он на язычников. Бог просто не мог по-другому сломать консервативные стереотипы уверовавших иудеев, иначе бы они никогда так и не поняли, что можно крестить и передавать Дух и язычникам (по этой причине и крещение произошло после получения Духа Святого). В Новом Завете мы видим две формы получения Духа Святого: непосредственно от Бога и через рукоположение Апостолов. Вопрос: какой из этих способов правило, а какой исключение? Ясно, что исключением нужно считать непосредственное получение Духа Святого.  Во-первых, потому, что непосредственное дарование Духа, сопровождавшееся даром языков, есть более чудесный способ, а чудеса были более характерны для апостольских времен, чем для последующей жизни Церкви.  Во-вторых, Бог о мире этом действует через Своих учеников. Он их оставил в мире вместо Себя для проповеди и созидания Церкви. Им Он дал власть подавать Духа Святого, и вмешался Он только тогда, когда кроме Него никто этого исполнить не мог.  В-третьих, с самых первых веков мы видим, что на крещаемых полагали руки, а чаще - миропомазывали, и уже не встречаем ни одного свидетельства, что Дух Святой сходил на кого-либо непосредственно. При рождении Церкви Бог все делал необычно. Но Он же установил и законный, нормальный путь вхождения в Церковь и получения Духа Святого, а именно, сначала - через крещение, а потом - через рукоположение Апостолов или их приемников. Может ли Бог дать Духа без участия священнослужителей? В принципе, может, так же, как и донести весть евангельскую до людей без участия Церкви. Но ведь Он так не делает. Раз Он дал это поручение Апостолам и Церкви, то через них Он и действует. Раз Он дал право Апостолам, а те - своим преемникам подавать Духа, то так Он Его сейчас и подает. Мы скажем, что Дух не ограничен и "дышит, где хочет", но нам известно и то, где и через кого Он хочет дышать: в Церкви и через священство, Писание так говорит. Ведь Христос ушел и оставил на земле своих учеников, Себя в Церкви, которая есть Тело Его. Бог не для того поставил в Церкви Апостолов, пасторов, диаконов и т.д., чтобы потом делать всю работу без них, Самому. Ученикам Своим Он повелел проповедовать, крестить, передавать Духа, и без них Он не действует.  Веками многие страны оставались без Евангелия, но Бог не посылал Ангелов для благовестия, а использовал только Своих учеников для этого. Т.е., Бог установил в Церкви нормальный путь получения Духа - через рукоположение епископов, хотя при рождении Церкви сначала иудеям, потом прозелитам и язычникам дал Святого Духа Сам, непосредственно, но это - исключение из правил.  Позже, когда Церковь ширилась, то невозможно было епископам на всех полагать руки и рукоположение было заменено миропомазанием, таким же законным и Богом установленным внешним знаком сведения Духа Святого, (см. 1 Цар. 10:1; 16:13; Исх. 30:22-33). Епископ освящает миро и рассылает священникам, и ими совершается это Таинство. Изменение это было произведено еще в I-ом веке по определенной причине: Церковь ширилась, и Апостолам и их преемникам уже чисто физически невозможно было на каждого уверовавшего возлагать руки. Сейчас, например, нельзя даже представить себе, как бы епископ мог на всех крещаемых в своей епархии по всем городам успевать полагать руки, а раньше возможности передвижения были еще меньше. Нет сомнений, что это изменение было произведено Апостолами по вдохновению от Духа Святого. Иоанн Богослов, проживший почти до конца I-го века, пишет о помазании от Святого, научающем верующих истине (1 Ин. 2:20, 27). Очевидно, что здесь он упоминает уже о таинстве Миропомазания. В В.3. помазанник Божий также помазывался маслом. Ап. Павел пишет: "...помазавший нас есть Бог" (1 Кор. 1:21). Здесь, очевидно, Апостол говорит о внутреннем действии Таинства, но указывая и на внешнюю его сторону. Апостолы либо вскоре сделали замену рукоположения на миропомазание, либо использовали обе формы для сообщения Святого Духа уверовавшим. С древности Церковь имела это Таинство. Вот некоторые свидетельства учителей Церкви первых трех веков.  Св. Дионисий Ареопагит, о котором упоминается в Деян. 17:34, говорит: "Есть и другое, равносильное сему (т.е., Евхаристии) священнодействие, которое наставники наши именуют таинством мира"; "Это совершительное помазание миром преподается удостоившемуся святейшаго таинства возрождения - излияния Богоначального Духа".  Св. Феофил Антиохиский (II в.): "Имя Христа, значит, помазанника, - имя приличное... Мы потому называемся христианами, что помазываемся Божественным елеем".  Тертуллиан (II в.): "Вышедши из купели, мы помазываемся благословенным помазанием, по древнему чину... Телесно совершается на нас помазание, но духовно плодоносит..."  Св. Киприан (III в.): "Крестившемуся необходимо еще быть помазанным, чтобы принять хрисму, т.е., помазание, чтобы он мог быть помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову" (Все цит. по "Православно-догматическому богословию", том II, с. 350. На с. 346-353 и далее см. и многие другие подтверждения того, что Церковь изначально имела практику миропомазания крещаемых).  Рогозин же предлагает читателю поверить, что миропомазание было введено только в V веке.  Интересно, что подобие передачи Духа Святого через рукоположение совершается и у нас. После крещения, в тот же день, возлагают руки на крещенного и молятся. Только вот зачем? Мы говорим, что для благословения. Но откуда это взято, если в Н.3. при рукоположении после крещения подавался Дух Святой, а не благословение? У нас же Он не подается.  Во-первых, потому, что наши служители не имеют власти передать его, т.к. являются незаконными пастырями и сами не имеют истинного рукоположения на себе.  Во-вторых, мы-то думаем, что уже имеем Духа Святого.  В-третьих, мы и не верим, что Дух подается через это рукоположение. Зачем же тогда это нужно? Интересно и здесь привести аргумент от обратного. Caтана своими действиями подтверждает законность миропомазания тем, что делает, как всегда, противоположное. При совершении таинства Миропомазания, священник начертывает при помощи кисточки на лбу и руках человека освященным миром крест, что является внешним знаком сведения Духа Святого на него и запечатлением его Им; с этого момента человек принадлежит Богу. Это помазание является наиболее прямым исполнением пророчества Иез. 9:4 "...на челах людей... сделай знак (крест)". Дьявол также, как мы знаем, будет ставить на чело и на руки людям свой знак, который также будет означать принадлежность данного человека ему, и будет запечатлевать его дьявольским духом.  Итак, миропомазание является эквивалентом рукоположения. При этом Таинстве сообщается человеку Дух Святой, Дух усыновления, Дух Церкви, Дух Пятидесятницы. Совершается это Таинство, как и все другие Таинства, в Церкви и имеет силу, только если совершается законными преемниками Апостолов.  Протестанты, естественно, Духа Святого не имеют. Они вне Церкви, и никто им Его не передал.



О таинстве Исповеди

У протестантов нет таинства Исповеди. Мы считаем, что это не нужно или, вообще, грешно. Ведь исповедоваться нужно только Богу, а не человеку: у нас ведь только один Посредник - Христос, и не нужен нам больше никто. Да и как это может священник прощать грехи? Кроме того, зачем мне рассказывать кому-то о своих грехах, кроме Бога? Неясно нам и то, зачем нужно постоянно каяться, ведь мы уже покаялись? Вот суть наших вопросов.  Прежде всего об общих основаниях для исповеди, которых мы уже касались. Христос дал власть Апостолам прощать гpexи, и как бы нам этого ни хотелось, этого не выбросить из Евангелия: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20:21-23; ср. Мф. 16:19; 18:18). Протестанты просто возмущены, ведь это святотатство человеку прощать грехи!  Но как же мы тогда объясним эти места Писания, где Христос прямо об этом говорит? Апостолы передали эту власть своим преемникам - епископам и пресвитерам. Мы можем сказать, что эта власть была дана только Апостолам. Но это неверно, ведь в прощении грехов нуждаются люди все, а не только те, которые жили при Апостолах. Но разве Бог не может прощать грехи и так, без людей? Может, конечно, но зачем же Он тогда вообще давал эту власть людям? Ведь это один из важнейших принципов Божьего отношения к Своим людям: сотрудничество. Он все хочет делать посредством Своей Церкви, Своих людей. Христос говорил, что Он в Своих учениках и они в Нем (Ин. 14:20); что "верующий в Меня дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Ин. 14:12). А если Христос прощал грехи людям, то и Его Апостолы и священники могут делать те же дела. Протестантам все хочется разделить Бога с человеком, Христа и Его Церковь, но это невозможно. Христос со Своей Церковью есть одно Тело, а в теле что думает голова, то делают руки и ноги. Поэтому нет никакого конфликта в том, что священники, хотя и люди, имеют власть отпускать грехи.  Нам в ДХУ, пытаясь хоть как-то объяснить вышеприведенные места Писания (Ин. 20:21-23; Мф. 16:19; 18:18), говорили, что в этих местах на греческом языке стоят глаголы в будущем времени "плюперфекте". Таким образом, эти места можно читать так: "Что будет прощено на небесах, то вы простите на земле". Но ведь мы и так не делаем. Причем, православные не станут с этим спорить. Можно это понять и так, что священник властью, данной ему от Бога, объявляет человеку, что его грехи прощаются.  О.А. Мень пишет: "Примиряя человека с Богом, священник делает это не своей властью, а властью Христовой"("Православное богослужение: таинства, слово и образ", с. 142). В Лев. 16:20-22 описано то, как священник возлагал грехи народа на козла отпущения. Это был прообраз.  Сейчас священник также возлагает при исповеди грехи человека на этого козла отпущения, которым стал ради нас наш Бог Иисус Христос. Человек, конечно же, должен прежде всего каяться сам, пред Богом, в сердце. Если человек не раскаялся в грехе в своем сердце, а священник все же отпустил ему грехи, то грехи все равно ему не простятся. Бога обмануть нельзя. Ведь священник спрашивает человека: "Каешься ли в своих грехах"? Ecли человек обманул и сказал "да", на деле же не раскаявшись во грехе, то это ему будет в осуждение. Но для прощения грехов нужно и внешнее покаяние, и прощение грехов, совершаемое Богом через священника.  Это можно сравнить с браком. Главное, что нужно для создания семьи, это любовь и добрая воля двоих людей. Когда парень с девушкой договорились о браке - они идут в загс узаконить свои отношения. Т.е. для нормального брака нужно и внутреннее решение венчающихся, и внешние свидетели, узаконивающие их брак.  Так и в Исповеди. Покаяние происходит наедине с Богом. В Церкви священник лишь узаконивает то, что произошло уже внутри. Он является свидетелем исповеди. В Писании сказано, что "...при словах двух или трех свидетелей состоится дело" (Вт. 19:15). Вот и дело прощения грехов совершается при двух свидетелях. Мы говорим: зачем это нужно? Мы сами Богу каемся. Но никто ведь не говорит, что нам не нужны никакие свидетели нашего брака: мы и так все решили и без официальной регистрации проживем нормально.  Кроме того, что священник как бы узаконивает покаяние человека и является его свидетелем, он еще молится над человеком разрешающей молитвой, он ходатайствует за него пред Богом, присоединяется к его молитве и просьбе о прощении грехов. Ведь мы сами часто просто спонтанно, когда человек кается и восклицает: "Господи, прости", - повторяем: "Прости, Господи!". Ведь это тоже ходатайство.  Да, Бог может прощать грехи и без священника, и нужно каяться не только на исповеди, а каждый день самому. Но это не причина отвергать прощение грехов в Исповеди, которое установлено самим Христом. Просто Сам Христос захотел это делать через Свое священство. Ведь и здесь все кроется в понимании греха, о чем мы уже говорили. Церковь заботится о том, чтобы человек стал не только юридически святой, но и практически. О.А. Мень продолжает говорить об исповеди: "Труд священника-исповедника Церковь сравнивает с трудом врача. Мы приходим на исповедь, чтобы обрести исцеление своих душевных и духовных недугов: для этого нужно учиться ясно и точно называть свои грехи. Если мы скрываем что-то, то грешим против Самого Христа Спасителя. Тогда таинство будет нам в "суд и осуждение"(Там же).  Кстати, значение епитимий и их правомерность можно понять, только если рассматривать грех как болезнь, а Церковь - врачебницу для души. Ведь когда родители наказывают ребенка, то делают это не для того, чтобы он искупил свой грех, проступок, а для его воспитания, научения. Так и Церковь назначает епитимью не для того, чтобы человек этим сам искупил свой грех, упраздняя жертву Христа, как протестанты это часто трактуют, а для уврачевания, для воспитания человека. И когда человек на исповеди перед священником вслух признает свои грехи - появляется намного больше шансов, что он не согрешит этим грехом опять. Писание говорит: "Ибо если бы мы судили себя, то не были бы судимы..." (1 Кор. 11:31). В исповеди человек как раз осуждает себя.  Кроме этого, человек удерживается грешить, т.к. знает, что обо всем ему нужно будет рассказывать. А главное, что тот, кто регулярно исповедуется, учится контролировать и анализировать свои поступки и мысли, может более эффективно бороться и избавляться от греха, а также концентрироваться на своей внутренней жизни, анализировать ее. Т.е., исповедь очень нужна самому человеку для духовного возрастания, для личного освящения.  И еще. Священник помогает человеку исповедоваться и выявить грех. Часто человек затрудняется и не знает, в чем он грешен, и тогда священник задает ему наводящие вопросы, помогающие ему вскрыть те сферы жизни, где может скрываться грех. Кроме этого, он ему советует, как бороться с тем или другим грехом. Ведь мы сами все больше говорим о важности душепопечительства и ищем людей, с которыми мы можем поделиться сокровенным и получить духовную поддержку и помощь.  Так вот в Православной Церкви при исповеди уже тысячелетиями оказывается целый комплекс духовных услуг, которые так помогают человеку в его духовном росте: прощение грехов, свидетельство ему об этом, ходатайственная, молитва, совет и помощь и само присутствие священника как свидетеля. Как же Можно отрицать Исповедь, если от нее столько пользы и если ее установил Сам Христос? В Церкви же с самого начала была исповедь именно перед причастием, как и сейчас.  В Дидахе говорится:"В Церкви исповедуй грехи свои..." (гл.4), а также: "В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваши, дабы чиста была жертва ваша" (гл. 14).  Св. Афанасий писал: "... исповедующий в покаянии грехи свои приемлет оставление их чрез священника благодатию Христа". Фирмилиан епископ (II в.) говорил: "Власть отпущать грехи дарована Апостолам... и епископам, которые наследовали им по преемству".  Св. Амвросий: "Кто может отпущать грехи, кроме одного Бога, который также отпущает их через тех, кому дал власть отпущать?". И еще: "Право сие предоставлено одним священникам"(Цит. по "Православно-догматическому богословию", том II, с. 427-429 О праве священников отпускать грехи говорится в Апостольских правилах; учили так также св. Киприан, Василий Великий, Златоуст, Иероним, Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский и др. учителя Церкви. См. подтверждения здесь же. с. 425-442).  Рогозин же, предавшись до конца подавлять всякую истину неправдой, убеждает, что исповедоваться пред священниками стали только в 1215 - 1551 гг.  В первой Церкви, по причине переизбытка любви, было такое, что верующие исповедовались не только перед священником, но и перед всеми, но позже, видимо из-за злоупотреблений информацией, которую сообщал человек при исповеди, исповедоваться стали все же только перед священником.