Файл: Гумерова Г.Р. УМИ Информатика (часть 3).doc

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 5569

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)



Экономический факультет








Кафедра информационных
технологий и систем







Г.Р. Гумерова


Информатика


Лабораторный практикум

Часть третья












Набережные Челны – 2009


УДК 681.3

ББК 32.973

З 25


Печатается по решению секции естественнонаучных дисциплин

учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)


Гумерова, Г.Р.

 Г 25  Информатика : лабораторный практикум. Часть третья / Г.Р. Гумерова. – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2009. – 80 с.


Обсужден и одобрен на заседании кафедры информационных технологий и систем.


Предназначен для студентов специальностей: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организаций», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Налоги и налогообложение» очной и заочной форм обучения.







УДК 681.3

ББК 32.973

© Институт экономики,

управления и права (г. Казань), 2009

© Гумерова Г.Р., 2009


Содержание





Введение


Информатика способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов студентов, освоению базирующихся на этой науке информационных технологий.

Главная функция информатики заключается в разработке методов и средств преобразования информации, их использовании в организации технологического процесса переработки информации.

Цель лабораторного практикума – обучение навыкам работы пользователя со средствами управления базами данных (СУБД) Microsoft Access.

Лабораторный практикум разработан для студентов специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организаций», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Налоги и налогообложение» очной и заочной форм обучения, т.к. для их будущей профессиональной деятельности необходимо знание и опыт работы с распределенными базами данных. Работа с подобными базами данных будет рассмотрена на примере использования СУБД Microsoft Access.

В практикуме рассматривается сквозной пример проектирования и разработки базы данных, средствами СУБД Access.

Для каждой темы дается краткое описание теоретического материала. В практических заданиях содержится цель работы и порядок выполнения работы. Кроме этого, для закрепления приобретенных навыков после каждого раздела даны задания для самостоятельного выполнения.

Также в лабораторном практикуме имеется раздел «Самостоятельная работа», который содержит задания для самостоятельного проектирования и разработки баз данных.

В разделе «Приложение» рассмотрен пример создания базы данных на основе двух таблиц.





1. Проектирование базы данных


1.1 Описание предметной области


Необходимо построить базу данных, содержащую информацию о планируемых поставках товаров покупателям и фактических отгрузках товаров соответствии с планом поставок. Такая база данных должна обеспечить подготовку, хранение и просмотр данных по договорам с покупателями, фактическим отгрузкам товаров, по анализу выполнения договорных обяза­тельств на поставку по срокам и объемам.

Информационное обеспечение такого приложения пользователя включает:

1. Справочную информацию о поставляемых товарах.

2. Справочную информацию о покупателях (заказчиках).

3. Справочную информацию о складах предприятия, где хранится товар.

4. Данные о плановых поставках товаров.

5. Оперативно-учетные данные об отгрузках товаров со складов покупателям.

В результате анализа предметной области выявляются документы-источники для создания базы данных.

Справочная информация содержится в документах «Справочник товаров», «Справочник покупателей», «Справочник складов» (рис. 1, 2, 3).


Рис. 1. Справочник товаров


Рис. 2. Справочник складов фирмы


Рис. 3. Справочник покупателей фирмы


Учетная информация с данными по плановой и фактической отгрузке товаров покупателю со склада фирмы содержится в договорах и расходных накладных (рис. 4, 5).


Рис. 4. Форма договора


Рис. 5. Форма накладной


На основе документов, выделены информационные объекты:

  1. Покупатель.

  2. Товар.

  3. Склад.

  4. Договор.

  5. Поставка план.

  6. Накладная.

  7. Отгрузка.


1.2 Определение связей информационных объектов


Следующим шагом проектирования базы данных является определение связей между ними. Связь устанавливается между двумя информационными объектами.

Связи информационных объектов могут быть разного типа:

  • один-к-одному (1:1);

  • один-ко-многим (1:М);

  • много-ко-многоим (М:N).

Связи один-к-одному имеют место, когда экземпляру первого объекта (А) соответствует только один экземпляр второго объекта (В) и, наоборот, каждому экземпляру второго объекта (В) соответствует только один экземпляр первого объекта (А).

Связи один-ко-многим – это такие связи, когда каждому экземпляру одного объекта (А) может соответствовать несколько экземпляров другого объекта (В), а каждому экземпляру второго объекта (В) может соответствовать только один экземпляр первого объекта (А).

Связи много-ко-многоим – это такие связи, когда каждому экземпляру од­ного объекта (А) могут соответствовать несколько экземпляров второго объекта (В) и, наоборот, каждому экземпляру второго объекта (В) могут соответствовать тоже несколько экземпляров первого объекта (А).

В табл. 1. перечислены все связи между объектами и соответственно определены главные и подчиненные информационные объекты этих связей.