Файл: Гумерова Г.Р. УМИ Информатика (часть 3).doc

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 4963

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13. Построить составную форму «Продавцы и серии». Главная форма должна содержать фамилию продавца, а подчиненная – названия серий и сведения о количестве проданных книг этой серии и их стоимости.

14. Построить составную форму «Покупатели и заказы». Главная форма должна содержать фамилию покупателя, а подчиненная – его заказы (код заказа, название книги, количество заказанных экземпляров и дата получения заказа).


Создать отчеты:

1. Построить отчет «Список покупателей из города N», включающий поля «Фамилия», «Имя» и «Адрес». Он должен быть отсортирован по фамилиям покупателей.

2. Построить отчет «Список покупателей из страны N», включающий поля «ФИО покупателя», «Город» и «Адрес». Он должен быть отсортирован по городам, а затем по фамилиям покупателей. В примечании отчета поместить информацию об общем числе покупателей из России.

3. Построить отчет «Список продавцов», включающий поля «ФИО продавца», «Дата приема» и «Оклад». В примечании отчета поместить информацию об общем числе продавцов и их суммарном окладе.

4. Построить отчет «Книги по сериям». Он должен содержать список книг, сгруппированный по сериям. Для каждого серии указать общее число входящих в нее книг.

5. Построить отчет «Январские заказы» о заказах, сделанных в январе текущего года. Он должен содержать коды заказа, покупателя и книги, дату получения заказа и число заказанных книг.

6. Построить отчет «Заказы покупателя N» о заказах, сделанных покупателем N. Он должен содержать сведения о заказанных книгах (автор, название, цена), дату выполнения заказа, число заказанных книг и стоимость каждого заказа. Данные отсортировать по дате выполнения заказа.

7. Построить отчет «Список покупателей из России». Он должен быть сгруппирован по городам, а каждая группа отсортирована по фамилиям покупателей. Название города вынести в заголовок группы, а в ее примечании поместить информацию о количестве покупателей из данного города.

8. Построить отчет «Заказы по месяцам», содержащий коды заказа, покупателя и книги, дату получения заказа и число заказанных книг. Он должен быть сгруппирован по дате получения заказа, причем в одну группу входят заказы, полученные в одном месяце. Каждая группа должна быть отсортирована по дате получения. Название месяца вынести в заголовок группы, а в ее примечании поместить информацию о количестве заказов, полученных в данном месяце.

9. Построить отчет «Список покупателей по городам», сгруппированный по городам. Он должен быть отсортирован по фамилиям покупателей и должен содержать информацию о количестве покупателей из каждого города.

10. Построить отчет «Заказы покупателей». Он должен содержать отсортированный по фамилиям список покупателей с указанием для каждого покупателя общего числа и стоимости заказанных им книг.


11. Построить отчет «Итоги работы продавцов в прошлом году». Он должен содержать для каждого продавца число обработанных им заказов в прошлом году.

12. Построить отчет «Итоги работы магазина в прошлом году». Он должен содержать помесячную информацию о работе магазина: число отправленных заказов и их стоимость.

13. Создать учетные карточки покупателей, содержащие фамилию, имя и отчество покупателя, его адрес.

14. Создать книжные карточки, содержащие название книги, сведения об авторе, издательстве, серии и годе издания.


Список рекомендуемой литературы


Основная литература:

1. Гуда, А.Н. Информатика и программирование. Компьютерный практикум / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов / Под общ. Ред. Академика РАН, д.т.н., проф. В.И. Колесникова. – Ростов н/Д : Наука-Спектр; М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 240 с.

2. Диго, С.М. Базы данных : проектирование и использование : Учебник. – М. : Финансы и статистка, 2005. – 592 с.

3. Информатика для юристов и экономистов / Симонович С.В. и др. – СПб. : Питер, 2003. – 688 с.

4. Кузин, А.В. Базы данных : Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / А.В. Кузин, С.В. Левонисова. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.

5. Немцова, Т.И., Назарова, Ю.В. Практикум по информатике учеб. Пособие / Под ред. Л.Г. Гагариной Ч. I. – М. : ИД «ФОРУМ»  ИНФРА-М, 2008. – 320 с.


Дополнительная литература:

1. Барабаш, С.Б., Кощеева, Н.С. Задания по Microsoft Access. Методическая разработка. – Новосибирск. : НГУ, 2000. – 37 с.

2.Бекаревич, Ю. Б., Пушкина, Н. В. Самоучитель Microsoft Access 2003. – СПб. : БХВ-Петербург, 2006. – 752 с.

3. Тимошок, Т.В. Microsoft Access 2003. Самоучитель. : – М. : Издательский дом «Вильяме», 2004. – 464 с.





ПриложениЕ


База данных «Телефонный справочник»

Задание: Составить телефонный справочник в виде списка телефонов с указанием для каждого телефона номера, имени абонента, его адреса и его категории (друзья, родственники, мастерские, магазины и т.д.).

Порядок работы:

1. Запустить Microsoft Access по команде меню Пуск / Программы – Microsoft Access.

2. Указать в открывшемся диалоговом окне «Новая база данных». Если диалоговое окно не появилось, то вызвать его по команде меню Файл / Создать.

3. Задать имя файла создаваемой базы данных (выбрать свой каталог и указать имя файла, например, telephone). Откроется окно «База данных».

4. Запустить конструктор создания таблиц, сделав двойной щелчок по соответствующему элементу управления или нажать кнопку «Конструктор» на панели инструментов, откроется окно проектирования структуры таблицы (рис. 41).


Рис. 41. Окно проектирования структуры таблицы


5. В столбец «Имя поля» вводится произвольное имя поля, а в следующем столбце («Тип данных») указывается тип для этого поля. Тип данных можно выбрать из раскрывающегося списка.

6. Далее необходимо задать структуру основной таблицы проектируемой базы данных. Все данные в базе – текстовые, задать имена полей, их описания и длины согласно табл.20.

Таблица 20

Имя поля

Описание

Длина

Номер

Номер телефона

12

Имя

Имя абонента

25

Адрес

Адрес абонента

40

Код_категории

Категория абонента

2


7. Указать наличие ключевого поля (в примере поле «Номер выбрав пункт «Ключевое поле» с нисходящего меню), по команде меню Правка / Ключевое поле или нажать на кнопку панели инструментов Microsoft Access.

8. Сохранить в текущей базе данных созданную таблицу. Сделать это можно с помощью команды меню Файл / Сохранить или с помощью кнопки панели инструментов Microsoft Access. Указать имя сохраняемой таблицы «ТЕЛЕФОНЫ».

9. Создать с помощью конструктора таблицу – «КАТЕГОРИИ». Пусть все поля в ней будут текстовыми. Их имена, описания и длины приведены в табл. 21.

Таблица 21

Имя поля

Описание

Длина

Код

Код_категории

2

Наименование

Наименование категории

12


Задать ключевое поле – «Код». Сохранить таблицу под именем «КАТЕГОРИИ»

10. Для того, чтобы таблицы были соединены, необходимо настроить подстановочные параметры поля «Код_категории», а также задать параметры связей между таблицами. Открыть таблицу «ТЕЛЕФОНЫ» в режиме конструктора, перейти к типу данных поля «Код_категории» и из раскрывающегося списка выбрать «Мастер подстановок». Откроется диалоговое окно, где будет предложен ряд вопросов о параметрах настраиваемого подстановочного поля (рис. 42).

Рис. 42. Диалоговое окно мастера подстановок



Указать следующие параметры (на каждом шаге нажимать кнопку «Далее»):

• Объект «Столбец подстановки» будет использовать значения из таблицы или запроса.

• Значения будут выбираться из таблицы «КАТЕГОРИИ».

• В столбец подстановки включить поле «Наименование» (надо выделить это поле и кнопкой переместить его из окна доступных полей в окно выбранных полей).

• Оставить предложенные параметры ширины столбцов и скрытия ключевого столбца.

• Оставить подпись «Код_категории» для подстановочного столбца.

После нажатия кнопки «Готово» будет выдано предупреждение о необходимости сохранить таблицу. Закрыть окно проектирования таблицы «ТЕЛЕФОНЫ».

11. Далее необходимо настроить параметры связи между таблицами. Связь уже была создана (в процессе настройки подстановочного поля), но для обеспечения целостности данных требуется ее дополнительная настройка.

12. Для этого открыть окно «Схема данных» (рис. 8), нажав кнопку на панели инструментов Microsoft Access или выбрав пункт меню Сервис / Схема данных.

Рис. 43. Окно «Схема данных»


При первом обращении к окну «Схема данных» будет предложено и окно добавления новых таблиц (рис. 43). В дальнейшем это окно можно будет вызвать через контекстное меню окна схемы данных, пункт меню Связи / Добавить таблицу или кнопку панели инструментов.

Далее добавить в схему данных таблицы «ТЕЛЕФОНЫ» и «КАТЕГОРИИ». Закрыть окно добавления таблиц.

13. Для того, чтобы настроить связь, необходимо открыть окно «Изменение связей» для настраиваемой связи (рис. 44). Это можно сделать через контекстное меню линии связи или выделив линию связи щелчком мыши и дав команду меню Связи / Изменить связь.


Рис. 44. Окно «Изменение связей»


Необходимо установить флажки «Обеспечение целостности данных», «Каскадное обновление удаление связанных полей» и «Каскадное удаление связанных полей». Нажать кнопку ОК.

14. Сохранить макет схемы данных, задав команду меню Файл / Сохранить или нажав кнопку на панели инструментов. Закрыть окно «Схема данных».

15. Далее заполнить базу данных, начиная с таблицы «КАТЕГОРИИ». Открыть таблицу «КАТЕГОРИИ». Заполнить таблицу согласно рис. 45.


Рис. 45. Окно таблицы «КАТЕГОРИИ»


16. Открыть таблицу «ТЕЛЕФОНЫ», заполнить ее данными согласно табл. 22.


Таблица 22

Данные таблицы «Телефоны»

Номер

Имя

Адрес

Категория

45-14-15

Петр Иванович

Улица Большая, 1

Родственники

31-98-16

Дядя Коля

Переулок Маленький, 15

Родственники

18-42-51

Марина

Центральный Проспект, 21

Друзья

23-15-48

Ремонт телевизоров

Переулок Мастеров, 5

Мастерские

92-15-30

Цветочный магазин

Улица Фиалковая, 28

Магазины

77-12-53

Андрей

Аллея Звезд, 4

Друзья

51-12-43

Тетя Света

Улица Родная, 8

Родственники