Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (Сущность мотивации персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

Абсолютное изменение

Темпы роста, %

2016/2015

2017/2016

2016/2015

2017/2016

Среднесписочная численность персонала, чел.

51

53

57

2

4

103,9

107,5

Исходя из расчетов таблицы 3 видно, что среднесписочная численность персонала в период с 2015 по 2017 г. возрастает, это говорит о стабильности предприятия в сфере управления персоналом.

Далее рассмотрим структуру персонала по категориям, данные которой представлены в таблице 4.

По данной таблице можно сделать вывод, что большую часть персонала предприятия составляет специалисты, а меньше всего руководителей. Темп роста руководящих должностей изменился на одну единицу, за счет открытия еще одного филиала, по этой же причине увеличилось количество специалистов в 2017 году.

Таблица 4

Структура персонала ООО «Спартафарм Трейд»

Категория персонала

2015 год

2016 год

2017 год

Абсолютное изменение, чел.

Темпы роста, %

Чел.

Удельный вес, %

Чел

Удельный вес, %

Чел

Удельный вес, %

2016/

2015

2017/

2016

2016

/

2015

2017

/

2016

Руководители

5

10

5

9,6

6

10,7

0

1

100

120

Специалисты

16

32

18

34,6

22

39,3

2

6

112,5

122,2

Рабочие

17

34

17

32,7

16

38,6

0

-1

100

94,1

Служащие

12

24

12

23,1

12

21,4

0

0

100

100

Всего

50

100

52

100

56

100

2

4

401

426,3

Рабочий класс выполняет работу, связанную с уборкой территории, помещения, привоза и выгрузки продукции и охраны торгового зала, поэтому их количество в таблице находится на первом месте.


Проанализировав кадровый состав предприятия ООО «Спартафарм Трейд» можно сделать вывод, что на предприятии работает высокообразованный персонал, преимущественно женского пола, занимающий должности специалистов и имеющий не высокий стаж работы.

2.2. Анализ результатов исследования мотивации персонала организации

В настоящее время достижение высокой производительности труда персонала организации ООО «Спартафарм Трейд» ограничивается недостатком применения современных мотивации трудовой деятельности, повышение которой невозможно без исследования мотивации сотрудников.

Данная тема является актуальной, потому что политика мотивации трудовой деятельности является основополагающим фактором конкурентоспособности современных организаций. Решение проблемы, позволит достичь конкретных улучшений, для того чтобы повысить производительность труда персонала.

Целью исследования является совершенствование политики мотивации персонала на предприятии ООО «Спартафарм Трейд».

Задачи исследования:

а) разработать анкеты для исследования мотивации и стимулирования персонала в ООО «Спартафарм Тейд»;

б) провести анкетирование работников ООО «Спартафарм Трейд»;

в) провести анализ документов, положений, приказов, связанных с мотивацией и стимулированием персонала в ООО «СпартаФарм Трейд»;

г) обработать и анализировать собранные в течение проведенного исследования данные;

д) разработать рекомендуемые мероприятия по совершенствованию мотивации персонала.

Данное исследование будет проводиться в организации ООО «Спартафарм Трейд».

Объект исследования: мотивация персонала.

Предмет исследования: политика мотивации персонала в ООО «Спартафарм Трейд».

Для анализа существующей политики мотивации персонала были использованы такие методы исследования:

а) анализ документов;

б) анкетирование;

в) тестирование.

Первым был проведен анализ документов, так как документы являются надежными свидетелями существующей мотивацией организации. Для решения поставленных задач были проанализированы следующие документы за 2015, 2016, 2017 годы:

а) Положение о награждении в ООО «Спартафарм Трейд»;

б) Положение об оплате труда и премировании.


Анализ документов был проведен в течение 10 дней в ООО «Спартафарм Трейд», путем сплошного исследования всех документов, перечисленных выше.

Для более точного исследования, данные, полученные при помощи анализа документов необходимо сопоставлять с другой информацией, выявленной при помощи другого метода исследования. Нами было проведено анкетирование для сопоставления полученной информации из документов с мнением сотрудников.

Анкетирование – это опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа [15]. Так же этот метод позволяет провести точную и быструю обработку результатов. Этот метод исследования можно провести с наименьшими затратами и получить высокий уровень массовости исследования.

Для решения поставленных задач необходимо провести анализ политики мотивации трудовой деятельности ООО «Спатрафарм Трейд», а также выявить отношение клиентов к организации, для этого было разработано две анкеты – «Анализ политики мотивации трудовой деятельности» (см. Приложение А) и «Лояльность клиентов» (см. Приложение Б).

Анкета «Анализ политики мотивации трудовой деятельности». Для выявления более точных результатов в анкете приняли участие 34 сотрудника, из них 22 фармацевта, 6 руководителей, 6 кассиров. Исследование проводилось в естественных для сотрудников рабочих условиях. В анкете участвовали категории персонала ООО «Спартафарм Трейд»: руководители, специалисты.

Анкетирование по анкете «Лояльность клиентов» проводилось также анонимно, в течение 7 рабочих дней. В анкетировании прияли участие 583 человека.

Анкетирование было проведено анонимно, что позволило получить наиболее достоверную информацию от респондентов.

Первый документ, который был взят для анализа – «Положение об оплате труда и премировании».

В организации ООО «Спартафарм Трейд» премия по итогам работы за квартал выплачивается сотрудникам филиала при условии выработки ими установленной нормы продаж. Осуществляется в размере 0,5 % от маржинальной прибыли.

Одним из показателей премии является добросовестное выполнение должностных обязанностей. Порядок начисления премии производится в валюте РФ. Премия за квартал и годовая выплачиваются вместе с основной частью заработной платы за первый месяц следующего за ним года.

Премия по итогам работы за год выплачивается сотрудникам торговых залов в размере 0,2 % от чистой прибыли организации. Сумма распределяется между работниками пропорционально их должностным окладам.


В данном положении существует пункт об «участии в прибылях», но в нем не отражены все возможные дополнительные вознаграждения в трудовых договорах или в приложениях к ним.

Так же существует система бонусов.

В пункте «комиссионные с продаж» прописывается премия за повышение уровня продаж выплачиваемая так же всем сотрудникам торгового зала. Премию выплачивают при условии превышения продаж на 10 % по сравнению с плановыми показателями. Размер премии составляет 5 % от должностного оклада работников. Так же существует отдельная категория товаров, за которые сотрудники получают комиссию в виде 1-3 % с продажи. Предоставление поставщиками определенной продукции, за продажу которых сотрудники, так же получают комиссию в размере 1-5 % с продажи.

В пункте о «дополнительных льготах» прописаны такие дополнительные льготы, как создание условий обучения и профессионального развития, оплата услуг сотовой связи и предоставление служебного автомобиля.

Сводная таблица о критериях премирования представлена в таблице 5.

Таблица 5

Сводная таблица критериев премирования

Критерии премирования

Размер премирования

1. Выполнение нормы выработки за квартал

0,5 % от маржинальной прибыли

2. Премия по итогам работы за год

0,2 % от чистой прибыли

3. Перевыполнение плана на 10 %

5% от оклада

4. Комиссионные от продажи определенных видов товаров

1-5% от продажи товаров

Далее было выявлено из отчетов организации, сколько человек по данным критериям в таблице 5 получили награждения за 2015-2017 гг. Данные представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Награждения сотрудников за три года

Проанализировав отчетность за три года, было выявлено, что премии персонал получает систематически в большей мере за превышение месячного плана.

Заработная плата в организации «состоит из оклада, доплат и надбавок, а так же из стимулирующих и поощрительных выплаты за надлежащее выполнение трудовых обязанностей.

Ежемесячная заработная плата состоит из:

а) оклад;

а) выплата процентов с продаж;

в) процент от продаж определенной продукции;

г) за работу в выходные дни в размере 50 % часовой ставки;

д) премии.

Также был проанализирован документ «Положение о награждении». В организации грамотой награждаются сотрудники:


а) за должное исполнение должностных обязанностей;

б) за повышение производительности труда;

в) за увеличение прибыли предприятия;

г) за выслугу лет.

Не смотря на то, что в положении прописаны причины награждения сотрудников, в нем отсутствуют критерии награждения.

Положение распространяется на всех работников, на которых распространяется действие Коллективного договора.

Выдвижение кандидатов для поощрения производится к праздничным и юбилейным датам, профессиональному празднику – Дню фармацевта, в связи с исполнением установленного трудового стажа на предприятии и за особые трудовые заслуги. Сотрудников награждает заведующий аптекой в рабочих условиях, без специальных мероприятий.

Поощрение оформляется приказом Генерального Директора.

Виды поощрений:

а) объявление благодарности;

б) выплата премии;

в) награждение ценным подарком.

Количество поощрений в динамике представлено на рисунке 5.

Рис. 5. Структура поощрения работников за три года

На рисунке 5 видно, что система награждения в виде нематериальной мотивации практически не используется в организации. Нежели материальная мотивация.

При объявлении благодарности работникам выплачивается премия:

а) в связи с празднованием Дня фармацевта в размере 1500 рублей;

б) в связи с 8 Марта в размере 1000.

Подводя итоги анализа документов можно сказать, что в организации существуют такие проблемы как:

а) в организации не смотря на то, что в положении прописаны причины награждения сотрудников, в нем отсутствуют критерии награждения.

Далее были проанализированы данные по анкете «Анализ мотивации трудовой деятельности» (см. Приложение А).

Результаты ответов опрошенных из анкеты «Анализ мотивации трудовой деятельности» в ООО «Спартафарм Трейд». Было выявлено, что сотрудники организации ознакомлены с «Положением о премировании» и их устраивает разработанная система премирования в данной организации. Шкала ответов представлена на рисунке 6.

Рис. 6. Отношение респондентов к существующей системе премирования

По данному рисунку видно, что из всех опрошенных 34 сотрудника 94 % знают критерии системы премирования в организации, а 6 % не знаю, что Положение о премировании вообще существует в данной организации. Этот результат говорит о том, что руководитель регулярно оповещает сотрудников о изменениях существующей документации в организации.