Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (Сущность мотивации персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В российских компаниях только происходит становление мотивационной системы, учитывающей все особенности национального менталитета. Происходит наработка опыта, разработка способов нематериальной мотивации, а также внедрение их в мотивационную систему компаний. Работодатели постепенно осознают, что работнику для более качественной и успешной работы необходимо дать что-то большее, чем просто оклад или премия. Необходимо заботиться как о физическом здоровье сотрудников, так и о психическом комфорте.

1.2. Политика мотивации персонала малых предприятий

Суть политики мотивации трудовой деятельности малых предприятий заключается в разработке и реализации мер, направленных на формирование у работников стимула к эффективному и инициативному труду. Выделяют внешнюю мотивацию, которая включает в себя совокупность мер, направленных на стимулирование работников, и внутреннюю мотивацию (самомотивацию), представляющую совокупность мотивов, побуждающих работника выполнять свои обязанности максимально добросовестно и результативно.

В распоряжении руководителя имеются два основных способа поощрения – материальный и нематериальный, выбор которых производится с учетом внутренней мотивации каждого работника организации.

Важно осуществлять оценку эффективности функционирующей политики мотивации и стимулирования с целью поиска путей её совершенствования и развития. Произвести оценку эффективности процесса мотивации труда можно с помощью количественных и качественных показателей (рисунок 2).

На сегодняшний день выделяют различные технологии к диагностике функционирующей в организации политики мотивации персонала малых предприятий.

Рис. 2. Технология формирования политики мотивации и стимулирования трудовой деятельности малых предприятий

В рамках первой технологии предусмотрен следующий порядок исследования существующей системы стимулирования персонала, как части процесса совершенствования управления персоналом в организации [2].

  • отслеживание состояния рынка труда и позиционирование организации;
  • оценка сформированных в организации форм, методов и элементов стимулирования и мотивации;
  • анализ уровня мотивированности сотрудников организации.

Согласно второй технологии, выделяют следующий порядок действий для диагностики мотивации и стимулирования труда:

  • оценка применяемых форм и систем стимулирования, их взаимосвязь с мотивацией персонала;
  • установление соответствия выработанных принципов, структуры оплаты труда целям организации;
  • оценка структуры оплаты труда и ее уровня.

Для проведения работ по совершенствованию политики мотивации и стимулирования трудовой в компании руководству необходимо собрать информацию о функционирующей в данный момент в организации системе. Упростить процесс диагностики действующей системы мотивации персонала позволяет разработанная М.О. Олехновичем и Т.А. Макаровой технология, которая представляет собой «Мотивационный аудит». Целями проведения мотивационного аудита могут быть:

  • анализ эффективности функционирующей системы управления мотивацией;
  • установление соответствия системы управления мотивацией нормам Трудового Кодекса РФ;
  • разработка рекомендаций для совершенствования системы мотивации;
  • мониторинг соответствия системы мотивации стратегическим целям предприятия;
  • оптимизация расходов по управлению мотивацией персонала;
  • оценка мотивационных резервов персонала;
  • разработка платформы для улучшения или построения системы мотивации;
  • оценка размера требуемых для изменения системы мотивации ресурсов.

Проведение мотивационного аудита позволяет решить следующие задачи:

  • анализ существующей стратегии компании в области мотивации персонала;
  • оценка системы мотивации работников и взаимозависимости между процедурами;
  • оценка форм стимулирования на основе документации;
  • анализ соблюдения высшим руководством норм, предусмотренных системой стимулирования;
  • оценка системы мотивации на уровне линейных руководителей;
  • анализ мотивационного потенциала персонала организации (диагностика уровня потребностей работников; выявление сфер базовых и актуальных потребностей; оценка сферы демотивации, которая должна быть оперативно скорректирована);
  • установление соответствия: функционирующей системы мотивации стратегии компании в этой сфере, функционирующей системы мотивации целям компании, функционирующей системы мотивации мотивам сотрудников, расходов на мотивацию получаемому компанией эффекту, опыт руководителей по управлению мотивацией ожиданиям сотрудников.

Результатом оценки являются разработанные рекомендации по изменению стратегии и структуры мероприятий по мотивации сотрудников.


Современные эффективные политики мотивации в успешных компаниях носят комплексный характер, включают в себя множество компонентов, которые позволяют не только адекватно компенсировать персоналу вложенные трудовые усилия, но и удовлетворять потребности работников более высокого уровня, нежели базовые.

Условно компоненты системы мотивации персонала можно разделить на три группы:

а) компенсационный пакет: собственно, финансовая компенсация вложенных трудовых усилий;

б) социальный пакет: мотивация через удовлетворение социальных потребностей;

в) немонетарная мотивация: различные меры поощрения и мотивации.

Комплексная система мотивации труда на предприятии включает следующие компоненты, представленные в таблице 1 [6, с. 143].

Таблица 1

Компоненты комплексной политики мотивации труда

Компоненты политики мотивации

Инструменты мотивации

Цели мотивации

Культура организации. Система общих для всего персонала организации ценностных ориентаций и норм

Конституция (устав) организации, основные принципы руководства и организации

Понимание и признание целей деятельности организации. Ориентация на перспективу. Согласование взаимных интересов

Идентификация с организацией.

Образ организации в глазах персонала и внешнего мира

Различные формы информации об организации

Единая ориентация в восприятии организации как внутри нее, так и вовне. Чувство принадлежности к организации

Система участия.

Участие работников в распределении общего хозяйственного результата, участие в капитале организации и развитие сотрудничества

Формы и методы распределения результатов, система участия в капитале и собственности; развитие отношений партнерства

Установка на корпоративность в поведении. Ориентация на соотнесение затрат и результата, готовность к риску.

Обслуживание персонала.

Все формы социальных льгот, услуг, предоставляемых работникам независимо от их положения в организации

Безопасность труда, охрана здоровья, создание условий для отдыха и разгрузки, занятия спортом, забота о работниках

Социальная ответственность по отношению к другим. Повышение трудовой активности

Информирование работников. Доведение до работников сведений о делах организации

Журналы и справочники организации; собрания коллектива; ответы о работе; совещания работников

Положительное влияние на поведение и развитие личности. Знание результатов и сознательная корректировка целей. Ответственность за свои действия. Самокритичная оценка трудовых достижений.


Таким образом, мотивация призвана заинтересовать работника в результате труда, повысить его эффективность в производственном процессе. Как с теоретической, так и с практической позиции являются важными не только классификация потребностей, но и детальное обоснование способов их удовлетворения.

2. Анализ политики мотивации персонала малого предприятия ООО «Спартафарм Трейд»

2.1. Краткая характеристика малого предприятия ООО «Спартафарм Трейд»

Общество с ограниченной ответственностью «Спатрафарм Трейд» сеть аптек в Иркутской области. На фармацевтическом рынке организация существует с 1998 года.

В настоящее время «Спартафарм трейд» – это шесть аптек, деятельность которых максимально направлена на качественное обслуживание клиентов. Штат фармацевтического предприятия составляют 56 сотрудников. Посетителям предоставляется возможность покупки продукции за наличные рубли, и по кредитным картам систем VISA, MASTER CARD, MAESTRO.

С момента своего образования ООО «Спартафарм Трейд» является социально ориентированной компанией, обеспечивающей рабочими местами с достойной заработной платой и предоставлением социального пакета.

Основной задачей аптеки является обеспечение населения лекарственными средствами, предметами санитарии, гигиены и ухода за больными, перевязочные материалы и другие средства аптечного ассортимента.

На основании «Положения об аптеке», в соответствии с задачей на аптеку возлагаются следующие функции:

а) отпуск лекарственных средств населению по оформленным в соответствии с установленными правилами рецептами;

б) продажа гражданам лекарств, разрешенных к отпуску без рецепта, а так же предметов санитарии, гигиены и уходу за больным, лечебных минеральных вод, дезинфекционных средств, перевязочного материала и других товаров аптечного ассортимента;

в) информация медицинских работников об имеющихся в аптеке лекарственных препаратов, поступивших новых лекарственных средств и способах их применения;


г) аптека обязана показывать высокое качество и культуру лекарственного обслуживания населения;

д) аптека обязана строго выполнять установленные нормы и требования санитарного режима и фармацевтического порядка;

е) закупка медикаментов и других медицинских товаров производится заведующей аптекой с разрешением генерального директора.

Фирмы поставщики строго определены: ЗАО ЦВ протек, ЗАО СИА Интернейшнл, ЗАО Катрен, ЗАО Аптека-Холдинг, ООО Парфюм Новосибирск, ООО Травы Юайкала, ЗАО Тайга-Продукт, ООО Восток-Косметик, ООО СиЭс Медика-Восток, ЗАО Формула развития.

Во главе организации находится Генеральный директор. Данная организационная структура имеет линейно-функциональную организационную структуру, представленную на рисунке 3.

Провизор (4)

Кассир (1)

Провизор (5)

Кассир (1)

Провизор (5)

Кассир(1)

Кассир (1)

Провизор (5)

Кассир(1)

Бухгалтер(1)

Провизор (5)

Главный бухгалтер

Заведующий аптекой № 2

Заведующий аптекой № 3

Заведующий аптекой № 4

Заведующий аптекой № 5

Генеральный директор

Заведующий аптекой № 6

Рис. 3. Организационная структура ООО «Спатрафарм Трейд»

В таблице 2 представлен анализ финансово-экономических показателей деятельности организации.

Таблица 2

Финансово-экономические показатели деятельности организации

Показатель

Единица измерения

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Выручка

Млн. р.

80025

71084

75343

Средняя заработная плата

р.

22832

22120

22590

Фонд оплаты труда

р.

1636500

1443100

1545060

Себестоимость товаров

Млн. р.

63288

58546

60672

Валовая прибыль

Млн. р.

16737

12538

14671

По данной таблице можно сделать вывод, что организация стабильна.

Далее рассмотрим качественные показатели производственно- хозяйственной деятельности организации в динамике за три года.

Далее рассмотрим среднесписочную численность персонала в динамике с 2015 по 2017 г.

Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Среднесписочная численность персонала