Файл: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

42,1% учащихся считают, что нужно следить за своим здоровьем, 57,9% детей ответили отрицательно. У учащихся обычно преобладает плохое настроение. Об этом свидетельствует выбор цветов, которыми учащиеся хотят раскрасить свое настроение: черным - 42,1%, серым - 26,3%, желтым - 15,8%, красным - 15,8%.

Обращаются к родителям за помощью в случае заболевания сразу 26,3% учащихся, когда становится очень плохо - 47,4% детей, ждут, когда родителя сами заметят их плохое самочувствие 26,3% ребят. Большой процент младших школьников не имеют понятия, что правильная осанка влияет на состояние их здоровья. Так за письменным столом или партой стараются правильно сидеть всегда 31,6% детей, иногда - 26,3%, никогда - 42,1% учащихся.

73,7% младших школьников устают на занятиях, а 26,3% ответили, что не устают. Знают, что человеку полезно для здоровья бывать на свежем воздухе 52,6% учащихся, ответили отрицательно 47,4% ребят.

У большого процента учащихся отсутствуют практические навыки и умения оказания первой помощи. Так 21,2% опрошенных учащихся посоветовали бы своему товарищу, поранившему палец, положить его в рот, 10,5% порекомендовали подставить палец под кран с холодной водой, 57,9% посоветовали намазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой, и лишь 10,5% ответили правильно, что необходимо помазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой.

Соблюдают режим дня 42,1% учащихся, нарушают режим 57,9% детей. Знают, что не стоит делиться даже с лучшим другом

  • зубной щеткой 42,1% учащихся;
  • мочалкой - 31,6% ребят;
  • полотенцем для тела - 47, 4% младших школьников.

При этом ошибочно считают, что из гигиенических соображений не стоит делиться

  • мылом - 21,1% учащихся;
  • полотенцем для рук - 26,3% ребят;
  • зубной пастой - 57,9% младших школьников;
  • шампунем - 10,5% детей;
  • тапочками - 21,1% учащихся.

Осведомлены о правилах организации режима питания 42,1% учащихся, не знают их 57,9% школьников.

Знают, что нужно чистить зубы утром и вечером 42,1% учащихся. Ответили, что зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи 26,3% детей. 31,6% учащихся считают, что зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.

Выступая в роли дежурного, посоветуют вымыть руки своим друзьям перед посещением туалета - 42,1% младших школьников, после посещения туалета - 31,6% рубят, перед едой - 57,9% учащихся, после игры в баскетбол - 36,8% ребят, после того, как играл с кошкой или собакой - 31,6% младших школьников, перед чтением книги - 10,5% школьников, после того, как заправил постель - 26,3% детей, перед тем как идти гулять - 26,3% учащихся.


42,1% учащихся посоветуют своим друзьям принимать душ каждый день, 26,3% - два-три раза в день, 31,6% - 1 раз в неделю.

Таким образом, младшие школьники не умеют применять полученные знания в повседневной жизни. Все это негативно сказывается на их здоровье.

Исходя из этого, ведущим направлением нашей опытно-экспериментальной работы по внедрению методики реализации здоровьесберегающих технологий в учебный процесс в группе продленного дня будет: укрепление и сохранение здо­ровья учащихся, заключающееся в гигиеничес­ком воспитании и обучении, удовлетворяю­щем реальные потребности учащихся, использование методов и приемов здоровьесбережения. В условиях начальной школы особое внимание будет обращено на фор­мирование гигиенических навыков и разви­тие мотивации к здоровому образу жизни, улучшение здоровья учащихся.

Научить учащихся ответственному отношению к своему здоровью, усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношением к нему и поведением у учащихся, а также улучшить здоровье детей мы и постараемся на формирующем этапе нашей экспериментальной работы.

2.2. Выбор здоровьесберегающих технологий и их апробация на дополнительных занятиях в группе продленного дня во 2 классе

Целью формирующего этапа эксперимента было построение конструктивной методики здоровьесбережения на дополнительных занятиях в группе продленного дня во 2 «Б» классе.

Наш формирующий эксперимент состоял из нескольких этапов:

1-й этап - выбор здоровьесберегающих технологий на дополнительных занятиях в группе продленного дня для коррекции осанки и зрения младших школьников.

2-1 этап - апробация выбранных здоровьесберегающих технологий на дополнительных занятиях в группе продленного дня во 2 «Б» классе, обучающемся по программе А.А. Плешакова «Зеленый дом».

Так как у 63,1% детей в классе наблюдается отклонение в осанке, нами были выбраны технологии, направленные на укрепление физического здоровья детей.

С целью улучшения осанки при организации учебного процесса в классе использовался режим динамических поз - работа детей в беседе за конторками (по методике В.Ф. Базарного). Они позволяли возвратиться к оптимальной для зрительного труда наклонной рабочей поверхности и решить такую важную для сохранения здоровья детей проблему, как соответствие школьной мебели росту учащихся (конторка делалась родителями индивидуально каждому ученику). На стол ставилась одна конторка. Один из школьников сидел, другой стоял за конторкой. При этом за одним столом занимались школьники примерно одинакового роста. Через каждые 10 минут дети по команде учителя меняли позу. Размеры конторки соответствуют 1/2 ширине стола. Техническое решение конторки позволяло регулировать ее высоту с помощью четырех подвижных стоек (ножек) строго в соответствии с ростом школьника. Она определяется следующим образом. В положении стоя необходимо измерить расстояние от предплечий, прижатых к груди и согнутых в локтях рук, до поверхности стола. Этот размер и соответствует высоте нижнего края конторки.


В беседе «Строение тела человека» нами была проведена беседа об осанке, после которой мы познакомили учащихся с правилами посадки за столом и провели с ними ряд занятий и упражнений (см. приложение 1).

Во избежание усталости учащихся мы чередовали виды работы в беседе: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), опыты, наблюдения, творческие задания - необходимый элемент на каждом уроке. Они способствовали развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

На занятиях мы также делали эмоциональную разгрузку (2-3 минуты). Мы стремились вызывать положительное отношение к предмету «», потому что доброжелательный и эмоциональный тон педагога - также важный момент здоровьесберегающих технологий. Приведем фрагмент занятия по теме «Как ты познаешь мир» (см. прил. 2).

В нашей экспериментальной работе мы обращали внимание на следующие основные факторы: обстановка и гигиенические условия в классе, в беседе использовали 4-6 видов деятельности, средняя продолжительность которых 7-10 минут, количество видов преподавания не более трех, использовали активные методы обучения в беседе, оздоровительные моменты (физкультминутки, гимнастику для глаз и т.п.); в урок включали вопросы, связанные со здоровьем (беседы о режиме дня, правилах личной гигиены, о правильной осанке, о том, как чистить зубы). Ежедневно проводились физкультминутки, упражнения для профилактики зрения и улучшения осанки.

Таким образом, задача оздоровления учащихся имела три взаимосвязанных аспекта:

  • Воспитательный. Воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью.
  • Обучающий. Обучение детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, определение вредных привычек, рекомендации по их устранению. Например, соблюдение личной гигиены: чистить зубы, мыть руки; включение в уроки окружающего мира нестандартных вопросов, связанных со здоровьем: «Почему нельзя:
  • гулять без зонта под дождем;
  • не проветривать классную комнату;
  • ходить без сменной обуви;
  • пить воду из-под крана;
  • выбрасывать мусор на отдыхе и т.п.).
  • Непосредственно оздоровительный.

Профилактика широко-распространенных заболеваний (оздоровительные минутки, физкультминутки, режим динамических поз, дыхательная гимнастика, игры и т.п.); улучшение таких качеств, как психическая уравновешенность, эмоциональный комфорт, внимательность, память.

Выяснению результативности проведенного нами экспериментального обучения и будет посвящена наша дальнейшая работа на контрольном этапе.


2.3. Анализ результатов исследования

Контрольный этап эксперимента

С целью выяснения результативности проведенной нами экспериментальной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на дополнительных занятиях в группе продленного дня мы вновь провели анкетирование учащихся.

Результаты проведенного нами анкетирования младших школьников представлены в таблице 4.

Таблица 4. Результаты анкетирования младших школьников

(контрольный этап эксперимента)

Вопрос

Варианты ответа

Ответы учащихся

чел.

%

1. Нужно ли тебе следить за своим здоровьем?

Да

19

100%

Нет

-

2. Какое у тебя обычно настроение? Каким цветом можно раскрасить твое настроение?

Черным

1

5,3%

Желтым

12

63,2%

Серым

1

5,3%

Красным

16

84,2%

3. Ты обращаешься к родителям за помощью в случае заболевания

Сразу

18

94,3%

Когда становится очень плохо

1

5,3%

Ждешь, когда родителя сами заметят твое плохое самочувствие

-

-

4. За письменным столом или партой ты стараешься правильно сидеть

Всегда

17

89,5%

Иногда

2

10,5%

Никогда

-

-

5. Ты выполняешь режим дня?

Да

18

94,3%

Нет

1

5,3%

6. Ты устаешь на занятиях?

Да

3

15,8%

Нет

15

78,9%

7.Нужно ли человеку бывать на свежем воздухе?

Да

18

94,3%

Нет

1

5,3%

8.Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, каким из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом.

Мыло

1

5,3%

Зубная щетка

19

100%

Полотенце для рук

1

5,3%

Мочалка

18

94,3%

Зубная паста

1

5,3%

Шампунь

-

-

Тапочки

1

5,3%

Полотенце для тела

18

94,3%

9. На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи: одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.

Завтрак 8.00

Обед 13.00

Полдник 16.00

Ужин 19.00

18

94,3%

Завтрак 9.00

Обед 15.00

Полдник 18.00

Ужин 21.00

1

5,3%

10. Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав? Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:

Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи

1

5,3%

Зубы нужно чистить утром и вечером

17

89,5%

Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день

1

5,3%

11. Тебя назначили дежурным. Тебе нужно проследить за тем, как соблюдаются правила гигиены твоими друзьями. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь вымыть руки.

Перед чтением книги

-

-

Перед посещением туалета

19

100%

После посещения туалета

19

100%

После того, как заправил постель

1

5,3%

Перед едой

19

100%

Перед тем как идешь гулять

1

5,3%

После игры в баскетбол

19

100%

После того, как играл с кошкой или собакой

19

100%

12. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ? Отметь.

Каждый день

19

100%

Два-три раза в день

17

89,5%

1 раз в неделю

1

5,3%

13. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Отметь.

Положить палец в рот

-

-

Подставить палец под кран с холодной водой

-

-

Намазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой

3

15,8%

Помазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой

16

84,2%


Абсолютно все учащиеся (100%) считают, что нужно следить за своим здоровьем. Отрицательных ответов нет. Психо-эмоциональное состояние у большинства учащихся хорошее. Об этом свидетельствует выбор цветов, которыми учащиеся хотят раскрасить свое настроение: желтым - 63,2%, красным - 84,2%, черным - 5,3%, серым - 5,3%.

Уровень знаний и понятий здорового образа жизни вполне достаточный. Обращаются к родителям за помощью в случае заболевания сразу 94,3% учащихся, когда становится очень плохо - 5,3% детей. Большинство младших школьников знают, что правильная осанка влияет на состояние их здоровья. Так за письменным столом или партой стараются правильно сидеть всегда 89,5% детей, иногда - 10,5%. Соблюдают режим дня 94,3% детей, ответили отрицательно лишь 5,3% ребят. 15,8% младших школьников устают на занятиях, а 78,9% ответили, что не устают. Знают, что человеку полезно для здоровья бывать на свежем воздухе 94,3% учащихся, ответили отрицательно лишь 5,3% ребят.

А теперь проанализируем знание и соблюдение младшими школьниками правил гигиены и знание режима питания.

Знают, что не стоит делиться даже с лучшим другом:

  • зубной щеткой - 100% учащихся;
  • мочалкой - 94,3% ребят;
  • полотенцем для тела - 94,3% младших школьников.

При этом ошибочно считают, что из гигиенических соображений не стоит деться:

  • мылом - 5,3% учащихся;
  • полотенцем для рук - 5,3% ребят;
  • зубной пастой - 5,3% младших школьников;
  • тапочками - 5,3% учащихся.

Осведомлены о правилах организации режима питания 94,3% учащихся, не знают их 5,3% школьников.

Знают, что нужно чистить зубы утром и вечером 89,5% учащихся. Ответили, что зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи 5,3% детей. 5,3% учащихся считают, что зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день. Ответы детей правильны, но в контексте ответов ответ о том, что нужно чистить зубы утром и вечером является правильны. Детальнее проанализировав, мы убедились, что учащиеся не разобрались в правильности заполнения анкеты.

Выступая в роли дежурного, посоветуют вымыть руки своим друзьям перед посещением и после посещения туалета, перед едой и после игры в баскетбол, а также после того, как играл с кошкой или собакой абсолютно все учащиеся (100%). При этом по 5,3% младших школьников ответили, что руки нужно вымыть после того, как заправил постель и перед тем как идти гулять.

100% учащихся посоветуют своим друзьям принимать душ каждый день, 89,5% - два-три раза в день, 5,3% - 1 раз в неделю. Таким образом, младшие школьники имеют достаточные знания о правилах личной гигиены и режиме питания и соответственно их соблюдают. Все это положительно сказывается на их здоровье.