Файл: Процессы принятия решений в организации (Сущность и содержание понятия «управленческие решения»).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Процессы принятия решений в организации: теоретический аспект
1.1. Сущность и содержание понятия «управленческие решения»
1.2. Классификация управленческих решений
1.3. Методы принятия управленческих решений
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Анализ процесса принятия управленческих решений в ООО «Читай-Город»
2.3. Совершенствование процесса принятия управленческих решений в ООО «Читай-Город»
Создается атмосфера наилучшего благоприятствования, позволяющая предлагать любые решения. В этом случае, по мнению Я.Р. Рейльяна, психологические аспекты принятия управленческих решений учреждений социально-культурной сферы находят наилучшее применение, так как возникает атмосфера сотворчества, доверительного отношения с руководством и психологический настрой, направленный на устранение возникших затруднений[27].
Методы анализа управленческих решений учреждений социально-культурной сферы, по мнению А.А. Тимошенко, кроме коллективной работы, включают и так называемый метод Дельфы, многоуровневую систему анкетирования, когда обобщаются все данные, затем оцениваются и суммируются специалистами после стабилизации результатов. Другой метод анализа, разработанный японцами, называется кольцевой системой принятия решений[28].
Это обсуждение нового проекта, к которому участники прилагают свои письменные замечания и предложения. Затем на совещании происходит принятие окончательного варианта и доработка проекта.
Методы разработки управленческих решений, по мнению А.М. Чавкина, часто являются эвристическими, когда руководитель использует не традиционные методы, а опирается на свой собственный опыт, логику и интуицию. Каким бы ни был руководитель прозорливым, он не может действовать без обладания базовой информации[29].
Информация в современном управлении играет первостепенную роль. Р.А. Фатхутдинов считает, что к информации должны предъявляться следующие требования:
- она должна быть точной. Данные, которые содержатся в информации, должны быть реальными и соответствовать действительному положению дел;
- она должна быть надежной. Информация не должна быть получена из одного источника, хорошо, если их будет не меньше семи;
- она должна быть достоверной, ничто не должно указывать на ложные данные;
- она должна быть исчерпывающей. Разнообразная и объемная информация говорит о ее полноте[30].
Опираясь на полную, точную, достоверную и надежную информацию, руководитель может применить такие методы разработки управленческих решений, которые позволят ему принять единственно верное направление в развитии организации.
В настоящее время появляются методы управления, о которых немало написано зарубежными исследователями и практиками менеджмента. Книги Дэвида Макклеланда, Джима Коллинза или идеи Гай Кавасаки дадут представление о новых тенденциях современного менеджмента и позволят применить его на практике.
Классификация методов принятия управленческих решений представлена (рисунок 3).
Методы принятия решений
Методы диагностики проблем
Методы генерации альтернатив
Методы оценки и выбора альтернатив
Методы реализации решений
Методы активизации мышления:
-мозговой штурм
- метод Дельфи
- эвристические методы
Методы соединения альтернатив:
-морфологи-ческий анализ
- методы сцена-риев
- дерево решений
- метод анализа иерархии
Методы экспертных оценок
Критериальные методы
Однокритериальные:
- метод опти-мизации
- метод ли-нейного программирования
Условия среды:
- определен-ности
- риска
- неопреде-ленности
Многокритериальные
Рисунок 3 - Классификация методов принятия управленческих решений
Современный бизнес требует не только постоянного контроля за его развитием, но также и своевременного вынесения необходимых вопросов на рассмотрение и совершения определенных действий. Существуют различные методы принятия управленческих решений, которые развивались вместе с управленческой школой. Среди них, по мнению О.А. Страховой, достаточно мало перекликающихся способов, так как одни методики включают в себя использование аутсорсинга, экспертов и специалистов извне, другие же, наоборот, пропагандируют необходимость пользоваться исключительно внутренними ресурсами[31].
И. Ансофф предлагает процесс управленческого решения представить в виде схемы, изображенной на рисунке 4[32].
Процесс принятия управленческих решений
Постановка проблемы
Выявление ограничений и альтернатив
Принятие
решений
Реализация решений
Контроль за исполнением
Рисунок 4 - Процесс разработки и реализации управленческого решения
На качество решений влияет множество факторов, но в первую очередь выделяются экономические факторы, выраженные в неопределенности рынка и невозможности заранее предугадать направление его развития, а также личные качества экспертов, их заинтересованность или же, наоборот, отсутствие корыстного интереса в принятии определенных решений.
Методология принятия управленческих решений организаций сферы образования бывает разной, некоторые методы не только включают в себя различные способы выбора наиболее эффективной последовательности действий, но еще и требуют различных ресурсов. Так, Е.П. Голубков считает, что основным отличием можно выделить использование сторонних экспертов либо внутренних специалистов, а также специальные математические модели, при помощи которых можно получить вероятное развитие событий в отдаленной перспективе. В любом случае методы принятия управленческих решений организаций сферы образования строятся на необходимости анализа проблемы и, вторым этапом, на принятии решений на основании выводов, сделанных из проведенного исследования[33].
Использование сторонних не заинтересованных специалистов, которые хорошо работают в команде, повышает эффективность принятых действий. По мнению В.Д. Дорофеева, это влияет на результативность и верность выводов, которые будут сделаны командой[34].
Наибольшая эффективность замечена при проведении «мозгового штурма». Это вызвано тем, что идеи там появляются валом, волной, в больших количествах. Каждый специалист выдвигает как минимум десять различных вариантов, подходящих к ситуации. Постепенно отсекаются наиболее бессмысленные и неэффективные, пока не останется десяток и меньше предложений. Эти варианты, по мнению П.А. Кохно, являются лучшими из того, что может предложить экспертная группа. Результативность повышается при создании правильной обстановки – обязательным является наличие кофе и шоколада, активирующих мозговую деятельность. Другие методы принятия управленческих решений также доказали свою эффективность, но наибольшей гибкостью обладает именно мозговой штурм[35].
Выводы по первой главе: принятие управленческого решения является основой управления. Своевременно принятое научно-обоснованное решение стимулирует производство, а слабое, или несвоевременно принято – снижает результативность труда. Ответственность руководителя за принятие решений очень высока, особенно служащих государственного уровня. Руководитель не имеет права принимать непродуманных и необоснованных решений.
Управленческие решения бывают: запрограммированные, незапрограммированные, интуитивные, логические, рациональные, рутинные, селективные, адаптивные, инновационные и др.
К методам принятия управленческих решений относятся: методы диагностики проблем; методы генерации альтернатив; методы оценки и выбора альтернатив; методы реализации решений.
2. Анализ процесса принятия решений в организации (на примере ООО «Читай-Город») и его совершенствование
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
ООО «Читай-Город» действует с 10 октября 2000 г., ОГРН присвоен 15 октября 2002 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве. Предприятие имеет множество филиалов в различных городах России.
В данной работе рассмотрим предприятие расположено по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Октябрьской революции, д. 362, ТЦ «РИО», 3 этаж.
Целью ООО «Читай-Город» является извлечение прибыли от его деятельности.
ООО «Читай-Город» имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.
Нормативными документами, регулирующими деятельность ООО «Читай-Город» являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.
Основной вид деятельности - торговля розничная прочая в специализированных магазинах.
Дополнительные виды деятельности:
- торговля розничная обоями и напольными покрытиями в специализированных магазинах;
- торговля розничная прочая в специализированных магазинах;
- торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов;
- торговля розничная непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах и др.
В ООО «Читай-Город» представлена книжная продукция различных жанров:
- художественная литература;
- книги для детей;
- образование;
- наука и техника;
- общество;
- деловая литература;
- красота, здоровье, спорт;
- увлечения;
- психология;
- эзотерика;
- философия и религия;
- искусство;
- подарочные издания;
- книги на иностранных языках.
Помимо этого ООО «Читай-Город» реализует следующие виды продукции:
1. Канцелярские товары:
- бумажные изделия;
- галантерея;
- упаковка;
- товары для художников;
- письменные принадлежности;
- чертежные принадлежности;
- школьные товары и т.д.
2. Сувениры:
- сувениры к празднику;
- игры и игрушки;
- сувенирные канцелярские и офисные принадлежности;
- поздравительная атрибутика и т.д.
3. Творчество:
- наборы для детского творчества;
- наборы для взрослого творчества;
- заготовки;
- инструменты и приспособления;
- фурнитура для изготовления украшений и т.д.
ООО «Читай-Город» периодически проводит различные акции для покупателей. Например:
- «Разговоры о море» –10% на тематическую подборку;
- «Забота о малыше» –10% на подборку товаров для детей от 0 до 5 лет;
- «Время зарубежной классики» –10% на подборку книг иностранных писателей и т.д.
Проведение акций позволяет привлекать покупателей и увеличивать объемы продаж.
По состоянию на 01.09.19 года на ООО «Читай-Город» (г. Коломна) работали 18 человек. Организационная структура предприятия представлена на рисунке 5.
Директор
Зам. директора
Бухгалтерия
Уборщик
Главный бухгалтер
Водитель
Торговый зал
Склад
Бухгалтер
Зав. складом
Продавцы-консультанты
Кассиры
Рисунок 5 – Организационная структура ООО «Читай-Город»
Как видим из рисунка 5, для ООО «Читай-Город» характерна линейно-функциональная структура управления и вертикальное подчинение.
Проведем анализ экономических показателей ООО «Читай-Город».
В начале анализа, на основе отчетности за 2016–2018 гг. рассчитаем основные технико–экономические показатели предприятия, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Анализ динамики показателей прибыли ООО «Читай-Город», тыс. руб.
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Абсолютное отклонение, +/–. |
Темп роста, % |
||||
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
2018/ 2016 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
2018/ 2016 |
||||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
195623 |
234581 |
267508 |
38958 |
32927 |
71885 |
119,9 |
114 |
136,7 |
Себестоимость проданных тов., прод.,работ,услуг |
156190 |
180578 |
211990 |
24388 |
31412 |
55800 |
115,6 |
117,4 |
135,7 |
Валовая прибыль |
39433 |
54003 |
55518 |
14570 |
1515 |
16085 |
136,9 |
102,8 |
140,8 |
Коммерческие расходы |
33090 |
44923 |
42645 |
11833 |
–2278 |
9555 |
135,8 |
94,9 |
128,9 |
Управленческие расходы |
|||||||||
Прибыль (убыток) от продаж |
6343 |
9080 |
12873 |
2737 |
3793 |
6530 |
143,1 |
141,8 |
202,9 |
Прочие доходы и расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Проценты к получению |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Проценты к уплате |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Доходы от участия в других организациях |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие доходы |
1066 |
1769 |
2096 |
703 |
327 |
1030 |
165,9 |
118,5 |
196,6 |
Прочие расходы |
4655 |
10652 |
12624 |
5997 |
1972 |
7969 |
228,8 |
118,5 |
271,2 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
2754 |
197 |
2345 |
–2557 |
2148 |
–409 |
7,2 |
1190,4 |
85,1 |
Отложенные налоговые обязательства |
240 |
- |
- |
–240 |
0 |
–240 |
- |
- |
- |
Текущий налог на прибыль |
91 |
66 |
33 |
–25 |
–33 |
–58 |
72,5 |
50 |
36,3 |
Налоги за прошлые годы и иные обязат. платежи |
730 |
243 |
530 |
–487 |
287 |
–200 |
33,3 |
218,1 |
72,6 |
Чистая прибыль(убыток) |
1875 |
20 |
1848 |
-1855 |
1828 |
-27 |
1,1 |
9140,0 |
1,44 |