Файл: Процессы принятия решений в организации (Сущность и содержание понятия «управленческие решения»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Создается атмосфера наилучшего благоприятствования, позволяющая предлагать любые решения. В этом случае, по мнению Я.Р. Рейльяна, психологические аспекты принятия управленческих решений учреждений социально-культурной сферы находят наилучшее применение, так как возникает атмосфера сотворчества, доверительного отношения с руководством и психологический настрой, направленный на устранение возникших затруднений[27].

Методы анализа управленческих решений учреждений социально-культурной сферы, по мнению А.А. Тимошенко, кроме коллективной работы, включают и так называемый метод Дельфы, многоуровневую систему анкетирования, когда обобщаются все данные, затем оцениваются и суммируются специалистами после стабилизации результатов. Другой метод анализа, разработанный японцами, называется кольцевой системой принятия решений[28].

Это обсуждение нового проекта, к которому участники прилагают свои письменные замечания и предложения. Затем на совещании происходит принятие окончательного варианта и доработка проекта.

Методы разработки управленческих решений, по мнению А.М. Чавкина, часто являются эвристическими, когда руководитель использует не традиционные методы, а опирается на свой собственный опыт, логику и интуицию. Каким бы ни был руководитель прозорливым, он не может действовать без обладания базовой информации[29].

Информация в современном управлении играет первостепенную роль. Р.А. Фатхутдинов считает, что к информации должны предъявляться следующие требования:

  • она должна быть точной. Данные, которые содержатся в информации, должны быть реальными и соответствовать действительному положению дел;
  • она должна быть надежной. Информация не должна быть получена из одного источника, хорошо, если их будет не меньше семи;
  • она должна быть достоверной, ничто не должно указывать на ложные данные;
  • она должна быть исчерпывающей. Разнообразная и объемная информация говорит о ее полноте[30].

Опираясь на полную, точную, достоверную и надежную информацию, руководитель может применить такие методы разработки управленческих решений, которые позволят ему принять единственно верное направление в развитии организации.

В настоящее время появляются методы управления, о которых немало написано зарубежными исследователями и практиками менеджмента. Книги Дэвида Макклеланда, Джима Коллинза или идеи Гай Кавасаки дадут представление о новых тенденциях современного менеджмента и позволят применить его на практике.


Классификация методов принятия управленческих решений представлена (рисунок 3).

Методы принятия решений

Методы диагностики проблем

Методы генерации альтернатив

Методы оценки и выбора альтернатив

Методы реализации решений

Методы активизации мышления:

-мозговой штурм

- метод Дельфи

- эвристические методы

Методы соединения альтернатив:

-морфологи-ческий анализ

- методы сцена-риев

- дерево решений

- метод анализа иерархии

Методы экспертных оценок

Критериальные методы

Однокритериальные:

- метод опти-мизации

- метод ли-нейного программирования

Условия среды:

- определен-ности

- риска

- неопреде-ленности

Многокритериальные

Рисунок 3 - Классификация методов принятия управленческих решений

Современный бизнес требует не только постоянного контроля за его развитием, но также и своевременного вынесения необходимых вопросов на рассмотрение и совершения определенных действий. Существуют различные методы принятия управленческих решений, которые развивались вместе с управленческой школой. Среди них, по мнению О.А. Страховой, достаточно мало перекликающихся способов, так как одни методики включают в себя использование аутсорсинга, экспертов и специалистов извне, другие же, наоборот, пропагандируют необходимость пользоваться исключительно внутренними ресурсами[31].

И. Ансофф предлагает процесс управленческого решения представить в виде схемы, изображенной на рисунке 4[32].

Процесс принятия управленческих решений

Постановка проблемы

Выявление ограничений и альтернатив

Принятие

решений

Реализация решений

Контроль за исполнением

Рисунок 4 - Процесс разработки и реализации управленческого решения

На качество решений влияет множество факторов, но в первую очередь выделяются экономические факторы, выраженные в неопределенности рынка и невозможности заранее предугадать направление его развития, а также личные качества экспертов, их заинтересованность или же, наоборот, отсутствие корыстного интереса в принятии определенных решений.

Методология принятия управленческих решений организаций сферы образования бывает разной, некоторые методы не только включают в себя различные способы выбора наиболее эффективной последовательности действий, но еще и требуют различных ресурсов. Так, Е.П. Голубков считает, что основным отличием можно выделить использование сторонних экспертов либо внутренних специалистов, а также специальные математические модели, при помощи которых можно получить вероятное развитие событий в отдаленной перспективе. В любом случае методы принятия управленческих решений организаций сферы образования строятся на необходимости анализа проблемы и, вторым этапом, на принятии решений на основании выводов, сделанных из проведенного исследования[33].


Использование сторонних не заинтересованных специалистов, которые хорошо работают в команде, повышает эффективность принятых действий. По мнению В.Д. Дорофеева, это влияет на результативность и верность выводов, которые будут сделаны командой[34].

Наибольшая эффективность замечена при проведении «мозгового штурма». Это вызвано тем, что идеи там появляются валом, волной, в больших количествах. Каждый специалист выдвигает как минимум десять различных вариантов, подходящих к ситуации. Постепенно отсекаются наиболее бессмысленные и неэффективные, пока не останется десяток и меньше предложений. Эти варианты, по мнению П.А. Кохно, являются лучшими из того, что может предложить экспертная группа. Результативность повышается при создании правильной обстановки – обязательным является наличие кофе и шоколада, активирующих мозговую деятельность. Другие методы принятия управленческих решений также доказали свою эффективность, но наибольшей гибкостью обладает именно мозговой штурм[35].

Выводы по первой главе: принятие управленческого решения является основой управления. Своевременно принятое научно-обоснованное решение стимулирует производство, а слабое, или несвоевременно принято – снижает результативность труда. Ответственность руководителя за принятие решений очень высока, особенно служащих государственного уровня. Руководитель не имеет права принимать непродуманных и необоснованных решений.

Управленческие решения бывают: запрограммированные, незапрограммированные, интуитивные, логические, рациональные, рутинные, селективные, адаптивные, инновационные и др.

К методам принятия управленческих решений относятся: методы диагностики проблем; методы генерации альтернатив; методы оценки и выбора альтернатив; методы реализации решений.

2. Анализ процесса принятия решений в организации (на примере ООО «Читай-Город») и его совершенствование


2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия

ООО «Читай-Город» действует с 10 октября 2000 г., ОГРН присвоен 15 октября 2002 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве. Предприятие имеет множество филиалов в различных городах России.

В данной работе рассмотрим предприятие расположено по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Октябрьской революции, д. 362, ТЦ «РИО», 3 этаж.

Целью ООО «Читай-Город» является извлечение прибыли от его деятельности.

ООО «Читай-Город» имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.

Нормативными документами, регулирующими деятельность ООО «Читай-Город» являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.

Основной вид деятельности - торговля розничная прочая в специализированных магазинах.

Дополнительные виды деятельности:

  • торговля розничная обоями и напольными покрытиями в специализированных магазинах;
  • торговля розничная прочая в специализированных магазинах;
  • торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов;
  • торговля розничная непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах и др.

В ООО «Читай-Город» представлена книжная продукция различных жанров:

  • художественная литература;
  • книги для детей;
  • образование;
  • наука и техника;
  • общество;
  • деловая литература;
  • красота, здоровье, спорт;
  • увлечения;
  • психология;
  • эзотерика;
  • философия и религия;
  • искусство;
  • подарочные издания;
  • книги на иностранных языках.

Помимо этого ООО «Читай-Город» реализует следующие виды продукции:

1. Канцелярские товары:

  • бумажные изделия;
  • галантерея;
  • упаковка;
  • товары для художников;
  • письменные принадлежности;
  • чертежные принадлежности;
  • школьные товары и т.д.

2. Сувениры:

  • сувениры к празднику;
  • игры и игрушки;
  • сувенирные канцелярские и офисные принадлежности;
  • поздравительная атрибутика и т.д.

3. Творчество:

  • наборы для детского творчества;
  • наборы для взрослого творчества;
  • заготовки;
  • инструменты и приспособления;
  • фурнитура для изготовления украшений и т.д.

ООО «Читай-Город» периодически проводит различные акции для покупателей. Например:


  • «Разговоры о море» –10% на тематическую подборку;
  • «Забота о малыше» –10% на подборку товаров для детей от 0 до 5 лет;
  • «Время зарубежной классики» –10% на подборку книг иностранных писателей и т.д.

Проведение акций позволяет привлекать покупателей и увеличивать объемы продаж.

По состоянию на 01.09.19 года на ООО «Читай-Город» (г. Коломна) работали 18 человек. Организационная структура предприятия представлена на рисунке 5.

Директор

Зам. директора

Бухгалтерия

Уборщик

Главный бухгалтер

Водитель

Торговый зал

Склад

Бухгалтер

Зав. складом

Продавцы-консультанты

Кассиры

Рисунок 5 – Организационная структура ООО «Читай-Город»

Как видим из рисунка 5, для ООО «Читай-Город» характерна линейно-функциональная структура управления и вертикальное подчинение.

Проведем анализ экономических показателей ООО «Читай-Город».

В начале анализа, на основе отчетности за 2016–2018 гг. рассчитаем основные технико–экономические показатели предприятия, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Анализ динамики показателей прибыли ООО «Читай-Город», тыс. руб.

Показатели

2016 год

2017 год

2018 год

Абсолютное

отклонение, +/–.

Темп роста, %

2017/ 2016

2018/ 2017

2018/ 2016

2017/ 2016

2018/ 2017

2018/ 2016

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

195623

234581

267508

38958

32927

71885

119,9

114

136,7

Себестоимость проданных тов., прод.,работ,услуг

156190

180578

211990

24388

31412

55800

115,6

117,4

135,7

Валовая прибыль

39433

54003

55518

14570

1515

16085

136,9

102,8

140,8

Коммерческие расходы

33090

44923

42645

11833

–2278

9555

135,8

94,9

128,9

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

6343

9080

12873

2737

3793

6530

143,1

141,8

202,9

Прочие доходы и расходы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Проценты к получению

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Проценты к уплате

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Доходы от участия в других организациях

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Прочие доходы

1066

1769

2096

703

327

1030

165,9

118,5

196,6

Прочие расходы

4655

10652

12624

5997

1972

7969

228,8

118,5

271,2

Прибыль (убыток) до налогообложения

2754

197

2345

–2557

2148

–409

7,2

1190,4

85,1

Отложенные налоговые обязательства

240

-

-

–240

0

–240

-

-

-

Текущий налог на прибыль

91

66

33

–25

–33

–58

72,5

50

36,3

Налоги за прошлые годы и иные обязат. платежи

730

243

530

–487

287

–200

33,3

218,1

72,6

Чистая прибыль(убыток)

1875

20

1848

-1855

1828

-27

1,1

9140,0

1,44