Файл: Процессы принятия решений в организации (Сущность и содержание понятия «управленческие решения»).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Процессы принятия решений в организации: теоретический аспект
1.1. Сущность и содержание понятия «управленческие решения»
1.2. Классификация управленческих решений
1.3. Методы принятия управленческих решений
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Анализ процесса принятия управленческих решений в ООО «Читай-Город»
2.3. Совершенствование процесса принятия управленческих решений в ООО «Читай-Город»
Как правило, выбирается альтернатива, имеющая, по итогам оценки, наиболее благоприятные последствия. После выбора альтернативы осуществляется реализация решения, в процессе которого требуется произвести расчет эффективности, так как именно на этом этапе становится очевидна ценность принятого решения.
Последним этапом является контроль за выполнением решения, который подразумевает обеспечение соответствия фактических показателей и плановых, выведенных по результатам оценки. Такой контроль позволяет изменять действия и не допустить нанесения ущерба, если такое возможно[11].
По мнению Л.Д. Ревуцкого, «в процессе планирования принимаются решения: о миссиях и целях организации; планах деятельности организации и подразделений; реакции на различные состояния на состояние внешней среды; стратегии и тактике достижения целей организации; бюджете организации; выборе инвестиционных проектов»[12].
О.С. Виханский и А.И. Наумов считают, что управленческие решения должны быть обоснованными, выполнимыми и своевременными[13].
Обоснованность управленческого решения означает, что принятое решение должно основываться на достоверной информации и четких выводах из оценки обстановки, которые должны отражать не только состояние объекта управления, но и содержание различных факторов воздействующих на процесс выполнения сформулированных целей и задач.
Выполнимость принятого решения во многом зависит от инициативы исполнителя, его находчивости, знаний, умений и навыков. В тоже время, для его реализации должны быть созданы все необходимые условия и обеспечена всесторонняя поддержка со стороны высшего руководства и других заинтересованных лиц.
Своевременность принятия любого решения, особенно оперативного, означает, что решение должно быть принято вовремя.
Руководитель должен всегда в процессе управленческой деятельности стремиться к предоставлению исполнителю наибольшего ресурса времени для выполнения поставленной задачи и помнить, что даже отсутствие порой полной информации и неясность обстановки не освобождают его от своевременного принятия решения:
- полномочность управленческого решения означает, что каждый руководитель должен четко руководствоваться содержанием своих прав и обязанностей, действовать в рамках своей компетенции и делегированных полномочий. В экстремальных ситуациях, когда такая необходимость возникает, следует при первой возможности об этом проинформировать руководителя;
- оптимальность, т.е. решение должно быть наилучшим из всех возможных вариантов;
- законность обеспечивается тем, что при принятии решений следует руководствоваться не только соответствующими расчетами, логическими умозаключениями, но и правовыми требованиями;
- справедливость, относящаяся к категории морально-правовых и социально-политических взаимоотношений, выражается во взаимосвязи между мерой труда и вознаграждения, с проступком и наказанием, заслугами и поощрениями;
- простота, ясность и краткость изложения решения способствует быстрому уяснению задачи каждым исполнителем и четкому определению своих роли и места в реализации замысла руководителя[14].
Организация выполнения принятого решения предполагает доведение решения до исполнителей (приказ, распоряжение), индивидуальное закрепление – кто, где, когда, в какие сроки и какими методами выполняет действия связанные с ними.
Кроме административных методов воздействия необходимо использовать и меры материального стимулирования работников.
Каждое управленческое решение должно быть эффективным. Эффективность управленческих решений – ведущий показатель принимаемых решений, который измеряется качеством решения, его воздействием на изменение качества производства, а также эмоциональным согласием с ним исполнителей.
1.2. Классификация управленческих решений
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих разнообразными характеристиками. Однако, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать (таблица 1).
Таблица 1
Классификация управленческих решений[15]
Основание классификации |
Типы решений |
Ведущий психический фактор |
Волевые, эмоциональные, интеллектуальные |
Методы принятия решений |
Интуитивное решение, решение, основанное на суждении, рациональное решение |
Степень структурированности проблемы |
Неструктурированные решения, слабоструктурированные решения, структурированные решения |
Степень повторяемости |
Стандартные, нестандартные, типичные, нетипичные |
Степень запрограммированности |
Запрограммированные, незапрограммированные |
Специфика ЛПР |
Коллективные, индивидуальные |
Степень неопределенности проблемной ситуации |
Определенные (детерминистические), неопределенные, рискованные |
Срок реализации и степень воздействия на будущее |
Оперативные, тактические, стратегические |
Сфера реализации |
Технические, правовые, экономические, политические, технологические, административные |
Степень новизны |
Адаптивные, инновационные |
Возможность корректировки |
Корректируемые, некорректируемые (обратимые, необратимые) |
Масштаб воздействия |
Локальные, региональные, федеральные, глобальные |
Количество критериев выбора |
Однокритериальные, многокритериальные |
Способ фиксации |
Документированные, недокументированные |
С.В. Богомазова, рассматривая классификацию решений, выделяет психологические факторы:
- волевой (решения принимаются тогда, когда альтернативы с точки зрения рациональных соображений равнозначны, но затрагивают интересы различных субъектов, а также в случае, если последствия очень трудно спрогнозировать);
- интеллектуальный (данный фактор оказывается ведущим в случае необходимости поиска неявных альтернатив решения и нахождения оптимальной из них);
- эмоциональный (эмоциональное решение основывается на реализации внерациональных предпочтений: ценностей, привычек, эмоций)[16].
Г.Г. Качуляк особое внимание при классификации решений уделял методам, среди которых: интуитивные (принимаются в случаях высокого уровня неопределенности исходной проблемы, ее слабой структурированности, ограниченного времени для принятия решения, уникальности решения, при принятии индивидуальных, личных решений) и рациональные методы (основываются на реализации аналитических технологий), а также методы, основанные на суждении (опирается на опыт лица принимающего решение, полученный в ходе практической деятельности)[17].
Кроме того, различаются решения по степени структурированности исходной проблемы. Хорошо структурированные проблемы, по мнению А.В. Райченко, обладают следующими характеристиками: цель ясна; очевиден критерий эффективности решения; между параметрами проблемной ситуации существуют количественные взаимосвязи. К неструктурированным А.В. Райченко относит проблемы с особенностями, когда они носят долговременный характер; цель решения проблемы неясна; критерий эффективности решения проблемы неоднозначен[18].
По мнению В.С. Диева, слабо структурированные проблемы, обладают следующими особенностями:
- задача не может быть выражена в численной форме;
- цели не могут быть выражены в терминах точно определенной целевой функции;
- не существует алгоритмического решения задачи;
- алгоритмическое решение существует, но его нельзя использовать из-за ограниченности ресурсов (время, память)[19].
Б.И. Майданчик, М.Б. Карпунин, Л.Г. Любенецкий выделяют рискованное решение, которое отличается от неопределенного тем, что вероятности наступления следствий известны[20].
С.П. Робинс классифицирует управленческие решения следующим образом:
- Долгосрочные решения учреждений социально-культурной сферы по организации на ближайшую и последующую перспективы (организационное решение).
- Решения по реализации замысла руководителя организации сферы образования.
- Оперативные решения в процессе повседневной деятельности по выполнению плановых и внезапно возникающих задач.
- Решения по кадровым вопросам, проступкам подчиненных и другим жизненным ситуациям.
- Решения по действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций[21].
Кроме рассмотренной классификации управленческие решения в менеджменте можно разделить, по мнению М.М. Омарова и В. Сергеева, по таким критериям, как:
- срок действия решения (долго, средне и краткосрочные);
- частота принятия (случайные, единовременные, повторяющиеся);
- охват сотрудников (общие касающиеся всех, или узконаправленные для определенного круга лиц);
- форма подготовки (групповые, коллективные или одиночные (единоличные) решения);
- сложность (сложные и простые);
- жесткость регламентации (алгоритмические, контурные, структурированные)[22].
Все рассмотренные виды управленческих решений в менеджменте различаются по алгоритму процесса принятия такого решения, то есть чем руководствовался человек или группа людей при принятии решения. В свою очередь, качество управленческих решений будет зависеть от правильно подобранного его типа.
Таким образом, знание и использование классификационных признаков управленческих решений позволяет провести структуризацию стоящей перед руководителем задачи. Это позволяет более четко формулировать и решать задачи управления и способствует концентрации усилий и более эффективному расходованию времени и средств при разработке решений.
1.3. Методы принятия управленческих решений
Теоретические основы принятия управленческих решений в любой плоскости функционирования организации могут быть охарактеризованы, по мнению Ю.В. Василькова и А.Б. Филипповой, по пяти позициям:
- Экономическая сфера – принятие любого управленческого решения, основанного на реальной стоимости, при реализации которого ожидается получение определенной прибыли либо убытка.
- Организационная основа принятия управленческих решений связана с непосредственным участием персонала в разработке проекта с последующим его воплощением в жизнь.
- Технологическая позиция заключается в соблюдении определенного алгоритма при принятии и реализации некоторого решения. Необходимо также отметить, что при нарушении данного алгоритма возникает вероятность значительного снижения эффективности общей деятельности субъекта хозяйствования.
- Правовая основа принятия управленческих решений учреждений социально-культурной сферы подразумевает соблюдение действующего законодательства.
- Рациональный подход к принятию соответствующего решения основывается на его аналитическом обосновании[23].
При рассмотрении различных сфер использования реализации мероприятий необходимо учитывать влияние определенных факторов на получение конкретных результатов. Например, психологические основы принятия управленческих решений учреждений социально-культурной сферы предусматривают учет потребностей, интересов, мотивов, стимулов, установок и ценностей сотрудников, задействованных в реализации данных мероприятий.
В любом случае выбор конкретного подхода к выбору того или иного алгоритма обусловлен некоторыми факторами. Основным из них является неопределенность, которая сопровождается большей частью задач в социально-экономической сфере. Наличие процедуры разработки того или иного управленческого решения существенно уменьшает его неопределенность. В качестве данного понятия следует понимать перечень размытых и нечетких ситуаций, возникновение которых связано с недостаточностью информации.
В.П. Галенко выделяет четыре уровня неопределенности:
- низкий, не влияющий на общий характер принятия решения;
- средний, требующий пересмотра некоторых процедур разработки решения;
- высокий, направленный на разработку новых процедур при принятии решений;
- сверхвысокий, находящийся за пределами понимания самого управленца, который должен принимать определенное решение[24].
Ответственность за принятые решения, по мнению С. Гроува, требует наличия знаний. Полагаться только на интуицию и русское «авось» в условиях стремительно развивающегося рынка и растущей конкуренции невозможно, поэтому практические знания в области менеджмента постоянно совершенствуются. Принимать решения руководитель учреждений социально-культурной сферы должен ежедневно, этого требуют текущие проблемы, иногда жизнь заставляет реконструировать или кардинально изменять направление деятельности учреждения, например, чтобы спасти его от разорения[25].
В таком случае встает проблема выбора, когда существует ряд вариантов и альтернатив, и от нужного действия зависит судьба не одного человека, а целого коллектива. Применяя методы разработки управленческих решений, руководитель должен сделать уникальный выбор, от которого зависит многое.
В основу путей выхода из кризисных ситуаций или поисков свежих идей, как считает Р.А. Нигматуллин, может быть положено коллективное обсуждение насущных проблем, в таких случаях методы разработки управленческих решений учреждений социально-культурной сферы включают в себя формирование группы специалистов, способных подходить к задачам творчески и находить нестандартные выходы из сложившихся ситуаций[26].