Файл: Процессы принятия решений в организации (Сущность и содержание понятия «управленческие решения»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как правило, выбирается альтернатива, имеющая, по итогам оценки, наиболее благоприятные последствия. После выбора альтернативы осуществляется реализация решения, в процессе которого требуется произвести расчет эффективности, так как именно на этом этапе становится очевидна ценность принятого решения.

Последним этапом является контроль за выполнением решения, который подразумевает обеспечение соответствия фактических показателей и плановых, выведенных по результатам оценки. Такой контроль позволяет изменять действия и не допустить нанесения ущерба, если такое возможно[11].

По мнению Л.Д. Ревуцкого, «в процессе планирования принимаются решения: о миссиях и целях организации; планах деятельности организации и подразделений; реакции на различные состояния на состояние внешней среды; стратегии и тактике достижения целей организации; бюджете организации; выборе инвестиционных проектов»[12].

О.С. Виханский и А.И. Наумов считают, что управленческие решения должны быть обоснованными, выполнимыми и своевременными[13].

Обоснованность управленческого решения означает, что принятое решение должно основываться на достоверной информации и четких выводах из оценки обстановки, которые должны отражать не только состояние объекта управления, но и содержание различных факторов воздействующих на процесс выполнения сформулированных целей и задач.

Выполнимость принятого решения во многом зависит от инициативы исполнителя, его находчивости, знаний, умений и навыков. В тоже время, для его реализации должны быть созданы все необходимые условия и обеспечена всесторонняя поддержка со стороны высшего руководства и других заинтересованных лиц.

Своевременность принятия любого решения, особенно оперативного, означает, что решение должно быть принято вовремя.

Руководитель должен всегда в процессе управленческой деятельности стремиться к предоставлению исполнителю наибольшего ресурса времени для выполнения поставленной задачи и помнить, что даже отсутствие порой полной информации и неясность обстановки не освобождают его от своевременного принятия решения:

  • полномочность управленческого решения означает, что каждый руководитель должен четко руководствоваться содержанием своих прав и обязанностей, действовать в рамках своей компетенции и делегированных полномочий. В экстремальных ситуациях, когда такая необходимость возникает, следует при первой возможности об этом проинформировать руководителя;
  • оптимальность, т.е. решение должно быть наилучшим из всех возможных вариантов;
  • законность обеспечивается тем, что при принятии решений следует руководствоваться не только соответствующими расчетами, логическими умозаключениями, но и правовыми требованиями;
  • справедливость, относящаяся к категории морально-правовых и социально-политических взаимоотношений, выражается во взаимосвязи между мерой труда и вознаграждения, с проступком и наказанием, заслугами и поощрениями;
  • простота, ясность и краткость изложения решения способствует быстрому уяснению задачи каждым исполнителем и четкому определению своих роли и места в реализации замысла руководителя[14].

Организация выполнения принятого решения предполагает доведение решения до исполнителей (приказ, распоряжение), индивидуальное закрепление – кто, где, когда, в какие сроки и какими методами выполняет действия связанные с ними.

Кроме административных методов воздействия необходимо использовать и меры материального стимулирования работников.

Каждое управленческое решение должно быть эффективным. Эффективность управленческих решений – ведущий показатель принимаемых решений, который измеряется качеством решения, его воздействием на изменение качества производства, а также эмоциональным согласием с ним исполнителей.

1.2. Классификация управленческих решений

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих разнообразными характеристиками. Однако, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать (таблица 1).

Таблица 1

Классификация управленческих решений[15]

Основание классификации

Типы решений

Ведущий психический фактор

Волевые, эмоциональные,

интеллектуальные

Методы принятия решений

Интуитивное решение, решение, основанное на суждении,

рациональное решение

Степень структурированности проблемы

Неструктурированные решения, слабоструктурированные решения,

структурированные решения

Степень повторяемости

Стандартные, нестандартные, типичные, нетипичные

Степень запрограммированности

Запрограммированные,

незапрограммированные

Специфика ЛПР

Коллективные, индивидуальные

Степень неопределенности проблемной ситуации

Определенные (детерминистические), неопределенные, рискованные

Срок реализации и степень воздействия на будущее

Оперативные, тактические, стратегические

Сфера реализации

Технические, правовые, экономические, политические, технологические, административные

Степень новизны

Адаптивные, инновационные

Возможность корректировки

Корректируемые, некорректируемые (обратимые, необратимые)

Масштаб воздействия

Локальные, региональные, федеральные, глобальные

Количество критериев выбора

Однокритериальные, многокритериальные

Способ фиксации

Документированные, недокументированные


С.В. Богомазова, рассматривая классификацию решений, выделяет психологические факторы:

  • волевой (решения принимаются тогда, когда альтернативы с точ­ки зрения рациональных соображений равнозначны, но затрагивают интере­сы различных субъектов, а также в случае, если последствия очень трудно спрогнозировать);
  • интеллектуальный (данный фактор оказывается ведущим в слу­чае необходимости поиска неявных альтернатив решения и нахождения оп­тимальной из них);
  • эмоциональный (эмоциональное решение основывается на реализации внерациональных предпочтений: ценностей, привычек, эмоций)[16].

Г.Г. Качуляк особое внимание при классификации решений уделял методам, среди которых: интуитивные (принимаются в случаях высокого уровня неопределенности исходной пробле­мы, ее слабой структурированности, ограниченного времени для принятия ре­шения, уникальности решения, при принятии индивидуальных, личных реше­ний) и ра­циональные методы (основываются на реализации аналитических технологий), а также методы, основанные на суждении (опирается на опыт лица принимающего решение, полученный в ходе практической деятельности)[17].

Кроме того, различаются решения по степени структурированности исходной проблемы. Хорошо структурированные проблемы, по мнению А.В. Райченко, обладают следующими характеристиками: цель ясна; очевиден критерий эффективности решения; между параметрами проблемной ситуации существуют количественные взаимосвязи. К неструктурированным А.В. Райченко относит проблемы с особенно­стями, когда они носят долговременный характер; цель решения проблемы неясна; критерий эффективности решения проблемы неоднозначен[18].

По мнению В.С. Диева, слабо структурированные проблемы, обладают следующими особенно­стями:

  • задача не может быть выражена в численной форме;
  • цели не могут быть выражены в терминах точно определенной целевой функции;
  • не существует алгоритмического решения задачи;
  • алгоритмическое решение существует, но его нельзя использовать из-за ограниченности ресурсов (время, память)[19].

Б.И. Майданчик, М.Б. Карпунин, Л.Г. Любенецкий выделяют рискованное решение, которое отличается от неопределенного тем, что вероятности наступления следствий известны[20].

С.П. Робинс классифицирует управленческие решения следующим образом:


  1. Долгосрочные решения учреждений социально-культурной сферы по организации на ближайшую и последующую перспективы (организационное решение).
  2. Решения по реализации замысла руководителя организации сферы образования.
  3. Оперативные решения в процессе повседневной деятельности по выполнению плановых и внезапно возникающих задач.
  4. Решения по кадровым вопросам, проступкам подчиненных и другим жизненным ситуациям.
  5. Решения по действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций[21].

Кроме рассмотренной классификации управленческие решения в менеджменте можно разделить, по мнению М.М. Омарова и В. Сергеева, по таким критериям, как:

  • срок действия решения (долго, средне и краткосрочные);
  • частота принятия (случайные, единовременные, повторяющиеся);
  • охват сотрудников (общие касающиеся всех, или узконаправленные для определенного круга лиц);
  • форма подготовки (групповые, коллективные или одиночные (единоличные) решения);
  • сложность (сложные и простые);
  • жесткость регламентации (алгоритмические, контурные, структурированные)[22].

Все рассмотренные виды управленческих решений в менеджменте различаются по алгоритму процесса принятия такого решения, то есть чем руководствовался человек или группа людей при принятии решения. В свою очередь, качество управленческих решений будет зависеть от правильно подобранного его типа.

Таким образом, знание и использование классификационных признаков управленческих решений позволяет провести структуризацию стоящей перед руководителем задачи. Это позволяет более четко формулировать и решать задачи управления и способствует концентрации усилий и более эффективному расходованию времени и средств при разработке решений.

1.3. Методы принятия управленческих решений

Теоретические основы принятия управленческих решений в любой плоскости функционирования организации могут быть охарактеризованы, по мнению Ю.В. Василькова и А.Б. Филипповой, по пяти позициям:

  1. Экономическая сфера – принятие любого управленческого решения, основанного на реальной стоимости, при реализации которого ожидается получение определенной прибыли либо убытка.
  2. Организационная основа принятия управленческих решений связана с непосредственным участием персонала в разработке проекта с последующим его воплощением в жизнь.
  3. Технологическая позиция заключается в соблюдении определенного алгоритма при принятии и реализации некоторого решения. Необходимо также отметить, что при нарушении данного алгоритма возникает вероятность значительного снижения эффективности общей деятельности субъекта хозяйствования.
  4. Правовая основа принятия управленческих решений учреждений социально-культурной сферы подразумевает соблюдение действующего законодательства.
  5. Рациональный подход к принятию соответствующего решения основывается на его аналитическом обосновании[23].

При рассмотрении различных сфер использования реализации мероприятий необходимо учитывать влияние определенных факторов на получение конкретных результатов. Например, психологические основы принятия управленческих решений учреждений социально-культурной сферы предусматривают учет потребностей, интересов, мотивов, стимулов, установок и ценностей сотрудников, задействованных в реализации данных мероприятий.

В любом случае выбор конкретного подхода к выбору того или иного алгоритма обусловлен некоторыми факторами. Основным из них является неопределенность, которая сопровождается большей частью задач в социально-экономической сфере. Наличие процедуры разработки того или иного управленческого решения существенно уменьшает его неопределенность. В качестве данного понятия следует понимать перечень размытых и нечетких ситуаций, возникновение которых связано с недостаточностью информации.

В.П. Галенко выделяет четыре уровня неопределенности:

  • низкий, не влияющий на общий характер принятия решения;
  • средний, требующий пересмотра некоторых процедур разработки решения;
  • высокий, направленный на разработку новых процедур при принятии решений;
  • сверхвысокий, находящийся за пределами понимания самого управленца, который должен принимать определенное решение[24].

Ответственность за принятые решения, по мнению С. Гроува, требует наличия знаний. Полагаться только на интуицию и русское «авось» в условиях стремительно развивающегося рынка и растущей конкуренции невозможно, поэтому практические знания в области менеджмента постоянно совершенствуются. Принимать решения руководитель учреждений социально-культурной сферы должен ежедневно, этого требуют текущие проблемы, иногда жизнь заставляет реконструировать или кардинально изменять направление деятельности учреждения, например, чтобы спасти его от разорения[25].

В таком случае встает проблема выбора, когда существует ряд вариантов и альтернатив, и от нужного действия зависит судьба не одного человека, а целого коллектива. Применяя методы разработки управленческих решений, руководитель должен сделать уникальный выбор, от которого зависит многое.

В основу путей выхода из кризисных ситуаций или поисков свежих идей, как считает Р.А. Нигматуллин, может быть положено коллективное обсуждение насущных проблем, в таких случаях методы разработки управленческих решений учреждений социально-культурной сферы включают в себя формирование группы специалистов, способных подходить к задачам творчески и находить нестандартные выходы из сложившихся ситуаций[26].