Файл: Процессы принятия решений в организации (Сущность и содержание понятия «управленческие решения»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Руководителям разных организаций приходится рассматривать весьма большое количество альтернатив возможных операций с целью отыскать верное решение, для предоставленной ситуации. Ради того, чтобы предприятие могло хорошо существовать и функционировать, управляющий обязан обладать, способностью выбирать объективное решение, из нескольких вариантов. Принятие управленческого решения – это достаточно значимый шаг вперед в управленческой деятельности, осуществлении различных взаимоотношений, и лидерских способностей любого управленца. Результатом управленческой и организационной деятельности считается общепринятое управленческое решение. Процесс управления сопряжен со стабильной разработкой управленческих решений и их принятием.

Результативное принятие решений нужно ради исполнения управленческих функций. Усовершенствование движения принятия аргументированных справедливых решений в моментах исключительных трудностях достигается посредством применения научного подхода к этому процессу, моделей и количественных способов принятия решений.

Решение является неким ходом, который складывается из ряда отдельных действий и операций. Его сильный фактор считается одним из моментов, направляющих процедуру формирования и принятия решения. В зависимости от волевого условия решение может оказаться разным, а, следовательно, оно не однозначно. Назначение волевого фактора в этом и заключается, для того чтобы подобрать единственный вариант.

Решение подразумевает заблаговременное понимание целей и средств воздействия. Осознание это процесс, который основывается на данных о миссии и средствах воздействия. Но это – отнюдь не элементарное изменение информации, а наиболее непростой ход, предусматривающий увязку целей и средств. В случае если задача установлена, то ход осознания заключается в восприятии и осмыслении того, что установлено совместно с установлением взаимосвязей между целью и средствами. В случае, если задача никак не установлена, то ее не обходимо определить, в таком случае в осознание вводится волевой акт. Число вероятных целей может быть также весьма огромно, так что не существует четкого метода установить или подобрать наилучший вариант. В данном случае главное значение приобретает волевой выбор. Точно также волевой момент обретает решающую роль, если отсутствует строгий метод конкретно подобрать среди конкурирующими альтернативами, в том числе и в случае если их небольшое число.


Управленческое решение является результатом рассмотрения, моделирования, оптимизации, экономического обоснования и подбора варианта из большого количества альтернатив достижения определенной цели системы менеджмента.

Актуальность исследования данной работы в свою очередь заключается в том, что в ходе управления организацией постоянно образуются ситуации, когда руководители всевозможных уровней, встречаются с потребностью выбора некоторых альтернатив операций. Формирование и утверждение решения – главная операция деятельности управляющего, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, в особенности заключительный итог управленческой деятельности.

Значительный вклад в развитие концептуальных основ теории решений внесли такие отечественные и зарубежные авторы, как: И. Ансофф, С.В. Богомазов, Ю.В. Васильков, О.С. Виханский, Г.Г. Качуляк, С.П. Робинс и др.

Объект исследования: принятие решений в организации.

Предмет исследования: процессы принятия решений в ООО «Читай-Город».

Цель исследования: провести анализ процессов принятия решений в ООО «Читай-Город», выявить проблемы и разработать рекомендации по их устранению.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность и содержание понятия «управленческие решения».
  2. Изучить классификацию управленческих решений.
  3. Рассмотреть методы принятия управленческих решений.
  4. Представить краткую характеристику деятельности ООО «Читай-Город».
  5. Провести анализ процессов принятия управленческих решений в ООО «Читай-Город».
  6. Разработать рекомендации по совершенствованию процессов принятия управленческих решений в ООО «Читай-Город».

Методы научного исследования: анализ источников и научной литературы; обобщение отечественной и зарубежной практики; горизонтальный и вертикальный экономический анализ; методы сравнения и группировки и др.

Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию процессов принятия управленческих решений в ООО «Читай-Город».

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

1. Процессы принятия решений в организации: теоретический аспект


1.1. Сущность и содержание понятия «управленческие решения»

Принятие решений, является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Для менеджера принятие решения – постоянная и очень ответственная работа. Управленческие решения представляют собой особый вид решений принимаемых на предприятиях субъектами управления. И, несмотря на то, что управление как вид деятельности существует достаточно давно, наука, ориентированная на управление, появилась только в XX веке.

В теории управленческих решений можно встретить несколько трактовок понятия «решение». Рассмотрим их.

Многие авторы определяют решение как акт выбора. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури[1] определяют решение как выбор альтернативы.

А.М. Идиатуллина дает несколько другое определение: «управленческое решение – это акт творческой дея­тельности по целенаправленному анализу ситуации, а также по альтерна­тивному выбору и реализации путей, методов и средств полного разреше­ния проблемы в соответствии с общей стратегией»[2].

Г.Г. Качуляк также считает, что «управленческое решение – это результат творческого целенаправленного анализа проблемной ситуации, выбора путей, методов и средств ее решения в соответствии с целью системы менеджмента»[3].

По словам О.А. Кулагина, «управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществляемой руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации»[4].

Общим моментом для всех этих определений является то, что решение – это выбор одной из возможных альтернатив. На наш взгляд, управленческое решение – это начальный и основной момент в организации деятельности каждого руководителя.

М. Мескон и Ф. Хедоури[5] представляют процесс принятия решения как пятиэтапный процесс (рисунок 1), после чего требуется осуществить реализацию решения. Также авторы отмечают, что «число этапов определяется проблемой».

Диагностика проблемы

Формулировка ограничений


Определение альтернатив

Реализация

Окончательный выбор

Оценка альтернатив

Обратная связь

Рисунок 1 – Этапы процесса принятия управленческих решений

Одним из важнейших этапов принятия управленческого решения является определение проблемы. В настоящий момент существует два подхода к определению проблемы. Так, согласно первому, проблемой принято считать ситуацию, при которой ранее поставленные цели не были получены. Во втором подходе проблема – это потенциальная возможность[6]. Осознание наличия проблемы как таковой наступает в момент критического значения различия между планируемом значении эффекта и фактическим. Для того, чтобы определить приоритетность проблемы, может использоваться анализ следующих факторов:

  • последствия после появления проблемы;
  • как проблема действует на организацию;
  • насколько срочно требуется решить проблему;
  • насколько мотивированны люди, задействованные в процессе;
  • возможно ли решить проблему без принятия в ней участия менеджера[7].

По итогам обнаружения проблемы проводится её диагностика.

В данном контексте под диагностикой понимается анализ величин параметров системы производства и внешней среды, а также анализ соотношения и изменения этих параметров. Целью диагностики является определение, почему проблема возникла. Для успешной диагностики требуются глубокие знания функциональной структуры объекта управления в условиях обычного (нормального) его функционирования. Диагностику принято производить в несколько этапов (рисунок 2):

Проблема

1. Выявление симптомов затруднений или возможностей

2. Установление причин возникновения проблемы

3. Определение характера проблемы

Рисунок 2 – Этапы диагностики проблемы

Исходя из данных, представленных на рисунке 2, следует:

  • на первом этапе выявляются признаки затруднений. Индикаторами, в качестве примера, могут служить как низкая прибыль предприятия, спад в производстве или качестве производимой продукции, так и конфликтность внутри коллектива, высокий уровень текучести кадров;
  • далее устанавливаются причины возникновения проблемы. Для этого производится отбор информации как из внутренней среды, так и внешней, с целью дальнейшего анализа;
  • последний шаг требует определить характер проблемы. Этот этап важен тем, что он непосредственно влияет на выбор пути по решению проблемы[8].

Так как последний этап является наиболее значительным и важным, рассмотрим более подробно, какие существуют характеры проблем.

Проблема имеет функциональный характер, если она проявляется на уровне организационно-производственной системы. Примерами решения могут служить: производство нового вида товара (услуги); выбор иного сектора рынка; изменение отношений с конкурентами и поставщиками; выбор иной формы собственности и др. Проблема, при которой её решение наступает в случае изменения отдельных параметров системы, носит параметрический характер. Также различают внешний и внутренний характеры проблемы.

Для определения того, внешний или внутренний характер имеет проблема, исследуются входные и выходные параметры. Так, если входные находятся в нормальном состоянии, а выходные нет, - проблема носит внутренний характер. Зачастую при наличии внешней проблемы, наблюдаются также и внутренняя. Для выбора наиболее подходящей альтернативы формулируется ряд ограничений, которые, обычно, зависят от того, в каких условиях принимается решения, и от уполномоченного руководителя. Можно выделить следующие виды ограничений:

  • ресурсные;
  • кадровые;
  • ограничения научно-технического процесса;
  • рыночные;
  • административные[9].

Ограничения выбираются по приоритетности в той или иной ситуации. Отмечается, что в крупных организаций существует меньшее число ограничений, нежели в малых. Помимо ограничений также требуется определить стандарт оценки альтернатив. Для определения возможных вариантов решения рекомендуется построить так называемое «дерево альтернатив». На практике рассмотреть все существующие альтернативы практически невозможно по причине нехватки достаточного объема информации или времени. Таким образом, число альтернатив ограничивается наиболее подходящими вариантами.

После разработки альтернатив производится их оценка, которая включает в себя определение достоинств (недостатков), а также последствий выбора.

В качестве метода сравнения альтернатив используют метод критериев. Критерии могут носить количественное выражение или качественное. С учетом ранее установленных ограничений, если альтернатива не удовлетворяет по одному или нескольким критериям, то её не следует рассматривать в силу её низкой эффективности в конечном итоге[10].

Если по итогам пройденных этапов разработки были выполнены тщательно, то далее следует выбор альтернативы, которая в дальнейшем будет реализована.