Файл: Роль мотивации в поведении организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность мотивации персонала в организации
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ АО «УФАНЕТ»
3.1 Анализ действующей системы мотивации АО “Уфанет” и характеристика корпоративной культуры
Согласно теории «Y», сотрудники организации представляют собой заинтересованных людей, которым нравится работать и которые относятся творчески к своей работе. Руководители таких сотрудников предоставляют им большую свободу, нежели чем в ситуации с сотрудниками, принадлежащими к теории «X».
Согласно данной теории, у современного руководителя есть возможность проанализировать поведение персонала организации с целью выбора оптимального стиля управления и методов управления для успешности достижения поставленных целей и задач.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ
АО “Уфанет” является телекоммуникационным провайдером связи, а также выполняет функционал системного интегратора на территории Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Оренбургской области и Нижегородской области. В настоящее время центральный офис компании находится в Уфе.
Нижегородский филиал компании функционирует с 2014 г. на территории города Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Компания предоставляет услуги широкополосного доступа в интернет по технологии FTTB (оптоволокно до здания) и технологии GPON (оптоволокно в частный дом), также компания предоставляет услуги домашнего телевидения, видеонаблюдения и системы “Умный Дом от Уфанет”. По данным на конец 2018 года, клиентами компании стали 22,3 тысячи пользователей интернета в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. В планах на 2019 год увеличить этот показатель в полтора раза.
Однако динамика экономических показателей роста Нижегородского филиала АО “Уфанет” не соответствует общей тенденции роста компании. Нижний Новгород является высококонкурентной средой на рынке телекоммуникаций, за 5 лет существования Нижегородский филиал не смог занять целевую долю рынка - 30% абонентов от общего числа домохозяйств, находящихся в зоне покрытия сети “Уфанет”. В 2019 году в кадровом составе руководства филиала произошли изменения. Новое руководство разработало план по внедрению ряда управленческих решений, с целью достижения положительной динамики экономических показателей филиала. Формирование комплексной системы мотивации персонала - одно из основных управленческих мероприятий, позволяющее приблизится, к заявленной цели.
Макросреда - совокупность экономических, политических, социальных, технологических факторов, окружающих фирму, влияющих на деятельность компании, формирующих внешнюю среду предприятия.
Внешняя среда, условия которой непрерывно, динамично изменяются, требует постоянного контроля и отслеживания. Для достижения этой цели АО “Уфанет” производит PEST-анализ предприятия с периодичностью раз в год.
PEST-анализ - инструмент понимания рынка, используется для диагностики влияния факторов внешней среды на компанию. Помогает определить текущие позиции компании, потенциал и вектор развития бизнеса. Состоит из анализа политических, экономических, социальных, технологических факторов (Political, Economic, Social and Technology factors), влияющих на деятельность АО “Уфанет”. Необходимо отметить тот факт, что существует разновидность PEST-анализа: STEP – анализ, который широко используется в странах со стабильной политической системой и развитой экономикой. В STEP-анализе социальные и технологические являются приоритетными. В отношении АО “Уфанет” мы будем применять классический метод PEST-анализа.
Таким образом, рассмотрим каждый фактор, влияющий на деятельность АО “Уфанет”. Затем сформируем сводную таблицу, состоящую из описанных факторов влияния, и проанализируем её, согласно PEST-технологии. В качестве экспертов, дающих оценку влияния факторов на компанию выступят топ-менеджеры АО “Уфанет”.
Ужесточение государственного контроля за деятельностью компаний в сфере связи, информационных технологий и телекоммуникаций. В последние годы телекоммуникационная сфера всё больше подвергается контролю со стороны государства. Например, получивший широкую огласку, так называемый “Пакет Яровой” - комплекс мер, антитеррористической направленности, обязывающий операторов сотовой связи и Интернет-провайдеров хранить трафик пользователей на протяжении шести месяцев. Существуют и другие меры государственного контроля данной сферы. Несоблюдение требований законодательства влечет за собой штрафные санкции по отношению к организации.
Рост уровня инфляции. Экономический фактор, влияющий на цену основных товаров и продуктов. Влияет как на ценовую политику компании, так и на платежеспособность населения.
Нестабильность экономической ситуации в стране. Затруднительно стабильно и качественно развивать бизнес, когда в макросреде нет практически ничего точного и постоянного. Неустойчивость курса рубля, зарубежные санкции в отношении Российской Федерации, нестабильный уровень инфляции, постоянно изменяющиеся реальные доходы населения и многое другое - всё это затрудняет прогнозирование экономической ситуации в будущем и, как следствие, негативно влияет на выстраивание долгосрочной стратегии развития компании.
Налогообложение. В АО “Уфанет” возможное увеличение налогов может привести к незначительной потере прибыли.
Падение реальных доходов населения. Фактор, напрямую влияющий на деятельность АО “Уфанет”. При падении уровня доходов населения потенциальные покупатели начинают экономить на товарах и услугах, искать более экономически выгодные способы удовлетворения своих потребностей.
Снижение роста населения, старение населения. Более старшее поколение людей придерживается более консервативных взглядов относительно современных технологий. Данный тип людей предпочитает интернету альтернативные способы получения информации - газеты, телевизионные передачи, радио и другие.
Тенденции к повышению качества образа жизни. Люди стремятся повысить качество своей жизни, прибегая для этого к использованию новых технологий.
Новые технологии: отслеживание и внедрение. АО “Уфанет” - один из самых технологичных интернет-провайдеров на телекоммуникационном рынке России. Руководство компании активно применяет поиск и внедрение новых технологий в функционирование компании, а также вносит изменения в продуктовую сетку, согласно трендам в отрасли.
Создание технологий: патенты, лицензирование. Компания может создавать, разрабатывать и внедрять технологии собственного производства.
Автоматизация и цифровизация бизнес-процессов, происходящих в компании. Основные бизнес-процессы, происходящие в АО “Уфанет” автоматизированы и оцифрованы. Данный фактор непосредственно влияет на оптимизацию управленческих процессов и решений внутри компании, что неизменно сказывается на качестве услуг.
Множество вышеперечисленных факторов: ужесточение государственного контроля за деятельностью компаний в сфере связи, информационных технологий и телекоммуникаций, рост уровня инфляции, Налогообложение, падение реальных доходов населения, напрямую зависят от внутренней и внешней политики государства и повлиять на данные факторы невозможно, однако, при проведении анализа внешней среды организации оставлять данные факторы без внимания нельзя.
Анализ влияния факторов макросреды представим в рисунке 8:
Рисунок 8 - Анализ влияния факторов макросреды
Итоговый свод влияния факторов внешней среды на АО “Уфанет” представлен на рисунке 9:
Рисунок 9 - Итоговый свод влияния факторов внешней среды на АО “Уфанет”
Таким образом, на основании проведённого STEP-анализа, можно сказать о том, что наибольшее влияние на деятельность АО “Уфанет” имеет фактор технологического развития отрасли, значительное влияние оказывают политические и экономические факторы. Наименьшее значение для развития АО “Уфанет”, по оценкам экспертов, имеет набор социально-культурных факторов. Изученные факторы и степень их влияния на организацию дают нам возможность сформировать целостную картину поведения внешней среды в отношении АО “Уфанет”, диагностировать степень угроз и выявить потенциальные точки роста компании.
Для анализа и диагностики угроз конкурентной среды АО “Уфанет”, воспользуемся классической моделью пяти сил конкуренции М.Е Портера. Рассмотрим рисунок 10 - Анализ конкуренции по М.Е Портеру
Рисунок 10 - Анализ конкуренции по М.Е Портеру
Таким образом, на основании данных, представленных на рисунке, можно утверждать, что самой высоким уровнем угрозы обладает угроза со стороны товаров-заменителей, а также угроза потери текущих клиентов. Определённо, данные факторы влияния обусловлены высококонкурентной средой на рынке телемаркетинга. Однако степень угрозы внутриотраслевой конкуренции можно оценить как среднюю в силу устоявшегося набора из крупных игроков на рынке, высокой степени прогнозируемости действий конкурентов. К низкой степени угрозы конкурентных сил можно отнести угрозу со стороны новых игроков и угрозу нестабильности поставщиков.
При анализе внешней среды организации принято разделять её на макросреду и микросреду организации. Основные инструменты анализа макросреды АО “Уфанет” представлены выше. Проведем анализ микросреды организации.
Микросреда организации - составная часть внешней среды компании, непосредственно связанная с деятельностью компании, состоящая из поставщиков, конкурентов, покупателей и заинтересованных групп, способных влиять на деятельность фирмы. Таким образом, микросреда - это те элементы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность компании, однако организация, при определенных обстоятельствах, также имеет воздействие на данные элементы.
Для лучшего понимания элементов микросреды АО “Уфанет”, проведем анализ стейкхолдеров организации.
К стейкхолдерам компании можно отнести:
- Поставщики
- Клиенты
- Конкуренты
- Учредители
- Инвесторы
- Персонал
Таким образом, для более глубокого понимания роли вышеописанных стейкхолдеров АО “Уфанет” на деятельность организации, составим небольшую таблицу, характеризующую каждого стейкхолдера, в которой проанализируем: является ли стейкхолдер субъектом внешнего или внутреннего влияния, каким образом оказывает влияние на организацию, какие меры компания может предпринять?
Таблица 1 - характеристика стейкхолдеров АО “Уфанет”
№ |
Стейкхлдер |
Внутренний/ Внешний |
Как влияет на организацию? |
Какие меры может предпринять организация? |
1 |
Поставщики |
Внешний |
От поставщиков, в любой компании во многом зависит качество, предоставляемых услуг. |
Выстраивать долгосрочные партнерские отношения на выгодных условиях. |
2 |
Клиенты |
Внешний |
Клиенты- те, ради кого работает и существует организация. Степень лояльности клиентов определяет необходимость тех или иных изменений в компании |
Для определения степени лояльности клиентов организации необходимо регулярно проводить диагностику состояния клиентской базы, выявлять потребности клиентов и удовлетворять их. |
3 |
Конкуренты |
Внешний |
Те компании на рынке, с которыми приходится бороться за клиентов, делить долю рынка. Оказывают непосредственное влияние на продуктовую сетку компании, ценовую политику, |
Так как АО “Уфанет” не имеет прямого воздействия на стейкхолдера - конкуренты, необходимо проводить регулярный маркетинговый анализ игроков на телекоммуникационном рынке, с целью определить вектор развития конкурентов, технологические разработки. |
4 |
Учредители |
Внутренний |
Учредители влияют на все внутренние процессы, происходящие в компании. |
Для продуктивной работы с учредителями, топ-менеджерам необходимо понимание вектора развития компании, основных приоритетов и направлений. |
5 |
Инвесторы |
Внутренний |
От инвесторов во многом зависит рост компании. Не секрет, что любой технологический прорыв невозможен без инвестиций в развитие компании. |
Повышать инвестиционную привлекательность компании путем увеличения экономических показателей фирмы. |
6 |
Персонал |
Внутренний |
Персонал -это те люди, кто развивает компанию непосредственно на местах. |
Персонал необходимо обучать, мотивировать, контролировать. |