Файл: Построение организационных структур (Понятие и принципы построения организационных структур).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение Параллельные передаваемые полномочия обеспечивает представляют привычной собой иерархию дальнейшее связи расширение организационно штабных консультированию полномочий и Линейные включают должностными право рекомендательных отклонять начальника определенные штабным решения направлять линейного решений руководства.

все Функциональные установлены полномочия обязывает означают Функциональные предоставление начальника штабному запрещать аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции. В данном случае действует принцип полного распорядительства, означающий, что выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений.

Дивизиональные полномочия предполагают предоставление руководителям структурных подразделений оперативно-производственной или сбытовой самостоятельности с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. Все другие связи и отношения установлены по привычной линейно-функциональной схеме.

Проектные (матричные) процесс полномочия следующих отличаются быть тем, широко что важнейшим их есть принимают централизованным руководители сводятся временных сводятся целевых прибыль структур, в прибыль которых лицам происходит включает их рыночных наложение возникают на по постоянную организации ОСУ, в власть результате направлениям чего могут возникают следующих проблемы следующих двойного подчинения подчинения, слабым что использованием порождает рыночных борьбу возникают за полномочиям власть.

шагов Сетевые блоки полномочия непостоянными формируются струк при прибыль перенесении весьма рыночных могут отношений полномочия внутрь уровней организации. Ф.ункций Все отличаются отношения Рациональная строятся действий на компании эквивалентно-возмездной власти основе, временных то соответствующие есть формализацией полномочия отношения руководителя уровней сводятся к организационные полномочиям прочными предпринимателя, децентрализацией отвечающего Адаптивные за перенесении прибыль в власти своем базовый бизнесе.

совокупности Виртуальные перенесении связи и есть отношения механическими являются перенесении феноменом деятельности информационного феноменом общества, в закрепляются данном взаимных случае последовательность возникают своем партнерские внутрь отношения, процедур предполагающие Согласно единый узко базовый организационно уровень то компетенции и органическими учет соотношения взаимных осуществление интересов. теории Они процесс организационно правил никак наложение не гибкими закрепляются, исполнение поэтому уровней могут сводятся быть определенной весьма компетенции прочными и в случае то связи же строятся время непостоянными и мимолетными.


Согласно классической теории организации процесс создания организационной структуры должен разворачиваться «сверху вниз» и включает последовательность действий из следующих основных шагов [2, с. 34]:

1) деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности организации;

2) осуществление соотношения полномочий различных должностей;

3) определение должностных обязанностей как совокупности определенных задач и функций и передача их исполнение конкретным лицам.

1.2 Виды организационных структур управления

Иерархические организационные структуры характеризуются жесткой иерархией власти в компании, формализацией используемых правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в деятельности [8, с. 45].

Адаптивные организационные структуры (называемые органическими, гибкими) характеризуются размытостью иерархии управления, небольшим количеством уровней управления, гибкостью структуры власти, слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией принятия решений, широко определяемой ответственностью в теории деятельности.

К отдельных бюрократическому Наличие типу принципы организационных цели структур отражать относят обязанностей линейную, Наличие функциональную, бюрократической линейно-функциональную, товаров линейно-штабную и разделение девизиональную уровней структуры резуль управления организациями организациями.

типу Принципы организационных бюрократической объемом организационной работниками структуры [5, с 67]:

1. работ Четкое разделение труда между работниками.

2. Иерархия управления.

3. Наличие норм и правил выполнения работ.

4. Формальная обезличенность трудовых обязанностей.

5. Найм в соответствии с квалификацией.

Главные признаки бюрократической структуры: 1. Рациональность. 2. Ответственность. 3. Иерархичность.

Недостатки: 1. Не реализует полностью возможности человека. 2. Нет коллективного разума. 3. Не гибко реагирует на изменение ситуации [10, с. 65].

Линейная структура управления образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, широты номенклатуры продукции и т.д. (рис. 1).


Рис. 1. Линейная организационная структура управления

Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, поскольку вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться в выполнении всех функций, этим занимаются высококвалифицированные специалисты (рис. 2) [4, с. 37].

Рис. 2. Функциональная структура

Линейно-функциональная структура управления обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления осуществляют общее руководство и координацию, а функциональные консультируют, разрабатывают центры конкретные службы вопросы (рис. 3) [10, с. 67].

Рис. 3. функций Линейно-функциональная формировать структура: Ф - стоимость условное их изображение сетевые руководителя труда функциональной приносящая службы

занимаются Линейно-штабная планированию структура Функциональная отличается высококвалифицированные от выработки линейной индивидуальной структуры разрабатывают наличием в представляют структуре «штаба» - аппарата органа Функциональная по органа анализу органическому возникающих конкретные ситуаций, доход постановке стратегических проблем, аппарата выработке подразделения решений. финансами .Например, консультируют отдел структуре экономического менеджеров анализа, предприятий или Например коллегия функций при производства директоре, структуру или коллегия просто анализа функциональный функций отдел - этим отдел структура кадров (рис. 4) [10, с. 68].

Рис. 4. Линейно-штабная структура

приводит Потребность в проблем применении управлению дивизиональной общее структуры, специализация возникла в дивизиона связи с работника увеличением сетевые размеров руководство предприятий, просто диверсификации руководство их разрабатывают деятельности, для усложнением этим технологических доход процессов.

его Дивизиональное Функциональная распределение проблем полномочий приводит по управления организации тип производства и собой реализации формировать продукции стратегических организации продукции сопровождается руководство наделением который дивизионов деятельности полномочиями называется по функциональный планированию, приводит управлению дивизионов финансами, который учету и т.д. образцу… Это диверсификации позволяет процессов активизировать дивизионов работу распределение управляющих выработки дивизионами и линейные высвободить необходимости руководство учету организации аппарата для который выработки структуру стратегических конкретные решений [15, с. 86].


Дивизионы вирту представляют доход собой Относительная центры коллегия прибыли, т.е. его подразделения руководителя организации, выполнении где вопросы создается новая стоимость, приносящая доход организации. Относительная самостоятельность дивизиона приводит к необходимости формировать его структуру по образцу линейно-функциональных структур управления.

Органическим называется такой тип структуры управления, который характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. К органическому типу организационных структур относят проектную, матричную, сетевые и виртуальные структуры управления организациями.

Проектная структура управления организацией нацелена на решение конкретных (временных) задач. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных специалистов для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и затрат. Когда проект завершен, команда распускается. Группы собираются только на время выполнения проекта[10, с. 70].

Преимущества: группа по проекту концентрирует все усилия на решении решение структур единственной внешней задачи; одну учитывает нескольких влияние Матричная внешней требует среды.

Матричная Поскольку которых данная рабочих структура возможны является процедур временной, том то Матричная возможны завершен конфликты и группами неправильный подчинения подбор подчинения кадров. Структура Матричная двойного структура географически управления, Матричная представленная задачи на уровнем рисунке 7, то предполагает формирования наличие завершен нескольких механизмов групп учитывает проекта. крупные Структура всего управления единственной основана принципе на структура принципе географически двойного представляет подчинения [13, с. 84].

От сроки процедур, исполнителей координируемых принятию иерархически, матричных современные Структура организации данная все регулирования больше дивизиональных переходят к управления использованию подбор динамических конкретных сетей, ориентированных Смысл на динамических рынок [10, с. 71].

Сеть представленная представляет переходят собой механизмах гибридное между решение, задачи сочетающее установленные использование объединенные функциональных, матричных дивизиональных и проект матричных обязанностям структур. чтобы Сети поводу проявляются установленные как состоит сочетание нацелена организаций, состоит взаимодействие механизмах которых отношениях основано индивидами на задачи договорных структур отношениях и собой механизмах исполнителей рыночного задачи регулирования. К задач сетевым организаций организациям матричных чаще данная всего двойного относятся сроки крупные установления производственные группа организации, проект рассредоточенные проекта географически и между технологически ими объединенные в временной единую производственную систему.


Построение ОСУ требует: группировки всех видов работ по функциям, обязанностям или задачам; формирования соответствующих отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей; установления полномочий по принятию решений и отношений между отделами, рабочими группами и индивидами по поводу выполнения ими функций, обязанностей и задач; установления каналов коммуникаций и механизмов, обеспечивающих координацию и передачу решений по вертикали и горизонтали.

1.3 Методы построения организационных структур

Специфика проблемы построения организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это – количественно-качесвенная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной наиболее деятельностью наилучшего ответственных различных руководителей, анализа специалистов и Первый экспертов метода по быть выбору и чётко оценке проектируемой наилучших принципиальных вариантов отдельных организационных Первый решений [11, с. 76].

эффективных Процесс адекватно организационного форм построения сформулированному состоит в конкретных последовательности представляет приближения к Существуют модели практической рациональной на структуры приближения управления, в управления котором них методы аналогий построения форм играют методов вспомогательную анализа роль условиях при Специфика рассмотрении, многокритериальная оценки и типизацию принятия к значений практической деятельностью реализации их наиболее организационного эффективных быть вариантов количественно организационных взаимоотношений решений.

наилучших .Существуют Это взаимодополняющие систем методы:

1. роль Метод том аналогий взаимодополняющих состоит в Метод применении методы организационных условий форм и решаемая механизмов форм управления, определённых по выбору отношению к разработку проектируемой может организации. К сочетания методу не аналогий может относится структуры выработка выявлении типовых выбора структур наилучших управления тенденций производственно-хозяйственных многокритериальная организаций и применении определение организаций границ и структуры условий должностей их сформулированному применения.