Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Концепция менеджмента человеческих ресурсов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Активное развитие промышленности, возникновение информационных технологий, нанотехнологий, значительное расширение сферы услуг, переход от индустриального производства к производственным научно-информационным технологиям в ХХ веке стали основой для возникновения современной концепции человеческого капитала. В XXI веке социально-экономическое развитие и будущее каждого государства в значительной степени определяется наличием и использованием человеческого капитала страны. В центре динамических изменений нового мирового порядка находятся интеллектуальная деятельность, невещественное накопление процесса воспроизведения всей общественной жизни, смена ориентиров общества относительно необходимости и высокой эффективности инвестиций в человека, признание важности образования в социально-экономической системе общества.

Экономические аспекты теории человеческого капитала раскрыты в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Так, американские исследователи Д. Бьюкенен, Ц. Грилихес, Э. Денисон, Дж. Кендрик, К. Макконел, Ф.Махлуп, Я. Минсер, П. Самюэльсон, Л. Туроу рассматривали накопления человеческого капитала на уровне личности, предприятий, отрасли, страны. Человеческий капитал как фактор роста и развития экономики освещали Р. Дорнбуш, С. Климко, Л. Михайлова, Н. Перепелица, Г. Прощак, К. Шмалензи; инвестиции в человеческий капитал изучали М. Ажажа, С. Брю, О. Левчук; перспективы воспроизводства человеческого капитала анализировали С. Климко, В. Лич, Н. Ушенко.

Цель исследования – изучение менеджмента человеческих ресурсов.

Для достижения цели сформулирован ряд задач:

- исследовать теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов;

- провести анализ системы менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Садовые машины»;

- разработать мероприятия по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Садовые машины»;

Объектом исследования является ООО «Садовые машины».

Предметом исследования – человеческие ресурсы в ООО «Садовые машины»».

При подготовке работы были использованы такие информационные источники как специализированная профессиональная литература, материалы из СМИ, данные интернет-ресурсов. Применены такие методы и приемы исследования как анализ, синтез, сравнение.


1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов

1.1. Концепция менеджмента человеческих ресурсов

В концепцию управления персоналом входит структура методологических и теоретических взглядов на определение содержания, задач, сущности, целей, критериев и методов воздействия на работников [11, c.56]. Дополнительно в систему включены практические подходы к развитию механизма и способы его исполнения в организациях разного типа.

Работодатели всегда стремились к изменениям и преобразованиям, улучшающие процесс управления, автоматизации и ведение документации труда. В случае, если не применять современные концепции, о развитии фирмы можно и не думать. При этом она будет лишаться конкурентоспособность, что на благосостоянии. На нынешний день применяется четыре главные концепции, но в некоторых компаниях используются и вспомогательные подсистемы (табл. 1) [7, c. 45].

Таблица 1

Основные системы управления персоналом [12, c.65]

Вид концепции

Принципы и особенности

Экономическая

Применяется в компаниях, где трудятся работники с низкой квалификацией, выполняя серийный выпуск продуктов. Ее целью считается наибольшее раскрытие потенциала, исполнительности, а также дисциплинированности и подготовленности. Личные интересы подчинены совокупному занятию. Для таких компаний подходит авторитарный стиль управления.

Гуманистическая

Представленная концепция базирована на японском менеджменте. При таком подходе человек является не просто сотрудником, а ключевым субъектом организации, поэтому к его мнению прислушиваются главы компании. Главная цель — создать условия, в которых сотрудник имеет возможность динамично развиваться, продвигаться по карьерной лестнице. Руководители,

придерживающиеся гуманистической концепции управления персоналом, обязаны воспринимать, что лишь внедрением новых технологий не обойтись. Нужно полностью пересматривать и изменять ценности персонала

Организационно-социальная

Постоянный рост конкуренции привел к надобности эволюции концепций управления, в ходе чего была замечена организационно-социальная система. Она сочетает грамотное управление человеческими ресурсами путем создания благоприятных внешних условий. Человек рассматривается как значительный ресурс фирмы, при этом он обязан всецело соответствовать занимаемой должности, а также корпоративному духу. Как правило, такая система используется в больших и средних предприятиях.

Организационно-административная

Задача концепции управления персоналом — наибольшее внедрение трудового и личностного потенциала. Дополнительно могут внедряться подсистемы, но в целом руководство пытается добиться совершенного соответствия сотрудник занимаемой должности и требуемой квалификации. Система применяется в компаниях с точной организационной структурой.


В условиях высокой конкуренции фирмам приходится отступать от устаревших способов, выбирая современные концепции системы управления персоналом. На основе обычных способов формируются модернизированные службы, позволяющие эффективнее управлять персоналом и его развитием, совершенствовать производительность труда. Менеджеры по персоналу обязаны владеть основами, в противном случае концепции будет сложно внедрить и использовать [7, c. 47].

Концепция управления персоналом в организации должна разрабатываться с учетом необходимостей. Ее составлением могут заниматься как штатные эксперты, так и посторонние специалисты. Во втором случае требуются некоторые материальные затраты [12, c. 67].

Следует отметить, что самостоятельная подготовка системы может вызвать затруднения, так как необходимо комплексное изучение всех сфер, анализ полученных данных и т.д.

Целями создания прогрессивной системы управления может быть:

- изменение политической деятельности в соответствии с задачами, человеческими ресурсами, а также совершенствованием способов управления [11, c. 57];

- создание базы управления, основанной не только на административных способах, но и общественных гарантиях, экономических стимулах, направленных на сближение интересов работников и работодателей.

Нередко концепция управления персоналом базирована не только на российском, но и зарубежном опыте. Приступая к ее разработке, принципиально определиться с целями: обеспечение организации высококачественными ресурсами, организация правильного применения труда, профессиональное и общественное развитие сотрудников организации. Необходимо принимать во внимание текущие необходимости организации, этапы ее становления, развития, а также желаемый итог. Если в одних фирмах достаточно увеличения производимой продукции, в других – качества [11, c. 59].

При разработке концепции управления персоналом предприятия, менеджеры выполняют:

- полную оценку всех изменений на трудовом рынке;

- организацию глобальной подготовки и переподготовки работников с задачей роста профессионализма и уровня квалификации;

- создание встроенной информационной системы, в которую соединены все подразделения предприятия;

- социальную деятельность, в т. ч. разработку методов мотивации, влияющих на дисциплинарные отношения и на производительность;

- координацию работы, направленной на стабилизацию условий труда, техники безопасности;

- оценку трудовых ресурсов, аттестацию.


Концепция управления сотрудниками разрабатывается с учётом автоматизации, стимулирования, наказания, а также роста квалификации. Это зависит от потребностей конкретного предприятия, поэтому специалист должен проводить полную оценку, а после этого принимать решение о том, какие изменения необходимо вносить [12, c. 68].

Она должна включать разработку методологии управления персоналом, формирование системы, её внедрение [7, c. 48].

При разработке концепции управления сотрудниками нужно учитывать основы. В противном случае формирование системы будет бессмысленным. Формальный подход к этому влечёт за собой лишь материальные расходы, но не даёт ощутимого эффекта. Соответственно, система есть, а работа продолжается в прежнем режиме. Менеджер по сотрудникам должен чётко контролировать весь процесс.

Основы концепции управления сотрудниками включают следующие элементы:

- оценку инвестиций в кадровый капитал;

- привлечение и планирование новых сотрудников с высоким уровнем квалификации;

- развитие, а также подготовку работников;

- оценку участия каждого отдельного специалиста в достижении общих целей;

- вознаграждение, мотивацию эффективного труда;

- регулирование личностных и психологических ресурсов, развитие творческих, инновационных взглядов;

- расширение профессиональных навыков с помощью своевременной ротации работников или управленческого моделирования [7, c. 53].

В каждой организации основы концепции управления персоналом подбираются в зависимости от целей, текущей необходимости. Именно поэтому нерационально использовать типовую систему, разработанную другими компаниями. Если в одной фирме хорошо приживется экономическая концепция, в другой — организационно-административная.

Развитие концепции управления персоналом возможно только при постоянном анализе текущих рыночных отношений, оценки конкурентоспособности, квалификации персонала, уровня модернизации и автоматизации организации. После проведения сравнительного анализа можно разрабатывать способы развития. Это может быть, как оздоровление кадрового состава, так и повышение квалификации имеющихся работников, изменение стиля управления. Создание компьютерных баз данных позволит контролировать сотрудников, своевременно выявлять тех, кто готов к повышению в должности или перемещению.

При развитии концепции учитываются не только интересы организации, но и работников. Должны прорабатываться основы системы в соответствии с целями. Это позволит увеличивать количество производимых товаров или услуг. Менеджеры отслеживают эффективность каждого сотрудника, подбирают способы воздействия на него. Кадры, которые довольны работой, условиями, карьерным ростом стараются проявлять себя с лучшей стороны.


1.2. Сущность, значение и содержание системы менеджмента человеческих ресурсов

Управление персоналом - это групповая прикладная наука об организационно-экономических, административно-управленческих, технологических, правовых, массовых и личных причинах, методиках и способов влияния на персонал фирмы для увеличения производительности в достижении целей организации. Объектом исследования данной науки считаются личности и общности, которые могут быть представлены формальными и неформальными группами, профессионально-квалификационными и социальными группами, коллективами и организациями в целом (рис. 1) [7, c. 55].

Рисунок 1 - Объект науки управления персоналом

Субъектом является «организация», которая рассматривается и как целостная система, и как целый трудящийся коллектив. В рыночной экономике очень важны персоналии - руководство или владельцы организации, представляющие, персонифицирующие ее интересы и определяющие особенности поведения фирмы.

Понятие «управление персоналом» строится на двух основных аспектах - функциональном и организационном. Функциональный аспект под управлением персоналом подразумеваются следующие необходимые задачи [19, c.31]:

- определить общую стратегию;

- спланировать потребность предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава;

- привлечь, отобрать и оценить персонал;

- повысить квалификацию персонала и его переподготовку;

- внедрить систему продвижения по службе (управление карьерой);

- высвободить персонал;

- построить и организовать работу, в том числе определить рабочие места, функциональные и технологические связи между ними, содержание и последовательность выполнения работ, условий труда;

- создать политику заработной платы и социальных услуг;

- внедрить систему управления затратами на персонал.

С организационной точки зрения система управления персоналом касается всех сотрудников и всех структурных подразделений на предприятии, которые несут ответственность за работу с персоналом. Ключевой целью системы управления персоналом считается обеспечение фирмы кадрами, обеспечение их действенного применения использования, их умелое и общественное развитие. Согласно данным целям складывается система управления персоналом организации. Основанием для ее возведения работают основы, т. е. правила и методы, которые разработаны наукой и апробированы практикой.