Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Особенности специальных функций управления организацией на различных стадиях жизненного цикла).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 407

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что абсолютно любая организация проходит простой путь от своего зарождения до определенного уровня развития. В процессе жизни организации могут как достигать определенного успеха, так и входить в кризисное состояние. Постоянные изменения в жизни организаций свидетельствуют о наличии в них определенных жизненных циклов. При этом руководителям организаций необходимо знать на каком этапе развития находится экономический субъект, правильно оценивать ситуацию и корректировать собственный стиль управления и руководство в соответствии с в текущем этапом развития.

Соответственно распространение такого важного понятия, как жизненный цикл организации и связанных с ним изменения, являются актуальными. Необходимо отметить факт развития рынка соответствующих консультационных услуг по диагностике стадии жизненного цикла организации и разработке рекомендаций по совершенствованию деятельности компании. Несмотря на значительные успехи в исследовании концепции жизненного цикла организации, существует множество аспектов, требующих определенной доработки и анализа. Прежде всего существует необходимость в расширении методов диагностики стадии жизненного цикла, системы рекомендаций и инструментов управления организацией на различных этапах жизненного цикла.

Прежде всего существует необходимость в расширении методов диагностики стадии жизненного цикла, системы рекомендаций и инструментов управления организацией на различных этапах жизненного цикла.

Таким образом, актуальность исследования данной проблемы обусловлена стремлением руководителей и менеджеров наиболее эффективно управлять организацией на различных стадиях ее жизненного цикла, а также необходимостью разработки соответствующих рекомендаций.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения, вводимые управленцами с целью увеличить эффективность работы организации. При этом одни организации развиваются динамичнее и успешнее других, вторые – словно стоят на месте, третьи – переживают не проходящий кризис.

Предметом настоящей работы является рассмотрение основных теоретических аспектов к пониманию развития организации в процессе их жизненного цикла.

Объектом настоящего исследования является жизненный цикл организации и управление развитием экономических субъектов.


Целью работы является рассмотрение основных теоретических аспектов понятие жизненного цикла и подбор соответствующих методов управления, способствующих совершенствованию стилей управления экономическими субъектами изучение особенностей управления организацией на различных стадиях жизненного цикла.

Соответственно поставленной цели можно выделить ряд задач, которые необходимо решить для её достижения.

  1. Представить определение понятию жизненного цикла организаций;
  2. Выявить основные стадии жизни организаций методы диагностики стадий жизненного цикла организации;
  3. проанализировать ключевые аспекты и подходы к определению понятия жизненного цикла;
  4. изучить и проанализировать различные модели жизненного цикла;

В качестве теоретической базы для настоящего исследования выступили актуальные научные статьи, сборники и учебные пособия следующих авторов: О. Жигилий, А. Глотовой, Э. Борчаниновой М. Савиной и других учёных, которые разрабатывали исследуемую тему в своих трудах.

Работа состоит из двух глав. В первой главе анализируются основные модели жизненного цикла организации, а также дается развернутая характеристика данному понятию. Во второй главе анализируются различные подходы к управлению организацией на различных стадиях жизненного цикла.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Понятие, сущность и структура жизненного цикла организации

Все организации проходят путь от зарождения до определенной ступени развития.

Абсолютно все организации в процессе своего развития преодолевают и кризисные состояния, и успешные периоды, за которыми следует переход на новые этапы развития. Зачастую развитие организаций связано с цикличностью.

Под понятием жизненного цикла организации принято понимать систему всех стадий развития, через которые обычно проходит организация за период своего функционирования.

Подобная теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития.


Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже – других стадиях). Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла.

Модель жизненных циклов является одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием.

Структура жизненного цикла организаций начинает формироваться ещё на этапах становления экономического субъекта.

На стадии начального развития возможны следующие процессы: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.

Рассмотрим следующий этап - создание организации. На стадии формирования организации основателем будет выступать сам руководитель или предприниматель. Работа по ведению деятельности компании при этом будет выполняться им либо в одиночку, либо с несколькими помощниками.

В организацию на данный период времени зачастую приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы.

Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Приоритетное внимание при этом должно быть уделено созданию инновационного решени (продукта или услуги) и завоеванию своей емшм на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.

На этом этапе организация является социосистемой так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки.


На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия – силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия – приспособительная: Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства-то, что организация может делать лучше других.

Стадия развития. Этап коллегиальности

Этап коллегиальности – период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

Успешность развития организации на данном этапе зависит:

• от того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации;

• от того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;

• от готовности членов организации реализовывать решения лидера;

• от того, насколько эффективно построена коллективная работа.

Если отбросить индивидуальные особенности как лидера, так и членов организации, то все эти факторы определяются групповыми представлениями и ценностями – тем, что образует базис организационной культуры. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. На нем успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном.

Осложняется тем, что создатели компании из предпринимателей должны превратиться в профессионалов-менеджеров. Это означает серьезное изменение стиля управления, к которому многие предприниматели оказываются не готовы. Поэтому на данном этапе нередки случаи приглашения профессиональных менеджеров со стороны и передачи им отдельных функций управления, а также обращения к консультантам для налаживания учета и контроля. В целом стадия роста характеризуется:

• увеличением числа сотрудников;

• разделением труда и ростом специализации;

• более формальными и обезличенными коммуникациями;

• внедрением систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ и др.

Главными задачами организации являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Процессы экстернализации и комбинации знаний выходят за рамки индивидуального онтологического уровня и поднимаются до уровня группового и организационного: ценности отдельных членов коллектива трансформируются в групповые ценности, согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание еe взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды.


Для максимально разностороннего и быстрого развития организации на этой стадии особое внимание следует уделять процессам комбинации и интернализации знаний на организационном уровне. Это обеспечит распространение элементов организационной культуры среди всех членов организации.

Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.

Этап формализации деятельности – период стабилизации роста (развития), (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).

К этой стадии компания приходит с багажом прошлого опыта. Представления, показавшие свою адекватность и эффективность, связываются в единую картину мира, охватывая разнообразные стороны социальной жизни. На этом этапе, на организационном уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссия организации, цели и символы, артефакты и проходят процесс индивидуального осознания.

Организация достигает лидирующего положения на рынке. По мере расширения ассортимента выпускаемой продукции и комплекса предоставляемых услуг создаются новые подразделения, структура становится более сложной и иерархической. Формализуются политика и распределение ответственности, усиливается централизация.

Зрелость организации означает, что ей удается сохранять устойчивое положение во внешней среде; показывает, что остальные процессы переработки опыта и встраивания его в существующую систему представлений имеют явное выражение в базисных представлениях организационной культуры и подкреплены мощно влияющими на членов организации артефактами.

Эти артефакты обеспечивают широкое распространение парадигм организации среди еe членов и передаются новичкам как история успеха. Если на предыдущих этапах развития организационная культура сильно подвержена любому влиянию со стороны культуры лидеров, внешней среды, то на этапе зрелости она становится обычным правом, оказывающим влияние на все стороны жизнедеятельности организации.

Этап реструктуризации

Период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).

Стадия старости. Этап спада.

Этап спада – период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация. Стадию старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с занятого рынка, или в исчезновении рынка.