Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Особенности специальных функций управления организацией на различных стадиях жизненного цикла).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 408

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации. В результате базовые представления перестают адекватно интерпретировать реальные события, а провозглашенные ценности членами коллектива не воспринимаются как ценности. Это означает, что механизмы, обеспечивавшие трансформацию знаний организации, по каким-либо причинам исчезают и происходит разрыв в цепочках формирования знаний. Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.

По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, аследовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений. Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как менеджеры и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию.

1.3 Методика анализа жизненного цикла организации

В процессе своего развития организациям периодически приходится прибегать к отслеживанию собственного развития и оценке достижений за период функционирования.

Главными вопросами при этом являются: обсуждение места и роли организации на рынке, а также их роль по отношению к клиентам; обсуждение достижений и дальнейшие планы в деятельности; обсуждение текущих проблем и трудностей в деятельности организации; оценка причин невозможности решения проблем, а также ресурсов и возможностей по их преодолению.

Жизненный цикл организации (ЖЦО) – точки «перелома»: причины и антикризисные (инновационные) действия. Использование методики анализа ЖЦО производится для определения направления изменений в деятельности организации. Модель жизненных циклов является одним из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающим процесс развития предприятия. Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий:


1. рождение организации: главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная задача – выход на рынок;

2. детство и юность: главная цель – получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача – укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда – планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу;

3. зрелость: главная цель – систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача – рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда – разделение и кооперация труда, премирование в соответствии с индивидуальными результатами;

4. старение организации: главная цель – сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий, основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие и прибылях;

5. возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления всех функций; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача – омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование.

Организационная диагностика проводится в несколько этапов с помощью специальных методов:

1. Анализ характеристик организации

2. Экспертное оценивание

3. Изучение и обсуждение стадий жизненного цикла

4. Обработка и анализ результатов

5. Комментарии и выводы. Анализ управленческих ошибок.

Краткие выводы по первой главе

На основе теоретического материала, представленного в первой главе автором настоящего исследования представлены следующие выводы.

Жизненный цикл организации - это определенная совокупность всех стадий развития организации, через которые она обычно проходит. В это число принято включать стадии: зарождения, развития, достижения расцвета, кризис или переход на новый уровень.

ГЛАВА 2. Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла


2.1 Подходы к диагностике стадии жизненного цикла организации и концепция управления организацией на различных стадиях жизненного цикла в трудах Ицхака Адизеса

Проблема диагностики стадий жизненного цикла существует с момента появления первых моделей жизненного цикла организации. Так как первые модели носили теоретический характер, то использовать их для определения стадии жизни организации было фактически невозможно. Поэтому встал вопрос о проведении кластерного анализа предприятий и последующей их классификации по различным признакам, чтобы выявить определенную эмпирическую закономерность перехода организаций на различные стадии жизненного цикла. Эмпирические модели ЖЦО представлены в работах таких известных ученых и публицистов, как Миллер, Фризен, Хэнкс, Лестер, Парнел, Каррагер, Широкова, Диккинсон, Брувер, Хамман.

Так, для проведения эмпирического анализа, Миллер и Фризен исследовали несколько компаний, и на основе полученных количественных (возраст, количество продаж) и качественных результатов сделали определенные выводы, представленные в следующей таблице.

Таблица - 1 Модель ЖЦО Миллера и Фризена[1]

Стадия

Критерии

1.Рождение

Компания осуществляет деятельность менее 10 лет, структура в большей мере неформальна, принятие решений осуществляется владельцем

2.Рост

Рост продаж превышает 15%, организационная структура носит функциональный характер, начинается формализация стратегии фирмы

3.Зрелость

Рост продаж не превышает 15%, повышается степень бюрократизации внутрифирменных взаимодействий

4.Возрождение

Рост продаж превышает 15%, предложение фирмы диверсифицируется, организационная структура приобретает черты дивизиональной, используются усложненные схемы контроля и планирования

5.Спад

Спрос на продукцию фирмы снижается, уменьшается количество новых продуктов, снижается рентабельность деятельности


В данной таблице отражены основные признаки, по которым можно определить стадию жизненного цикла, на котором находится компания.

Для диагностики стадий жизненного цикла организации можно использовать комплексный метод. Он подразумевает анализ качественных, количественных и финансовых показателей фирмы. [2]

  • Этапы диагностики:
  • Подготовка к диагностике;
  • Поиск необходимой информации;
  • Структурирование полученной информации;
  • Проведение диагностики;
  • Анализ полученных результатов;
  • Сопоставление и обработка данных;
  • Определение стадии жизненного цикла компании;
  • Подготовка отчета и разработка рекомендаций.

Поскольку как представленная в первой главе авторская модель отчасти основывается на модели ЖЦО И.Адизеса, а также большинство авторов различных статей на рассматриваемую тематику в своих работах опираются на его концепцию жизненного цикла, то, прежде всего, будет целесообразно охарактеризовать основные особенности и аспекты управления организацией, изложенные в работах известного израильского ученого:

  1. Стадия «зарождения»..[3]

Для стадии «зарождения» автор выделяет следующие возможные серьезные проблемы: полное отсутствие страха и низкая приверженность идее, непродуманные детали, основатель легко теряет контроль над ситуацией, ориентация исключительно на прибыль и рентабельность инвестиций.[4]

На данном этапе основателю необходимо быть преданным своей идее. Для успешного развития организации необходимо просчитать все возможные риски бизнеса. В процессе анализа своей идеи, мотивация руководителя должна выходить за рамки получения прибыли. Основными задачами руководителя при создании организации должны быть удовлетворение потребностей клиента и создание ценности.

Таким образом, чтобы переход на следующий этап был успешным, необходимо полностью проанализировать и проработать идею, просчитать все риски создания бизнеса. Основатель должен быть уверен в своих намерениях.

  1. Стадия «младенчество».[5]

На стадии «младенчество» автор выделяет такие проблемы и ошибки, как: преждевременная ориентация на сбыт, ослабевание преданности, непредвиденный отрицательный поток денежных средств, преждевременное делегирование полномочий, преждевременное появление правил и процедур, утрата контроля основателем, получение краткосрочных кредитов для долгосрочных инвестиций, нецелевое и неэффективное использование инвестиций.[6]


Для успешного функционирования организации на данном этапе необходимо контролировать возможные риски. Перед запуском массового производства, следует произвести бета-тестирование продукта. Необходимо приступить к формированию сбытовой политики. Кроме того, на данном этапе появляется необходимость в удовлетворении потребностей в оборотном капитале - необходимо постоянно инвестировать в компанию. Чтобы фирма преодолела этап «младенчества» необходимо составить бизнес-план и пристально следить за еженедельным потоком денежных средств. Именно контроль движения денежных средств является главной задачей системы учета организации на данном этапе. Важнейшую роль играет постоянная проверка счетов дебиторской задолженности, чтобы не допустить образование дефицита ликвидных средств на данном этапе.

И. Адезис выделяет следующие проблемы компании, которые она совершает в попытках генерировать наличность на данном этапе:

  • Берут краткосрочные ссуды для текущих нужд, но эти вливания способны принести доход только в долгосрочной перспективе.
  • Снижают свои цены для увеличения выручки, но очень часто снижение цен оказывается настолько большим, что доход от продаж не покрывает переменных издержек. В результате, чем больше компании продают, тем больше они теряют.
  • Продают акции венчурным капиталистам, которые имеют собственное видение ситуации или собственные интересы. [7]

Для преодоления кризисных ситуаций, руководитель должен применять на данном этапе авторитарный тип управления, должен лично участвовать во всех делах фирмы.

Компания переходит на следующую стадию ЖЦО, когда стабилизируются денежные потоки и активность. Смерть на этапе «младенчества» наступает, когда компания несет невосполнимые утраты ликвидности, а основатель теряет интерес к ней.

Таким образом, основатель компании на этапе Младенчества должен следить за потоками денежных средств, структурой затрат и кредитов. В то же время, если компания привлекает венчурный капитал, то она должны быть уверена в том, инвестор пришел основательно и на долгое время. Здоровое «младенчество» обеспечивается благодаря балансу роста и наличия денежных средств.

  1. Стадия «Давай-Давай».[8]

На стадии «давай-давай» И.Адизес выделяет наличие у организации следующих важных проблем, решение которых важно прежде всего для персонала и потом уже непосредственно для всей организации в целом: заблаговременная надежда на прибыль; отсутствие контроля за издержками, бюджетированием и анализом движения денежных средств; недостаток делегирования и дистанционное руководство; отток ключевых людей компании, слабый подбор, обучение и адаптация персонала.[9]