Файл: Мотивация государственных служащих в органах власти субъектов Российской Федерации (Мотивация персонала как функция системы управления организацией).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Мотивация персонала как функция системы управления организацией
1.2. Специфика государственных служащих
2.1. Общая характеристика и анализ кадрового состава Администрации
2.2. Анализ мотивации муниципальных служащих Администрации
2.3. Мероприятия по повышению эффективности системы мотивации служащих
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Нарастание общественных противоречий, усложнение экономической и политической ситуации в стране обуславливает необходимость повышения эффективности государственного и муниципального управления в целом, и государственного аппарата, в частности.
Достижение данных целей невозможно без повышения эффективности труда государственных гражданских и муниципальных служащих, что в свою очередь невозможно без создания эффективной и стройной системы мотивации работников государтвенного аппарата. Изменения, произошедшие в России за последние два десятилетия, обусловили необходимость повышения результативности государственной службы. Эффективная бюрократия стала почти синонимом эффективного государства. Если чиновники неэффективны, некомпетентны и плохо мотивированы, масштабные «провалы» государства становятся практически неизбежными..
В связи с этим, в настоящее время остро встает вопрос о необходимости, с одной стороны, систематизации отечественного и зарубежного опыта побуждения государственных и муниципальных служащих к трудовой деятельности, с другой - более глубокого изучения мотивационной подструктуры личности государственных служащих для разработки направлений работы с персоналом государственной службы.
Мотивация труда является объектом изучения различных областей социально-гуманитарного знания: психологии, социальной философии, социологии, менеджмента.
Степень изученности темы. К исследованию мотивов человеческого поведения в различное время обращались известные зарубежные (А. Маслоу, Г.Олпорт, Б.Скиннер, Л.Фестингер, З.Фрейд, Х.Хекхаузен, Э.Деси, А.Бандура и др.) и отечественные авторы (В.Г.Асеев, Т.О.Гордеева, Е.П.Ильин, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, Ю.Б.Орлов, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон и др.). Различные аспекты мотивации труда активно разрабатывались в советское время социологами А.Г. Здравомысловым, Н.С. Новоселовым, К.К.Платоновым, В.П.Рожиным, В.А. Ядовым, психологами Е.П.Ильиным, П.М.Якобсоном, В.Г.Асеевым и др. Изучению мотивации труда государственных служащих посвящены работы А.А. Деркача, Н.И.Захарова, Е.Б.Черновой, М.Ю.Бояркина и др.
Объект исследования – система управления персоналом Администрации Приокского района Нижнего Новгорода.
Предмет исследования – мотивация персонала в системе государственной и муниципальной службы.
Цель исследования – изучить особенности мотивации персоналом в системе государственной и муниципальной службы.
Задачи исследования:
- изучить мотивацию персонала как функцию системы управления организацией;
- рассмотреть специфику мотивации муниципальных и государственных служащих;
- провести анализ мотивации персонала в системе государственной и муниципальной службы на примере Администрации Приокского района г. Нижний Новгород;
- разработать мероприятия по повышению эффективности системы мотивации служащих.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
1.1. Мотивация персонала как функция системы управления организацией
Основная цель любой деятельности, как организации, так и сотрудников состоит в постановке и достижении поставленных целей. Для того чтобы сотрудники ставили своей целью работы достижение состояния эффективного функционирования организации, необходимо, чтобы данная организация мотивировала их на это[1]. Роль же самого сотрудника в данном процессе заключается в том, что именно под воздействием стимулирующих факторов у него возникает желание выполнить определенную трудовую деятельность, результатом которой будет вознаграждение[2]. В данном случае именно мотивация труда является одним из эффективных механизмов управления персоналом.
По мнению российского исследователя С.А. Шапиро мотивация – это «процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами организации, и одновременно комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работника»[3].
Как считает известный отечественный ученый А.Я. Кибанов, мотивация основана на «долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов работника, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала»[4].
Российский ученый В.И. Герчиков выделяет пять типов мотивации личности:
- инструментальный тип – это ориентация на зарплату и другие блага, получаемые за труд;
- профессиональный тип – это ориентация на содержание труда и возможность проявить себя;
- патриотический тип – это ориентация на принадлежность к коллективу, разделение общих ценностей и целей организации, приверженность;
- хозяйский тип – это мотивация руководящих работников: ориентация на автономность и дополнительную ответственность за себя и окружающих;
- избегательный (люмпенизированный) тип – ориентация на минимизацию собственных усилий с единственным условием – избежать наказания[5].
Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с целями организации. Для того чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю нужно определить, каковы на самом деле потребности сотрудников, и обеспечить способ для работников удовлетворить эти потребности через трудовую деятельность[6].
По мнению зарубежного исследователя Джона Стредвика руководство любой организации должно помнить, что «работников привлекают все виды и аспекты мотивации и стимулирования, которые должны эффективно поощрять работу, отвечающую целям и потребностям компании»[7].
Отметим, что исследователи редко единодушны во взглядах и формулировках, но все же существует общепринятый подход, служащий фундаментом при определении мотивации – это модель стимула – реакции. Базовая модель мотивации гласит, что существуют стимулы (к примеру, премия), которые приводят к изменению поведения (сотрудник работает более производительно, чтобы выполнить норму, за которую можно получить эту премию), а это приводит к желаемому результату (получение премии).
Следовательно, мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. Мотив труда – это то, что способно вызвать в сотруднике определенные действия, конкретные внутренние движущие силы, непосредственная причина трудовой деятельности работника. Структура мотива[8]:
• потребность работника (физиологическая, биологическая, социальная или духовная);
• трудовое действие, необходимое для достижения цели (мера затрат труда);
• цена или заработная плата (издержки материального или морального рода, связанные с трудовым действием).
Общая схема мотивационного процесса, отражающая его цикличность и многоступенчатость, а также взаимосвязь потребностей, мотивов и целей, представлена на рисунке 1[9].
Рисунок 1 - Схема протекания мотивационного процесса
Представленная схема является довольно условной и дает лишь самое общее представление о взаимосвязях потребностей и мотивов.
Е.А. Куприяновым и А.Г. Шмелевым предлагается следующая интегральная факторная структура трудовой мотивации:
- включенность – интерес сотрудника к работе в конкретном коллективе, ощущение себя частью целого;
- материальное благосостояние, прежде всего заработная плата;
- интерес к процессу работы;
- самореализация – один из самых важных факторов – стремление человека реализоваться в рамках своей работы, создать что-либо новое, выйти на новый профессиональный уровень;
- власть;
- общественная польза – осознание того, что выполняемая работа важна и нужна другим людям;
- независимость – степень свободы от начальства;
- привычка – стабильность работы, отражает нежелание менять что-либо в сложившемся образе жизни;
- условия работы – в этот фактор входят: условия труда непосредственно на рабочем месте; график работы и т. д.; пространственные факторы – удаленность от места проживания и т. д. Для многих людей условия работы играют важнейшую роль в мотивационной структуре;
- карьера – возможность дальнейшего роста в рамках данной организации или в рамках выбранной профессии;
- признание – желание стать известным человеком, добиться уважение и признания со стороны начальства, авторитетов и т. д.;
- здоровье и безопасность – желание сохранить здоровье в процессе работы, негативное отношение к опасностям, избегание риска[10].
Стимулирование труда является частью процесса мотивации работников. Стимул — это все то, что работник считает ценным для себя. Однако понятия ценности у людей различны, что вносит определенные сложности в формирование и оценку программ стимулирования на предприятиях[11].
В совокупности с понятием мотивация термин «стимулирование» приобретает широкий смысл.
Стимулирование труда – это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Вместе с тем оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Она выполняет ряд функций[12]:
1. Экономическая функция выражается в стимулировании труда направленного на повышение эффективности производства, способствующего росту производительности труда и повышению качества продукции.
2. Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.
3. Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме того, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности так же предопределяются организацией и стимулированием труда в обществе.
Стимулы могут быть разделены на две группы: материальные и нематериальные (рис.2).
Рисунок 2 - Структура стимулирования трудовой деятельности[13]
Существуют определенные требования к организации стимулирования: комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.
Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия[14].
Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.
Стимулирование можно классифицировать как внутренние и внешние. Любой руководитель имеет дело с этими двумя главными типами стимулирования[15].
Внутреннее стимулирование дает сама работа. Это может быть чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Внешнее стимулирование - это такой тип поощрения, который чаще всего приходит на ум, если слышится слово «стимулирование». Оно возникает не от самой работы, а дается организацией. С мотивационной точки зрения его можно определить, как стимулирование труда[16].