Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности и его ликвидация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Почему я выбрала тему для курсовой работы «Профессиональный стресс в управленческой деятельности»?

В современном мире нас везде учат (в школах, по телевидению, в Интернете), что у человека очень много прав (право на учебу, право на труд, право на бесплатную медицину и т.д.), при этом государство накладывает определенную ответственность на гражданина (уплата налогов, обязательная воинская служба, диспансеризация в больнице и т.д.) и чем более развитое государство, тем больше у гражданина прав и обязанностей. Когда человек балансирует в течение своей жизни между своими правами и обязанностями, он находится в состоянии стресса.

Наиболее наглядно это данное состояние человека можно продемонстрировать на трудовых отношениях в какой-либо организации. У обычного работника в любой компании есть определенные обязанности (например, содержать помещения в чистоте) и права (нормированный рабочий день, фиксированная зарплата, обеденный перерыв и т.д.) и при-этом в его работе очень мало ситуаций, которые могут вызвать стресс. Если посмотреть на сотрудника управляющего звена (начальник отдела, заместитель руководителя и наконец руководитель компании) чем выше должность, тем больше у него прав (повышенная зарплата, служебный автомобиль, отдых за счет компании и т.д.), но в тоже время и возрастает и груз ответственности, т.к. он уже отвечает не только за себя и за свои действия, но и за действия своих подчинённых, коллег своего уровня, у него уже ненормированный рабочий день, перерывы, когда придётся, т.е. человек постоянно находится под воздействием профессионального стресса и стрессовые ситуации у него более выражены.

В связи с этим изучая воздействие профессионального стресса на человека, который занимается управленческой деятельностью мы можем оценить его действие на организм и психику и разработать систему защиты и профилактики стресса не только для руководителей, но и для остальных людей.

Важность исследования проблемы профессионального стресса в управленческой деятельности определена имеющейся информацией о профессиональном стрессе.

Так, согласно данных Управления по охране труда Великобритании (HSE) и Международной ассоциацией управления стрессом в Великобритании в 2018 - 2019 годах было зарегистрировано 602 000 случаев проявления профессионального стресса, депрессии или тревоги, связанных с работой, показатель составил 1880 случаев заболеваний на 100 000 работающих, это составило 44% от всех заболеваний среди работающего населения Великобритании, 12,8 миллионов рабочих дней люди провели на больничном из-за проявлений профессионального стресса, т.е. в среднем каждый работающий человек в Великобритании не работал 21 рабочий день из-за профессионального стресса. [1]


Наиболее распространенными причинами стресса на работе были названы: слишком большой объем работы (62%), сжатые сроки выполнения заданий (58%), агрессивный стиль управления или плохая коммуникативная система (49%), рабочая среда без поддержки (43%) и проблемы с достижением приемлемого баланса работа/личная жизнь (42%). Медицинская помощь была оказана только 14% подвергшихся профессиональному стрессу, 78% работников - не получили никакой психологической поддержки и рекомендаций по профилактике симптомов профессионального стресса [2]

При этом среди работников управленческого звена профессиональный стресс регистрировался в показателе 2500 на 100 000 работающих, что 33% больше чем среднестатистический показатель. [3]

Уже в СССР государство задумывалось о профессиональном стрессе в управленческой деятельности.

Социальная и моральная ответственность, возлагаемая на руководителей промышленных предприятий за перспективу развития производства, выполнение плана, качество продукции, приводит к значительным нервно-психическим перегрузкам. Значительное нервно-психическое напряжение рассматривается в качестве основной причины невротических сдвигов и возникновения сердечно-сосудистой патологии у лиц, занятых управленческим трудом. В настоящее время при наличии фундаментальных исследований в области совершенствования и организации управления, проводимых экономистами, нет достаточно обоснованных материалов, касающихся вопросов медицинского обслуживания и физиологической оптимизации режимов труда и отдыха руководящих работников промышленных предприятий.[4]

Учитывая возрастание роли управленческих профессий в век научно-технического прогресса и заботу о здоровье этой профессиональной группы, были проведены комплексные социально-гигиенические, профессиографические и физиологические исследования. На основании полученных данных с учетом уровня нервно-эмоционального напряжения, развития утомления и сдвигов в сердечно-сосудистой системе под влиянием работы у руководящих работников были разработаны методические рекомендации по рациональной организации их типового режима труда и отдыха. [5]

И так, предметом изучения курсовой работы — стресс, а именно в управленческой деятельности.

Цель курсовой работы — обосновать стресс с научной точки зрения, определить виды, фазы, причины появления, этиологию, понять и определить подходящие методы борьбы и профилактики со стрессом, а также рассмотреть и выделить последствия стресса в управленческой деятельности.


Задачи — определить стресс, выделить формы стресса, причины появления, обозначить виды и фазы, классификации, обозначить влияние стресса на человека, а также выбрать наиболее эффективные методы борьбы со стрессом, его профилактикой и минимизацией в управленческой деятельности.

1. Сущность стресса

1.1 Понятие стресса

Что же такое стресс?

В психологии есть очень много формулировок данного определения. Сам же термин "стресс" (напряжение) впервые упоминается в 1303 г. в стихотворении поэта Роберта Маннинга "HandlyingSynne": "И эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе".[6]

Впервые термин «стресс» был введен Гансом Гуго Бруно Селье. В 1936 году в журнале «Nature» от 4 июля в разделе «Письма к редактору» была напечатана краткая, состоящая всего из 74 строк, заметка молодого исследователя Ганса Селье под заглавием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами», отсюда датируется начало концепции стресса. Он полагал, что понятие «стресс» пришло в английский язык из старого французского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Затем первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания».[7]

Итак, стресс — это устоявшееся понятие и его чаще всего определяют, как попытку восстановить нарушенный гомеостаз психических, физиологических и биохимических процессов в организме. Стресс вызывает все условия, нарушающие гомеостаз.

Гомеостаз — постоянство внутренней среды организма.

Физическое или психологическое воздействие, нервное напряжение, переутомление, экстремальная ситуация, негативные эмоции вызывают ответную реакцию организма, которая мобилизует силы и энергию, называется — стресс.

Определение профессионального стресса наиболее полно дали специалисты Научно-исследовательского института медицины труда РАМН, а именно, Профессиональный стресс (стрессовое состояние при работе) – это особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления.[8]


1.2 Причины появления стресса, стрессоры

Психологи считают, что первопричиной стресса может стать любое психологическое, эмоциональное возбуждение. Считается, что стресс могут вызвать, как отрицательные – утрата близких, увольнение, так и положительные эмоции, такие как, например, рождение детей, свадьба, победа любимого спортсмена на соревнованиях. Обстоятельства, вызывающие стресс, могут носить и незначительный характер (длительное ожидание в очереди или в пробке).

Зарождение стресса осуществляется не в психике, а в мозге человека и он в одинаковой степени возникает у взрослых и детей.[9] У человека, попавшего в стрессовую ситуацию, которая так же может плохо для него закончиться, мозг автоматически начинает формировать защиту, т.е. происходит адаптация человека к изменяющимся условиям. Однако если большое эмоциональное напряжение не проходят в течение длительного времени, это может привести к физиологическим и психологическим неблагоприятным последствиям для индивидуума.[10]

Стресс может пагубно отражаться на жизнедеятельность всех систем и органов человека, приводить к патологическому сдвигу в биохимических и физиологических процессах, например, нарушение сна, нарушение режима питания, частые болевые ощущения на изменение погодных условий. Очень часто в период стресса у людей ощущаются дискомфорт при работе органов пищеварения, боли в сердце, напряжение в мышцах, затруднения при дыхании и т.д. При этом надо всегда учитывать, что особенно опасны эмоциональные стороны стресса, поскольку они воздействуют на все стороны психики, эмоциональный фон и поведение человека обретает пессимистический оттенок. При длительном стрессе могут развиться различные психические расстройства - депрессия, раздражительность, агрессия, гнев.

Психологический стресс обусловлен объективными и субъективными причинами - стрессорам. К объективным причинам развития стрессовых ситуаций можно отнести:

•Чрезвычайные ситуации и обстоятельства (серьезные заболевания, криминал, природные и социальные чрезвычайные обстоятельства);

• Взаимоотношения с другими людьми (близкими, коллегами по работе и незнакомыми людьми);

•Экономические факторы;

•Политические факторы;

•Условия жизни и работы (домашние проблемы, тяжелая работа и т.д.).


К субъективным причинам можно отнести:

• Стрессовые напряжения, развивающиеся от навязывания родительских программ, усложняющих жизнь ребенку и делая его поведение неадекватным;

• Несоответствие ожидаемых и реальных событий;

• Несоответствие виртуального и реального миров;

• Стрессовые ситуации, вызванные эмоциями, провоцирующими на спонтанные действия;

• Невозможность реализации собственной актуальной потребности (сюда можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности, уважении, самореализации);

• Стрессовые ситуации, связанные с убеждениями личности и неадекватными установками (на пессимизм или оптимизм, религиозными или политическими);

• Неадекватная реализация условных сигналов;

• Неправильная коммуникация (в т.ч. критика, негативные предубеждения, неправомерные требования и т.д.).

Субъективные и объективные причины стрессовых ситуаций могут привести к таким реакциям организма, как например, нарушение психомоторики, которое проявляется в треморе рук, заикании, изменение ритма дыхания, замедление невербальной реакции.[11]

К возникновению стресса может привести отказ от полезных привычек, нарушение режима дня, уменьшение сна, сверхурочная работа, неадекватные способы избавления от стресса. В ходе возникновения стресса появляются профессиональные нарушения, т.е. увеличивается количество ошибок во время производственного процесса, уменьшается продуктивность рабочей деятельности, возникает хроническая нехватка времени, страдает точность выполнения трудовых навыков.

Эти факторы могут привести к искажению социально-ролевых функций, что проявляется в снижении чувствительности, увеличении конфликтности, проявлении антисоциального и девиантного поведения, нехватке времени, нарушении сна, спешке, повышенной утомляемости, проблемам при общении.

Один из авторов теории стресса Ганс Селье определяет стресс, как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, изначально подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, из-за чего изменяется режим работы внутренних органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса.[12]