Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности и его ликвидация.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 1
6. Создание системы мероприятий, повышающих значимость профессии. Некоторые исследователи большую ответственность за профессиональный стресс у сотрудников возлагают на руководство компаний. Руководителю необходимо так построить рабочий процесс и оптимизировать рабочие места, чтобы труд стал важным для сотрудника. Чтобы повысить значимость труда сотрудников, используются такие традиционные формы, как система индивидуальных консультаций, постоянно действующие проблемные семинары, комплекс мер для удовлетворения социально-психологических потребностей в признании, самоутверждении, самовыражении работников компании. Социальное признание и удовлетворение от труда могут компенсировать душевные затраты и препятствовать профессиональному стрессу.
Большой распространенностью для предупреждения и преодоления профессионального стресса пользуются различные тренинги. Они могут проводиться как в определенном коллективе, так и с сотрудниками из разных отделений. Согласно данным, тренинги совмещают несколько подходов: техники релаксации, управление когнитивным стрессом, тайм-менеджмент, тренинг социальных умений, управление дидактическим стрессом и изменение установок.
На сегодняшний день экспертами в области психологии разработано множество тестов, анкет, которые должны помочь личности определить уровень раздраженности, возможность нервного срыва, угрозу профессионального стресса.
3.4 Методы борьбы со стрессом
Интервенция – систематическое вмешательство в процесс развития с целью повлиять на него, поддержав или улучшив потенциал развития человека. [36] Направленная интервенция рассматривается как система плановых или неплановых воздействий, с целью произвести определенные изменения в проблемных компонентах системы – личности, среде либо во взаимодействии личности и среды.
Интервенция предусматривает решение задачи преодоления стресса у конкретной личности с учетом его индивидуальных особенностей реакции на стрессор с помощью использования методов и средств изменения, нормализации его функционального состояния и работоспособности.
Необходимо учитывать, что определение путей, приемов и методов противодействия (профилактики и коррекции) профессиональному стрессу должно основываться на представлении о стрессе как о функциональном состоянии, отражающем системный ответ организма и психики на воздействие внешней и внутренней среды. Основными элементами этого системного ответа организма являются функции и процессы следующих уровней:
1) физиологического – обеспечение двигательного и вегетативного элементов состояния;
2) психологического – проявление психических процессов, характерологических качеств, особенностей активации, эмоционально-волевой регуляции;
3) поведенческого – точность и скорость выполняемых действий, целенаправленность активности, деятельности в форме речевого и двигательного поведения.
По мнению ученых, ещё можно выделить социальные формы управления стрессом, к которым, в первую очередь, относятся формирование ее мировоззрения, ценностных ориентаций, воспитание личности, целевых установок, идеалов и т.д.
Классификация приемов управления состоянием психологического стресса.
Зарождение и развитие психологического стресса определяется воздействием совокупности внутренних (субъективных) и внешних (средовых) факторов и зависит от индивидуальных особенностей конкретного индивида. [37]
К числу внешних факторов, формирующих состояние стресса, относятся экстремальные воздействия социальных, профессиональных, организационных, экономических, информационных и других характеристик окружающей среды. Вместе с тем, интенсивность влияния данных факторов обусловливается особенностями внутреннего мира индивида, его субъективной оценкой значимости того или иного события, степени неопределенности воздействия, уровня морально-нравственного развития личности (дисциплинированность, ответственность и т.д.), развития психологических характеристик (воля, мотивация, способности и т.д.), профессиональных качеств (подготовленность, опыт и т.д.).
Комплекс этих факторов предопределяет характер оценки стрессогенной ситуации конкретным индивидуумом, уровень его устойчивости к экстремальному воздействию, наличие способов (стратегий) преодоления стресса, возможности приспособления к стресс - факторам и т.д.
В связи с наличием разнообразных условий проявления стрессогенности в субъект объектных отношениях в различных жизненных ситуациях, своеобразным характером причинно-следственных связей между различными факторами, особенностями механизмов регуляции состояний стресса учеными разработано большое количество различных методик, средств и приемов преодоления стрессов.
Изучив различные классификации методов и средств управления стрессом, А.Б. Леонова отмечает, что максимально радикальным направлением предупреждения состояния стресса является устранение причин его развития. Вместе с тем, исследователь предлагает две группы способов непосредственного воздействия на функциональное состояние.[38]
Первая группа включает в себя:
- нормализацию режима питания и витаминотерапия, фармакотерапию, рефлексотерапию, функциональную музыку и цветомузыку, коммуникационные воздействия (убеждение, приказ, внушение, гипноз).
Вторая группа предполагает:
- самогипноз, нервно-мышечную релаксацию, сенсомоторную тренировку, аутогенную тренировку, гимнастику и массаж, специальную подготовку и обучение, поведенческую психотерапию, групповой тренинг.
Перечисленные способы предполагают использование невербальных, вербальных, контактных, аппаратных, дистантных методик в режимах группового и индивидуального управления функциональным состоянием.
Такие ученые, как В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов предлагают также все методы регуляции психологических состояний делить на две группы:[39]
1 – методы оперативного управления состоянием;
2 – методы программного (имеется в виду заранее запланированное) воздействия и управления.
Внутри каждой группы выделяются четыре класса методических приемов регуляции функционального состояния.
Первый класс (методы психической регуляции):
- аутогенная тренировка, специальные приемы регуляции, самоконтроль-саморегуляция, музыкотерапия, аромофитоэргономика.
Второй класс (методы психофизиологической регуляции):
- физические упражнения, массаж, рефлексотерапия, рефлексопрофилактика, термовосстановительные процедуры, электростимуляция.
Третий класс (физиолого-гигиенические методы):
- организация рационального режима труда, отдыха и питания, активный отдых, закаливание, регуляция окружающей среды.
Четвертый класс (фармакологические средства):
- адаптогенты, неотропы, стимуляторы центральной нервной системы, транквилизаторы, витамины.
Индивидуальная профилактика стресса.
Исследованиями ученых установлено, что сущность «борьбы» со стрессом, его развитием и проявлением, а также «противодействия» ему заключается не только в его профилактике, но и в его коррекции.
Как показывают исследования ученых, для того, чтобы поставить стрессу надежный барьер, обеспечить истинную психологическую защиту, необходимо применять методики, приемы, основанные, в первую очередь, на знании человеком процессов, управляющих работой его собственного организма.
В качестве одного из наиболее эффективных методов ученые предлагают систему психологической саморегуляции.[40]
В основе методов саморегуляции положены следующие практические навыки:
I. Расслабление мышц, позволяющее добиться снятия напряжения (как физического, так и психологического). Необходимо помнить, что стресс, как и любые отрицательные эмоции человека, практически всегда сопровождается длительно сохраняющимся «застывшим» напряжением различных групп мышц. Не случайно результатом стресса являются всевозможные болезненные состояния, основанные на спазмах органов и систем. Для того, чтобы достичь состояния расслабления, рекомендуется большим и указательным пальцами хорошо промассировать на обоих ушах мочку. Перед массажем целесообразно нанести на кончики массирующих пальцев немного мятного масла или въетнамского бальзама «Звездочка». Большое значение как фактор индивидуальной профилактики стрессовых состояний имеет и самомассаж всего тела (от макушки головы до кончиков пальцев ног) с небольшим количеством растительного масла. При этом специалисты считают, что для большего эффекта снятия стресса людям с сангвиническим и холерическим типами темперамента следует применять подсолнечное масло; меланхоликам – кунжутное; флегматикам – кукурузное или горчичное. После массажа необходимо принять горячий душ или ванну, чтобы усилить эффект релаксации. Добиться результат расслабления помогут добиться специальные успокаивающие ванны. В горячую воду предлагается добавлять по 1/3 чашки имбиря и чайной соды или экстракта розмарина. После такой расслабляющей ванны целесообразно в течение 30 минут отдохнуть. Также в целях обеспечения расслабления можно использовать и аромотерапию (использование различных ароматических эфирных масел – пихтовое, можжевеловое, бергамотовое, мятное, ромашковое, сосновое и т.д.).
II. Умиротворенное дыхание, уравновешивающее душевное состояние человека.
III. Наблюдение за ощущениями и состояниями и управление ими, что поможет устранить болезненные, дискомфортные состояния, связанные с отрицательными эмоциями. Здесь имеется в виду способность человека анализировать ситуации, которые изначально являются причиной стрессового состояния. Как отмечает Ю.В. Татура, если возможно изменить ситуацию, приведшую к стрессу, необходимо это незамедлительно сделать. Если же сделать ничего нельзя, с ситуацией необходимо смириться, принять ее как должное.[41] Кроме того, очень важно постоянно осуществлять наблюдение за своими мыслями, постепенно заменяя отрицательные мысли на позитивные, это поможет обрести покой и избежать стрессовой реакции.
IV. Создание положительного эмоционального настроя, душевного равновесия. Необходимо помнить, что стрессор всегда состоит из двух частей: ситуации, вызывающей стресс, и отношения человека к этой ситуации. Достаточно устранить любую из этих составляющих, чтобы причина стресса перестала действовать. Вместе с тем, необходимо помнить, что чаще всего стрессовое состояние вызывают различного рода эмоции (в первую очередь, эмоции отрицательной модальности). Ю.В. Татура предлагает механизм «избежания» стрессовых ситуаций посредством анализа эмоциональный проявлений:[42]
• Необходимо определить самую сильную эмоцию, которую Вы испытывали в течение последнего времени (в течение последних суток).
• Необходимо сосредоточиться не этой эмоции.
• Необходимо определить ситуацию, которая вызвала стрессовую реакцию (что происходило непосредственно перед тем, как у Вас данная сильная эмоция возникла?).
• Необходимо вспомнить свои мысли в ответ на эту эмоцию.
• Необходимо определить, какая из мыслей может вызывать такие же эмоции в аналогичных ситуациях.
• Необходимо изучать стрессогенные мысли на протяжении достаточно длительного времени (недели или двух). Записывайте свои мысли в ситуациях, когда Вы испытываете стресс. Проанализируйте собранную информацию. Вы можете отметить, что определенные мысли повторяются. Это те стереотипы Вашего мышления, которые вызывают стресс при определенных ситуациях.
• Установив ту мысль, которая в конкретной ситуации вызывает стресс, необходимо постараться найти ее противоположность (мысль, стресс нейтрализующую).
• Как фактор повышения стрессоустойчивости ученые выделяют и психологическую разрядку (самостоятельный поиск и создание ситуаций, стимулирующих положительные эмоции).
Еще одним способом индивидуальной профилактики стресса ученые выделяют коррекцию минерального обмена организма человека. Применение природных адаптогентов типа золотого корня, элеутерококка, заманихи, женьшеня и т.д. Использование данных препаратов не только успокаивает нервную систему, тонизирует, но и повышает иммунитет. Не случайно рекомендуется использование данных растительных препаратов для повышения как физической, так и интеллектуальной работоспособности, а также для профилактики и даже лечения различных инфекционных заболеваний. Необходимо знать, что при приеме адаптогентов не возникает каких-либо отрицательных эффектов на организм и не возникает привыкания к данным препаратам.