Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности и его ликвидация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с современными подходами к пониманию видов стресса (В.В. Бодров, Ю.В. Щербатых, Д.Н. Исаев) психологический стресс в свою очередь можно разделить на эмоциональный, информационный, организационный.

По мнению К.В. Судакова эмоциональный стресс - состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Данным термином зачастую обозначают состояния, находящиеся в пределах физиологических и психологических границ психоэмоционального напряжения. Нередко с ним связывают и состояния, развивающиеся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения, состояние на грани патологии, психической дезадаптации [24].

В целом, содержание термина «эмоциональный стресс» включает в себя как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе[25].

Как утверждают П.К. Анохин, К.В. Судаков «эмоциональный аппарат» является наиболее чувствительным к действию экстремальных и повреждающих факторов, в связи с чем, первым включается в стрессовую ситуацию.[26]

Информационный стресс – разновидность психологического стресса источником которого служат следующие факторы:

  • внешние сообщения, информация о реальном или вероятном воздействии неблагоприятных событий, их угрозе;
  • «внутренняя» информация в форме представлений, извлекаемых из памяти сведений о событиях, ситуациях и их последствиях, травмирующих психику;
  • ситуация информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе, при высокой ответственности за последствия решений.

Для развития информационного стресса важным фактором является состояние мотивационно – потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы личности, которые обусловливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности к ее преодолению, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях и т. д.

Зачастую при воздействии различного ряда экстремальных информационных факторов у субъекта отмечается снижение объема оперативной памяти, сужение восприятия, затруднения в переключении и распределении внимания, изменения в оперативном мышлении. Эти изменения носят, как правило, неспецифический характер и происходят на


фоне повышения напряжения активационных компонентов, реализующих энергетическое обеспечение информационных процессов. Чем хуже функционируют механизмы неспецифической адаптации, тем ниже стрессоустойчивость системы приема и преобразования информации.

Организационный стресс проявляется в напряжении адаптационных механизмов личности в ответ на определенную организационно-производственную ситуацию (ролевые конфликты, высокие профессиональные требования, экстремальные условия деятельности и др.).

2.2 Классификация стресса

Классификация стресса

1. Эмоционально отрицательный стресс и эмоционально положительный стресс.

2. Долгосрочный (хронический) стресс и кратковременный (острый) стресс.

3. Психоэмоциональный стресс и физиологический (соматический) стресс.

Психоэмоциональный стресс бывает информационным и эмоциональным.

Физиологический стресс бывает механическим, физическим, химическим, биологическим.

1. Эмоционально отрицательные стрессы и эмоционально положительные стрессы.

Стресс может нести в себе как положительный, так и отрицательный заряд. В зависимости от личного восприятия события. Например у одного, такое событие, как свадьба вызывает радостные эмоции и состояние стресса и, одновременно, у другого — это неприятность, и абсолютно другой направленности стресс.

Эмоционально положительный стресс, должен порождать положительные эмоции, но люди со слабым здоровьем могут получить инфаркт или инсульт, например, от известия о рождении родственника.

Если мы говорим об отрицательных последствиях стресса, то автоматически считаем его эмоционально отрицательным.

2. Долгосрочный и кратковременный стресс.

Эти два вида стрессов вызывают разное отражение на здоровье человека. Более тяжёлый вред для человека несут в себе долговременные стрессы.

Кратковременный стресс обычно наступает быстро и неожиданно. Его крайней степенью является только некий шок. Если человек не справляется с ситуацией шока, постоянно возвращаясь к ней и вспоминая пережитое, как правило, острый стресс переходит в хронический.

Хронический стресс, может наступить без стадии острого стресса, если присутствуют постоянно действующие, незначительные факторы — неудовлетворённость какой-либо ситуацией, напряжённые отношения с кем-либо и другие факторы постоянного действия.


3. Физиологический и психоэмоциональный стрессы.

Физиологический стресс возникает от воздействия факторов внешней среды — температуры, влажности, гравитации, а также от непосредственного воздействия на человека различного рода негативных факторов — холода, боли, голода, физических перегрузок.

Различают как механический, физический, химический и биологический физиологические стрессы.

Механический стресс — выражается в повреждении кожи и различных органов. Это может быть ранение, операция, травма, шоковое состояние.

Физический стресс — вызывается различными факторами неживой внешней среды, перегрев, переохлаждение, обморожение, ожог, воздействие ультрафиолета, ионизирующее излучение, невесомость или ускорение, голод, жажд, гипокинезия, ограничение в пространстве (гипс, давящая повязка).

Биологический стресс — вызван воздействием на организм каких либо биологических агентов (вирусы, бактерии, грибы, простейшие и продукты имх жизнедеятельности токсины).

Химический стресс — вызван воздействием на организм различных химических соединений, отравление, действие ядохимикатов и их паров, загрязнение воздуха, воды или почвы, недостаток или избыток жизнено важных химических элементов (кислород, железо, и т.д.).

Психоэмоциональный стресс может быть эмоциональным и информационным.

Данный вид стресса, возникает от переживания особенно сильных эмоций, чаще всего это опасность, угроза, обида, обман, информационная перегрузка.

Информационный стресс возникает от переизбытка информации, от обязательств, связанных с подобного рода деятельностью, с принятием скорых и верных решений. Подобные стрессы, как правило, сопровождают деятельность диспетчеров различных систем управления, операторов и других специалистов аналогичных профессий.

Эмоциональный стресс возникает в ситуации угрожающей жизни и безопасности человека — в случае преступления, военного конфликта, тяжёлого недуга, или стихийного бедствия, также при угрозе изменения социального положения, экономического благосостояния или изменения межличностных взаимоотношений, таких как конфликты в семье, сокращение или увольнение.

Описанное выше деление стресса на различные виды, их характеристика, носит относительный характер, существует огромное множество вариантов других классификаций.

2.3 Фазы развития стресса


Теория стресса впервые предложена Г. Селье в 1936 г., опубликована в 1950 г., а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних работах автора [27].

В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на химические, физические и органические факторы. Основное содержание теории может быть обобщено в четырех положениях.

1 Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостаза. Поддержание гомеостаза является жизненно необходимой задачей организма.

2 Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.

3 Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности (сопротивления, устойчивости) организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.

4 Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию (снятию) стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий процесса, названного им общим адаптационным синдромом.

  1. Стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.
  2. Стадия резистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.
  3. Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитноприспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

Г. Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна «по первому требованию» и восполнима за счет другой – «глубокой». Последняя – мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Г. Селье, и ведет к гибели или к старению.

Таким образом, мы установили, что стресс, это системное нарушение работы всех органов и систем человека, которое возникает в процессе его жизнедеятельности и является неотъемлемой её частью.

При этом стресс у человека проявляется во всем своём многообразии.

3. Стресс в управленческой деятельности и его ликвидация

3.1 Стресс в управлении

При анализе многообразия всех профессий я пришла к выводу о том, что в условиях современной жизни одной из наиболее сложных, предъявляющих повышенные требования к психологическим резервам человека является профессия руководителя.[28]

В процессе своей трудовой деятельности руководитель включен в разнообразные типы работы - сложную, требующую высокой квалификации, умственную, творческую, высокоответственную. Многие авторы указывают на тот факт, что руководителям приходится действовать в постоянно изменяющихся условиях, и крайне редко в стабильных. Данные экспериментальных исследований показали, что значимость различных компонентов профессиональных способностей в изменяющихся условиях возрастает, происходит качественное изменение психических процессов, например, аналитическое мышление дополняется творческим.

К основным особенностям управленческой деятельности относят неопределенность возникновения различных производственных ситуаций и проблему ролевой и функциональной неопределенности.[29] Неопределенность и неоднозначность ситуации являются одной из основных характеристик стрессогенности события. [30]

Сами руководители отмечают важность принятия решений разного уровня, в особенности в изменяющихся условиях деятельности. Для эффективной работы, по их оценкам, необходимо знание нормативных документов, стремление принимать на себя ответственность за принятые решения, рациональное использование рабочего времени, умение ставить нестандартные задачи и т.д.