Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Экономическое содержание и система управления прибылью).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы формирования и распределения прибыли предприятия
1.1 Экономическое содержание и система управления прибылью
1.2 Теоретические основы анализа финансовых результатов и экономических факторов изменения прибыли
2 Анализ прибыли корпорации и механизма ее распределения в ООО «Зернышко»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка состава и динамики прибыли
2.3 Оценка уровня показателей рентабельности
2.4 Анализ использования прибыли
3 Совершенствование управления прибылью в ООО «Зернышко»
Выручка = Постоянные расходы + Переменные расходы + Прибыль.
Откуда
Маржинальная прибыль = Выручка - Переменные расходы =
= Постоянные расходы + Прибыль.
Определим маржинальную прибыль или доля маржинальной прибыли в выручке, предприятие может вычислить «критическую» точку безубыточности. В зависимости от имеющейся информации для расчета точки безубыточности можно использовать представленные ниже формулы:
,
,
Разницу между общим объемом проданной продукции и ее критическим объемом (в точке безубыточности) принято называть запасом финансовой прочности (ЗФП), который рассчитывается как в стоимостном (), так и в количественном выражении (), а также в виде удельного веса по отношению к объему продаж ():
.,
.
Рост производства и реализации продукции, вызывая соответствующий рост переменных расходов при потреблении большего объема сырья, материалов, трудовых производственных затрат и т. п., становится источником их покрытия. Рост маржинальной прибыли в этих условиях даст положительный финансовый результат. Постоянные расходы в условиях расширения масштабов бизнеса также могут возрасти. Бизнес будет признан обоснованным лишь при опережающем росте выручки от продаж. Сдерживание роста постоянных расходов при наращении реализации продукции будет способствовать генерированию дополнительной прибыли, так как будет действовать эффект операционного рычага. Операционный рычаг (СОР) проявляется в том, что любое изменение выручки от продаж (объемов продаж) порождает более сильное изменение прибыли. Вместе тем СОР отражает степень предпринимательского риска: чем выше значение силы операционного рычага, тем выше предпринимательский риск.[19] Формула определения СОР следующая:
.
По данным отчетности ООО «Зернышко» рассчитаем показатели точки безубыточности, запаса финансовой прочности и силы операционного рычага за 2016-2018 гг. (таблица 10).
Таблица 10 - Расчет точки безубыточности, запаса финансовой прочности и силы операционного рычага ООО «Зернышко»
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
Измене-ние (+/-) |
Темп роста, % |
2018 г. |
Измене-ние (+/-) |
Темп роста, % |
1. Выручка от продаж N, тыс. руб. |
9880 |
6138 |
-3742 |
62,13 |
7646 |
1508 |
124,57 |
2. Переменные расходы , тыс. руб. |
4272 |
2121 |
-2151 |
49,65 |
2057 |
-64 |
96,98 |
3. Постоянные расходы , тыс. руб. |
5743 |
2846 |
-2897 |
49,56 |
2761 |
-85 |
97,01 |
4. Маржинальная прибыль (стр. 1-стр.2), тыс. руб. |
5608 |
4017 |
-1591 |
71,63 |
5589 |
1572 |
139,13 |
5. Доля (уровень) маржинальной прибыли в выручке от продаж (стр.4:стр. 1) |
0,568 |
0,654 |
0,086 |
115,14 |
0,731 |
0,077 |
111,77 |
6. «Критическая» точка безубыточности (стр.3:стр.5), тыс. руб. |
10111 |
4352 |
-5759 |
43,04 |
3777 |
-575 |
86,79 |
7. Запас финансовой прочности ЗПФ (стр.1-стр. 6), тыс. руб. |
-231 |
1786 |
2018 |
773,16 |
3869 |
2083 |
216,63 |
8. Доля (уровень) запаса финансовой прочности в выручке от продаж (стр.7:стр1*100), % |
2,338 |
29,097 |
26,759 |
1244,53 |
50,601 |
21,504 |
173,90 |
9. Прибыль от продаж (стр. 4-стр.3), тыс. руб. |
-135 |
1171 |
1306 |
-867,41 |
2828 |
1657 |
241,50 |
10. Сила операционного рычага СОР (стр.4:стр.9) |
-41,541 |
3,43 |
44,971 |
-8,26 |
1,976 |
-1,454 |
57,61 |
Из таблицы 10 видно, что в ООО «Зернышко» в анализируемом периоде постоянные и переменные затраты имеют тенденцию к снижению: переменные расходы сократились с 4272 тыс. руб. до 2057 тыс. руб., а постоянные – с 5743 тыс. руб. до 2761 тыс. руб.
Так как в 2017 году почти на треть сократилась выручка от продаж, то соответственно снизился и объем маржинальной прибыли с 5608 тыс. руб. до 4017 тыс. руб., то есть на 1591 тыс. руб. или на 28,37 %. Но в 2018 году наблюдается рост данного показателя на 1572 тыс. руб. или на 39,13 %.
В 2016-2018 гг. уровень маржинальной прибыли в выручке от продаж увеличился с 0,568 до 0,731, то есть на 0,163.
В 2016 году ООО «Зернышко» сработало себе в убыток и не превысило «критическую» точку безубыточности на 231 тыс. руб. Но в 2017-2018 гг. предприятие преодолело порог рентабельности при достижении объема продаж соответственно на сумму 4352 тыс. руб. и 3777 тыс. руб., что на 575 тыс. руб. сократило точку безубыточности 2017 г. Причина такой ситуации объясняется резким снижением постоянных и переменных затрат, в связи с чем сложившаяся ситуация свидетельствует о сокращении производственного риска, имевшем место в 2016 году.
Так как величина запаса финансовой прочности увеличилась, то и возросла его доля в выручке от продаж продукции с 2,338 % до 50,601 %, то есть более чем в 20 раз.
Сила операционного рычага в ООО «Зернышко» составила в 2016 году -41,541 раз в связи с полученными убытками, в 2017 году – 3,43 раз и в 2018 году – 1,976 раза. Ориентируясь на темп роста выручки в 2017-2018 годах (124,57%) можно предположить, что в классическом варианте прибыль от продаж должна была бы увеличиться на 84,28 % (24,57*3,43= 84,28). Это соответствовало бы действительности при условии стабильных постоянных расходов и ограничении роста переменных расходом 24,57 %. В действительности компании удалось при положительной динамике реализации продукции снизить переменные и постоянные расходы, что позволило обеспечить прирост прибыли от продаж более интенсивными темпами, чем можно было ожидать, ориентируясь на силу операционного рычага 2017 г. Таким образом, фактический прирост прибыли от продаж в 2018 г. составил 141,50 % или 1657 тыс. руб., что свидетельствует о повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности ООО «Зернышко».
Таким образом, механизм управления прибылью предприятия с использованием системы «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» основан на ее зависимости («чувствительности») от следующих основных факторов: объема реализации продукции в стоимостном или натуральном выражении, суммы и уровня чистого операционного дохода, суммы и уровня переменных операционных издержек, суммы постоянных операционных издержек, постоянных и переменных операционных издержек. Эти показатели могут рассматриваться как основные факторы формирования суммы различных видов прибыли, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты.
3.2 Факторы и резервы роста прибыли и рентабельности
Анализу «качества» чистой прибыли должно быть уделено особое внимание.
Считается, что более высоким «качеством» характеризуется чистая прибыль организации, если она в большей степени обеспечена за счет повышения отдачи ресурсного потенциала компании.
Об этом будет свидетельствовать рост прибыли от обычной деятельности за счет интенсификации использования основных факторов производства: трудовых и материальных. Вместе с тем на «качество» прибыли могут оказывать влияние и другие внешние и внутренние факторы:
- внешние - ситуация в секторе рынка, где предприятие представлено своей продукцией; общие финансово-экономические, политические, социальные, природно-климатические условия ведении бизнеса и др.;
- внутренние - учетная политика организации (в частности, в отношении признания доходов и расходов; оценки материально-производственных запасов, основных средств, финансовых вложении обязательств и т. д.); налоговая политика; использование эффекта операционного и финансового рычага; дивидендная политика и т. д.
На основе показателей отчета о финансовых результатах ООО «Зернышко» составлена таблица 11, из которой следует, что чистая прибыль компании в анализируемом периоде была сформирована в рамках обычной деятельности (за счет прибыли от продаж). Темп прироста прибыли от продаж составил в 2017 году 867,41%, абсолютный прирост 1306 тыс. руб., а в 2018 году – 241,5 % или 1657 тыс. руб.
Таблица 11 - Основные факторы формирования чистой прибыли ООО «Зернышко»
Показатель |
Состав доходов и расходов, тыс. руб. |
Темп роста, % |
|||||
2016 г. |
2017 г. |
2017 г. к 2016 г. (+, -) |
2018 г. |
2018 г. к 2017 г. (+, -) |
2017 г. к 2016 г. (+, -) |
2018 г. к 2017 г. (+, -) |
|
1. Прибыль от продаж |
-135 |
1171 |
1306 |
2828 |
1657 |
867,41 |
241,5 |
2. Результат от прочих доходов и расходов |
-377 |
-1300 |
-923 |
-2778 |
-1478 |
-344,83 |
-213,65 |
3. Налог на прибыль |
- |
- |
- |
14 |
14 |
- |
- |
4. Чистая прибыль (стр. 1 + стр. 2+ стр. 3+ стр. 4) |
-351 |
-129 |
222 |
36 |
179 |
36,75 |
38,76 |
Таким образом, несмотря на отрицательные значения сальдо прочих доходов и расходов, их негативную динамику, а также рост налога на прибыль, ООО «Зернышко» удалось увеличить сократить непокрытый убыток в 2017 году на 222 тыс. руб., или 36,75 %, по сравнению с 2016 годом, а в 2018 году получить чистую прибыль в размере 36 тыс. руб. В целом сложившуюся ситуацию можно оценить как позитивную, но вместе с тем необходимо установить конкретные причины существенного роста прочих расходов, вследствие чего чистая прибыль уменьшилась на 923 тыс. руб. в 2017 году и на 1478 тыс. руб. в 2018 году.
Поскольку прибыль от продаж (финансовый результат от обычных видов деятельности) - главный источник чистой прибыли организации, а следовательно, и источник роста масштабов всей ее деятельности, то особое внимание необходимо уделить ее факторному анализу. Многообразие воздействия на прибыль внешних и внутренних факторов диктует необходимость их систематизации.
Одним из общепринятых подходов при проведении факторного анализа прибыли от продаж является ранжирование факторов на уровни первого, второго и т. д. порядка.
К факторам первого порядка относятся выручка и сгруппированные по функциям расходы по обычным видам деятельности: себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы. Аддитивную факторную модель зависимости прибыли от продаж от вышеперечисленных факторов можно выразить следующим образом:
= N - - - ,
где - прибыль от продаж;
N – выручка от продаж;
– себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
– коммерческие расходы;
- управленческие расходы.
Влияние каждого фактора, включенного в модель, рассчитывается методом цепных подстановок. По данным отчета о финансовых результатах ООО «Зернышко» установлено, что величина прибыли от продаж в 2017 году возросла по сравнению с 2016 г. на 1306 тыс. руб. (1171-(-135)), а в 2018 еще на 1657 тыс. руб. и составила 2828 тыс. руб. В этом проявилось совокупное влияние (как положительное, так и отрицательное) двух факторов, так как коммерческие и управленческие расходы в ООО «Зернышко» отсутствуют. Расчет влияния каждого фактора в отдельности представлен в таблице 12.