Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Экономическое содержание и система управления прибылью).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы формирования и распределения прибыли предприятия
1.1 Экономическое содержание и система управления прибылью
1.2 Теоретические основы анализа финансовых результатов и экономических факторов изменения прибыли
2 Анализ прибыли корпорации и механизма ее распределения в ООО «Зернышко»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка состава и динамики прибыли
2.3 Оценка уровня показателей рентабельности
2.4 Анализ использования прибыли
3 Совершенствование управления прибылью в ООО «Зернышко»
Таблица 6 - Порядок расчета показателей финансовой рентабельности
Коэффициент рентабельности |
Расчет |
Что отражено |
Собственного капитала |
Чистая прибыль/ Средняя балансовая величина собственного капитала |
Величина чистой прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы (чистых активов) |
Заемного капитала |
Прибыль от продаж/ Средняя балансовая величина заемного капитала |
Величина прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы (чистых активов) |
Рентабельность активов отражает величину прибыли, полученную организацией за анализируемый период, приходящейся на каждый рубль
вложений в ее активы.
Таблица 7 - Порядок расчета показателей рентабельности производства и реализации
Коэффициент рентабельности |
Расчет |
Что отражено |
Расходов по обычным видам деятельности |
Прибыль от продаж/ Расходы по обычным видам деятельности |
Величина прибыли от продаж, приходящаяся на каждый рубль общей величины расходов по обычным видам деятельности (себестоимости производства и реализации) |
Совокупных расходов |
Чистая прибыль/ Общая величина расходов |
Величина чистой прибыли, приходящаяся на каждый рубль величины совокупных расходов |
Производств |
Прибыль от продаж/ Себестоимость проданной продукции |
Величина прибыли, приходящаяся на каждый рубль себестоимости проданной продукции (производственных расходов) |
Продаж |
Прибыль от продаж/ Выручка от продаж |
Величина прибыли от продаж, приходящаяся на каждый рубль выручки от продаж (долю прибыли от продаж в выручке) |
Валовой рентабельности |
Прибыль валовая/ Выручка от продаж |
Величина валовой прибыли, приходящаяся на каждый рубль выручки от продаж (долю валовой прибыли в выручке) |
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности.
По данным ООО «Зернышко» проведем расчеты по вышеприведенным формулам.
Рентабельность активов равна:
в 2016 году (-351)/((30346+29058)/2) *100 = -1,18 %;
в 2017 году (-129)/((29058+28899)/2) = -0,45 %;
в 2018 году 36/((28899+22004)/2) = 0,15 %.
Так как за 2016-2017 годы в ООО «Зернышко» преобладал чистый убыток, поэтому рассчитанные показатели рентабельности активов отрицательные. Но все же, в динамике данный показатель увеличился за анализируемый период на 1,33 %, то есть прибыль, приходящаяся на каждый рубль вложений в ее активы незначительно, но увеличилась.
Рентабельность собственного капитала равна соответственно по годам:
(-351)/((22904+20900)/2) *100 = -1,6 %;
(-129)/((20900+20770)/2) = -0,62 %;
36/((20770+21259)/2) = 0,17%.
Данный показатель имеет положительную тенденцию к увеличению за анализируемый период на 1,77 %.
Рентабельность заемного капитала равна:
(-135)/((7442+8158)/2) = -1,73 %;
1171/((8158+8129)/2) = 14,38 %;
2828/((8129+745)/2) = 63,74 %.
За 2016-2018 годы данный показатель значительно увеличился на 65,47 %, то есть прибыль, приходящаяся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы, возросла до 0,64 руб.
Рентабельность расходов по обычным видам деятельности равна:
-135/10015= -0,013;
1171/4967=0,236;
2828/4818=0,587.
То есть прибыль от продаж увеличилась на каждый рубль за анализируемый период на 0,6 руб. Таким образом, собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота, в 2016 году получено не было, и ООО «Зернышко» сработало себе в убыток. В 2017-2018 гг. наблюдается постепенное увеличение прибыли.
Рентабельность совокупных расходов равна:
(-351)/(10015+384) = -0,03;
(-129)/(4967+1506) = -0,02;
36/(4818+2808) = 0,005.
Так как темпы роста расходов опережают темпы роста чистой прибыли, то данный показатель увеличился за анализируемый период незначительно.
Рентабельность производства равна рентабельности расходов по обычным видам деятельности, так как коммерческие и управленческие расходы в ООО «Зернышко» отсутствуют.
Рентабельность продаж составила:
в 2016 году - -135/9880= -0,014;
в 2017 – 1171/6138= 0,191;
а в 2018 году - 2828/7646=0,37.
То есть эффективность производственной и коммерческой деятельности на данном предприятии имеет положительную тенденцию: рост с -0,014 до 0,37. Таким образом, в 2018 году был получен доход в размере 37 коп. с рубля продаж.
Показатель валовой рентабельности равен рентабельности продаж, так как в ООО «Зернышко» из-за отсутствия коммерческих и управленческих расходов валовая прибыль равна прибыли от продаж.
Перенесем полученные показатели в таблицу 8.
Таблица 8 = Показатели рентабельности ООО «Зернышко» в 2016-2018 гг.
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1.Рентабельность активов 2.Рентабельность собственного капитала 3.Рентабельность заемного капитала 4.Рентабельность расходов по обычным видам деятельности 5.Рентабельность совокупных расходов 6.Рентабельность производств 7.Рентабельность продаж 8.Валовая рентабельность |
-0,0118 -0,0116 -0,0173 -0,013 -0,03 -0,013 -0,014 -0,014 |
-0,0045 -0,0062 0,1438 0,236 -0,02 0,236 0,191 0,191 |
0,0015 0,0017 0,6374 0,587 0,005 0,587 0,37 0,37 |
Таким образом, ООО «Зернышко» действительно сработало с прибылью и получило доход лишь в 2018 году, о чем свидетельствует увеличение эффективности как основной деятельности, так и прочих хозяйственных операций в 2016 и 2017 годах.
2.4 Анализ использования прибыли
Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, поступает в его полное распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направление использования остающейся в его распоряжении прибыли, если иное не установлено учредительными документами и принятой учетной политикой.
В ООО «Зернышко» в 2016 и 2017 годах расходы превысили доходы предприятия, поэтому налог на прибыль не уплачивались, а размер непокрытого чистого убытка составил 351 тыс. руб. и 129 тыс. руб. В 2018 году была получена налогооблагаемая прибыль в размере 50 тыс. руб., из которой были уплачен налог на прибыль 14 тыс. руб. В связи с этим ООО «Зернышко» получило чистую прибыль в размере 36 тыс. руб.
Рассмотрим использование чистой прибыли в ООО «Зернышко» за 2018 год. Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет нее осуществляется инвестирование производственного развития, создаются резервные и страховые фонды и т.д. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения:
- необходимого объема инвестиций для производственного развития;
- необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия.
Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние.
Внешние факторы:
- правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);
- система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
- рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения дол и капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обусловливает увеличение доли потребляемой прибыли;
- стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот).
Внутренние факторы:
- уровень рентабельности предприятия, при низком значении которого и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям, на социальные программы и др.;
- наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов;
- необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов;
- уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заемного и собственного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и одним из факторов, определяющих доходность собственного капитала;
- наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов и др.);
- текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли.
Изучается и использование фондов, образованных за счет чистой прибыли. По результатам анализа и с учетом конкретных условий разрабатываются рекомендации по совершенствованию пропорций распределения прибыли и наиболее целесообразному использованию созданных фондов.
В процессе анализа необходимо изучить данные об использовании прибыли ООО «Зернышко» по всем направлениям в динамике, выяснить факторы по каждому направлению использования прибыли (таблица 9).
Дальнейший анализ должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась величина основных направлений использования прибыли.
Основными факторами, определяющими размер капитализированной и потребляемой прибыли, могут быть:
- изменение суммы чистой прибыли;
- изменение доли соответствующего направления использования чистой прибыли.
Таблица 9 - Данные об использовании чистой прибыли ООО «Зернышко» за 2018 год, тыс. руб.
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
1. Чистая прибыль отчетного периода |
36 |
2. Распределение прибыли: 2.1. на материальное поощрение и социальные нужды работников 2.2. увеличение резервного фонда 2.3. на капитальные вложения (нераспределенная прибыль) |
24 - 12 |
3. Доля в распределяемой прибыли: 2.1. средств на материальное поощрение и социальные нужды работников 2.2. прибыли, направленной на увеличение резервного фонда 2.3. капитализированной (нераспределенной) прибыли |
67 - 33 |
Приведенные в таблице 9 данные показывают, что на анализируемом предприятии в 2018 году на материальное поощрение и социальные нужды работников использовано 67 %, на создание резервов – 0 % и на производственное развитие направлено 33 % от суммы чистой прибыли.
Анализ использования прибыли выявляет, насколько эффективно распределялись средства на накопление и потребление.
В ООО «Зернышко» большая часть прибыли была направлена в фонд потребления и использовалась на выплаты социального характера. Однако недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.
Направление средств в фонд накопления увеличит экономический потенциал, повысит платежеспособность предприятия и финансовую независимость, будет способствовать росту объема выполнения работ и реализации без увеличения размера заемных средств
Таким образом, ООО «Зернышко» нужно пересмотреть порядок распределения прибыли, направляя большую часть на формирование фонда накопления.
3 Совершенствование управления прибылью в ООО «Зернышко»
3.1 Использование методов маржинального анализа для определения безубыточного объема продаж и максимизации прибыли
В процессе управления формированием прибыли на основе системы «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», то есть маржинального анализа, определяются:
- порог рентабельности (безубыточный объем продаж) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных расходов;
- влияние факторов на критический безубыточный объем продаж;
- зона финансовой прочности, т. е. объем продаж, превышающий безубыточный объем продаж;
- объем продаж для получения заданной прибыли от продаж.
Маржинальная прибыль - наиболее значимый оценочный показатель, исследуемый в рамках анализа. С одной стороны, она служит промежуточным результатом производственной деятельности, поскольку рассчитывается как разница между суммой выручки от продаж и суммой переменных расходов. С другой стороны, маржинальная прибыль представляет собой источник покрытия постоянных расходов и формирования прибыли. Это доказывает преобразования, исходной предпосылкой которых является предположение о том, что выручка от продажи произведенной продукции должна быть больше, чем понесенные предприятием совокупные затраты (постоянные и переменные), и, следовательно, приносить прибыль: [17]