Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией(Концепция организационного развития и модели жизненного цикла организации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к управлению персоналом и жизненным циклам организации (ЖЦО)
1.1. Концепция организационного развития и модели жизненного цикла организации
1.2. Особенности управления персоналом на различных этапах жизненного цикла организации
2.1. Общеэкономическая и кадровая характеристика ООО «Солнечный круг»
2.2. Определение соответствия этапу развития организации системы управления персоналом
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в теории менеджмента существует и успешно развивается направление, в рамках которого исследователи рассматривают организацию как развивающийся во времени объект, имеющий жизненный цикл. Предполагается, что проектирование, развитие и поведение организаций может быть описано с помощью моделей, которые основываются на одной из процессных теорий - теории жизненных циклов, в рамках которой организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие.
Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических и практических аспектов управления организацией в зависимости от этапа ее жизненного цикла.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- охарактеризовать концепцию организационного развития и модели жизненного цикла организации;
- исследовать особенности управления персоналом на различных этапах жизненного цикла организации;
- представить общеэкономическую и кадровая характеристику ООО «Солнечный круг»;
- определить соответствие этапу развития организации системы управления персоналом;
- разработать предложения по повышению эффективности управления персоналом на выявленном этапе развития организации.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Солнечный круг».
Предметом исследования выступают особенности системы управления персоналом ООО «Солнечный круг» на текущем этапе жизненного цикла организации.
Исследование выполнено на основе работ таких специалистов, как: А.С. Ахматова, А.Н. Цветков, Е.Ю. Плешакова, Р.Р. Нельсон С.Дж. Уинтер, С.В. Насонов, И.В. Чижанькова и др.
Методами исследования стали общетеоретические методы системного и сравнительного анализа, группировок и классификаций.
Достоверность выводов и положений обеспечивается следующими теоретическими методами: от общего к частному, индукции и дедукции, аналогии и обобщения.
При решении обозначенной проблемы использованы и аналитические возможности методологии комплексного анализа: методы детализации, группировки и сопоставления, аналитические методы системного анализа, а так же структурный метод интерпретации результатов исследования.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
1. Теоретические подходы к управлению персоналом и жизненным циклам организации (ЖЦО)
1.1. Концепция организационного развития и модели жизненного цикла организации
Концепция жизненного цикла организации (ЖЦО) активно используется в теории менеджмента уже более 50 лет и на ее становление оказали влияние эволюционные идеи, развиваемые как в рамках экономической теории, так и в организационно-управленческих науках.
Во-первых, на возникновение и становление концепции жизненного цикла организации оказали влияние теоретические представления о циклических колебаниях в экономике, теория роста фирмы, теория трансакционных издержек, новая институциональная теория, исследования на стыке теории фирмы, теории сложных систем и эволюционной теории экономических изменений.
Впервые в экономической теории термин «цикл» употребил К. Жюгляр, изучая динамику колебаний в торговле [35]. В дальнейшем огромное влияние на развитие концепции ЖЦО оказали становление и развитие эволюционной теории экономических изменений и работы Р. Нельсона и С. Уинтера, которые сегодня признаны классиками данного направления [21, с. 121]. Согласно предложенной ими эволюционной экономической теории, механизм изменений в организации связан с изменчивостью, наследованием и отбором. Здесь организация представляется, с одной стороны, как член делового сообщества («популяции»), а с другой – как объект, обладающий собственными традициями в принятии решений и определении направлений деятельности [11, с.12]. При этом процедуры реагирования на изменения внешней и внутренней среды не постоянны, а эволюционируют вместе с организацией.
Таким образом, можно сказать, что эволюционная модель подразумевает, что у фирмы нет единого критерия оптимальности принимаемых решений, для каждой организации он индивидуален и зависит от культуры, опыта деятельности, успехов и неудач.
Большое значение для развития концепции ЖЦО имеют идеи Й. Шумпетера, в основе которых лежат революционные технологические сдвиги и пересмотр значимости цены и ряда других характеристик фирмы с позиции долгосрочного развития [12, с. 14]. Согласно Й. Шумпетеру, последствия революционных инноваций плохо предсказуемы. Иногда фирмы отдельной отрасли могут переживать революционные нововведения и занимать ведущие позиции в преуспевающей отрасли. В другом случае, революционные инновации могут привести к исчезновению всех фирм, конкурирующих в настоящее время [30, с.52].
Таким образом, с точки зрения шумпетерианского понимания развития, жизненный цикл организации представляет собой последовательную серию эволюционных и революционных этапов развития.
Несмотря на серьезную проработанность эволюционных идей в рамках экономической теории, до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о том, что же является источником и причиной перехода организации на следующую стадию развития, или этап жизненного цикла. В рамках эволюционного подхода таким источником предлагается считать влияние внешних сил, в том числе изменения в отрасли, которые вынуждают организации искать новые, более подходящие рутины, что приводит к следующему этапу развития [19, с.151]. Поведенческая экономическая теория постулирует, что организация находится в состоянии расслабленности до тех пор, пока не возникает проблема, которую менеджеры должны решить [23, с. 57].
В теории организации также можно выделить несколько направлений, которые внесли весомый вклад в развитие концепции ЖЦО. В первую очередь, это - экология организационных популяций, которая представляет собой теорию естественного отбора на уровне популяций организаций [28, с.271]. Несмотря на то, что данный подход воспринимается как слишком детерминистский, у него есть свои достоинства, так как он наиболее полно объясняет процессы, связанные с рождением, выживанием, развитием и смертью организаций.
С точки зрения теории ресурсной зависимости жизненный цикл организации может рассматриваться как выстраивание определенных типов взаимоотношений с внешней средой на разных стадиях развития фирмы, что, в свою очередь, может вести к дальнейшему развитию фирмы либо к ее смерти – в случае неудачно выстроенных отношений фирмы и ее внешней среды [9, с. 105].
Использование логики ресурсного подхода для объяснения закономерностей развития организации с точки зрения жизненного цикла будет означать, что компетенции и ресурсы фирмы нуждаются в постоянном обновлении и развитии для формирования и сохранения источников конкурентного преимущества, что приводит к развитию организации и дальнейшему ее движению по стадиям жизненного цикла [16, с. 48].
Вместе с тем движение организации по стадиям ЖЦО также зависит от наличия определенных ресурсов или доступа к этим ресурсам, так как дальнейшее развитие фирмы, как правило, ведет к усложнению организационных форм и бизнес-моделей.
Как видно, основными причинами циклического развития организации следует считать смену ценностных ориентаций и установок в зависимости от изменений внешней и внутренней среды предприятия. Именно изменения условий внешней среды вынуждает организацию, приспосабливаясь к этим изменениям, пересматривать существующие ценности и перестраивать саму организацию, производственный процесс, систему взаимоотношений с персоналом и внешними заинтересованными сторонами и обобщая представленные научные положения можно отметить, что обобщенная модель ЖЦО может содержать пять основных стадий, таких как стадия становления, стадия накопления, стадия зрелости, стадия диверсификации и стадия упадка [4, с.70].
Таким образом, жизненный цикл организации представляет собой последовательность стадий в организационном развитии, каждая из которых характеризуется определенной бизнес-моделью, и может повторяться в течение жизни организации. Данное определение отражает, с одной стороны, эволюционный характер развития организации, а с другой – подчеркивает возможность циклического развития. При этом цикличность не является непременным атрибутом развития организации, так как стадия упадка, или смерти может наступить на любом этапе ЖЦО.
Стадия ЖЦО может быть определена как конфигурация внутренних переменных, которая характеризует конкретное состояние организации в данный момент времени и изменяется при переходе на следующую стадию развития. Количество стадий будет определяться контекстом, в котором развивается изучаемая фирма [10, с.50]. Под контекстом мы понимаем прежде всего внешнюю среду организации – состояние развития институтов, уровень и интенсивность конкуренции, стадию развития отрасли.
Что касается характеристик стадии жизненного цикла организации, то можно выделить следующие: возраст, размер фирмы, тип организационной структуры, уровень формализации, степень централизации управления и количество иерархических уровней [31, с. 64]. Представляется, что именно эти характеристики будут меняться наиболее существенным образом при переходе организации на очередную стадию развития.
Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы:
Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами [26, с.40].
Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными [26, с.41].
Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности [31, с. 64].
Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск своих продуктов и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован [10, с.50].
Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно тех, кто обладает наиболее ценными специальностями. Количество конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки задержать упадок. Механизм выработки и принятия решений централизован [4, с.71].
Графически основные этапы жизненного цикла организации представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Жизненный цикл организации
Обращаясь к данным рисунка 1, видно, что по восходящей линии можно проследить создание, рост и зрелость организации, а также ее упадок, обозначенный ниспадающей кривой.
Поскольку многие из проблем развития являются типичными для всех предприятий, данное обстоятельство побудило разрабатывать модели, определяющие этапы развития предприятия и возникающие на разных этапах проблемы [6]. К наиболее известным из них относятся модели Адизеса [24] и Грейнера [20]. Модель Адизеса родилась на основании уподобления предприятия живому организму. Модель показывает, что до расцвета доживают далеко не все предприятия, за расцветом неизбежно следует бюрократизация бизнеса, а затем смерть.