Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией(Концепция организационного развития и модели жизненного цикла организации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к управлению персоналом и жизненным циклам организации (ЖЦО)
1.1. Концепция организационного развития и модели жизненного цикла организации
1.2. Особенности управления персоналом на различных этапах жизненного цикла организации
2.1. Общеэкономическая и кадровая характеристика ООО «Солнечный круг»
2.2. Определение соответствия этапу развития организации системы управления персоналом
Проведем подробный анализ основных элементов управления персоналом, которые используются предприятием на стадии роста (таблица 10, приложение 6). Следует отметить, что из 10 функций управления персоналом в ООО «Солнечный круг» должным образом выполняется 4, или 40% от вышеприведенных функций, 3 или 30% -не выполняется вообще, 3 или 30% выполняются ограниченно.
Анализ и планирование персонала: к этой подсистеме принадлежат разработка кадровой политики, разработка стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала и рынка труда, кадровое планирование, прогнозирование потребностей в персонале, организация рекламы и установление взаимодействия с внешними организациями, которые обеспечивают предприятие кадрами.
Отбор персонала в ООО «Солнечный круг» предусматривает проведение собеседований, тестов, анкетирования для проявления интеллектуального уровня, профессионализма, коммуникативности и других необходимых качеств.
Оценивание персонала: персональная оценка - уровень знаний, умений, мастерства и личностной ответственности; оценка производимой работы и ее результатов. Оценка персонала в ООО «Солнечный круг» не проводится.
Организация учебы и повышение квалификации персонала: учеба персонала, переподготовка и повышение квалификации, введения в должность, организация кадрового роста, реализация служебно-профессионального продвижения и карьеры сотрудников, робота с кадровым резервом. Данная функция в ООО «Солнечный круг» выполняется ограниченно. Сотрудники направляются на курсы, семинары, тренинги по необходимости, которая возникает при изучении и ознакомлении с новой техникой, технологиями и т.п.
Аттестация и ротация кадров: проведение мероприятий, направленных на проявление соответствия результатов деятельности, качеств и потенциала личности работника требованиям, которые выдвигаются к производимой работе. Аттестация персонала в ООО «Солнечный круг» должным образом ни разу не осуществлялась.
Мотивация персонала: разработка систем мотивации, выработки систем оплаты труда, участия персонала в прибылях и капитале предприятия, разработка форм морального стимулирования персонала. Система мотивация персонала является неизменной (почасово-премиальная форма оплаты труда) в течение всего периода функционирования предприятия.
Учет сотрудников предприятия: учет приема, перемещения, вознаграждений сотрудников и взысканий из них, освобождение персонала, организация эффективного использования персонала, управления занятостью персонала, кадровое делопроизводство. Функция кадрового делопроизводства в ООО «Солнечный круг» выполняется должным образом.
Организация трудовых отношений: оценивание выполнения персоналом своих функциональных обязанностей, формирования у сотрудников чувства ответственности, анализ и регулирование групповых и межличностных отношений, управления производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическая диагностика, установление норм корпоративной культуры, робота с жалобами на трудовые отношения. Функция организации трудовых отношений выполняется опосредствовано.
Имеется в виду, что контроль функциональных обязанностей персонала проводится регулярно, трудовые споры и конфликты на предприятии решаются, однако нормы корпоративной культуры и социально-психологические методы управления в практической деятельности не применяются.
Создание условий труда: создание безопасных условий для труда сотрудников; соблюдение норм психофизиологии труда, эргономики, технической эстетики; кадровая безопасность. Нормы безопасного труда и эстетики рабочих мест в ООО «Солнечный круг» соблюдены. Условия труда являются оптимальными, а интерьер рабочих помещений и мест является привлекательным, удобным и эргономичным.
Социальное развитие и социальное партнерство: организация питания, медицинского и бытового обслуживания, отдыха и культурно-оздоровительных мероприятий, управления конфликтами и стрессами, организация социального страхования. Социально-психологические методы управления и мотивирования в ООО «Солнечный круг» не используются.
Контроль соблюдения трудового законодательства: правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом, решение правовых вопросов трудовых отношений, подготовка нормативных документов, что их регулируют, обеспечение необходимой информацией всех подразделений управления персоналом.
При повременно-премиальной форме оплаты труда работнику за конкретные достижения в работе сверх тарифа (оклада или ставки) выплачивается премия.
По состоянию на 01.01.2020 года доход персонала мы можем представить таким образом:
- заработная плата согласно тарифным окладам – 62,4%;
- доплаты за условия труда: характеристика производственной среды; сменность (режим работы); степень занятости в течение смены – 5,7%;
- надбавки за личный вклад в повышение эффективности и прибыльности; обеспечение высокого качества работ и услуг; выполнение срочных и ответственных заданий – 13,8%;
- премии – 7,9%;
- услуги работникам в виде социальных выплат – 10,2%.
Итак, из структуры доходов персонала видим, что наряду с материальными формами мотивации труда, на предприятии постепенно начинают применятся и нематериальная мотивация.
Составная часть нематериального стимулирования в ООО «Солнечный круг» – это социально-психологические методы мотивации. Некоторые методы мотивации используется на предприятии не в полной мере и некоторые вообще не используются. Методы, которые используются, требуют изменений.
Социально-психологические методы мотивации, которые по нашему мнению, будут наиболее приемлемыми.
Личностное признание сотрудников. Личная похвала сотрудникам и общественное признание. На предприятии данный прием мотивации используется, на наш взгляд не совсем правильно. Похвала на предприятии носит прогнозируемый характер. Похвала и признание заслуг сотрудников совпадает с определенными датами, например, ежегодное отчетное собрание, выход работника на пенсию, юбилеи). По нашему мнению, руководству необходимо изменить подход к данному методу мотивации, общественное признание не должно быть частью торжественных мероприятий предприятия, оно должно быть непрогнозируемым и объективным.
Вручение персоналу подарков за высокие результативность и эффективность работы, а также за творческие достижения в работе.
Такой метод мотивации на анализируемом предприятии не используется. Хотя по нашему мнению, такой метод придал бы рабочим обязанностям персонала некий соревновательный характер между бригадами работников.
Для предприятия этот метод мотивации является малозатратным и достаточно действенный в качестве влияние на повышение эффективности деятельности персонала. По нашему мнению, применение данного метода мотивации является необходимым для предприятия.
Стимулирование деятельности персонала ответственностью. Дополнительные обязанности, целостность и общность персонала и ответственность за результат деятельности всего предприятия, этого не хватает в ООО «Солнечный круг».
Возможность сотрудников прямого обращения у руководству. Приближенность персонала к вышестоящему руководству, дает возможность сотрудникам почувствовать общности организации. Такого ощущения общности и целостности не хватает предприятия, а ведь возможность обращение к руководству является частью демократии, который лишен персонал ООО «Солнечный круг».
Комфортность рабочего места сотрудников.
В данном аспекте, персонал предприятия обеспечен комфортными и безопасными условиями труда. Рабочие места, персонала, занятого в производстве оснащены по последним современным тенденциям, мощная компьютерная техника, удобные кресла, канцелярские товара, поддержка микроклимата в помещениях и т.п. В данном направлении руководством ведется строгий контроль, и изменения в этом направлении имеют плановый и систематических характер.
Условия для отдыха. По нашему мнению целесообразным является введение в штат психолога, а также создание комнаты психологической разгрузки. Такой шаг поможет в стабилизации микроклимата в коллективе предприятия, минимизации и избегание стрессов персонала. Также такое мероприятие позволит улучшить психологическое здоровье сотрудников, которое также важно как и физическое.
Корпоративные мероприятия. В ООО «Солнечный круг» корпоративные мероприятия представлены зимним и летним днем здоровья. По нашему мнению, столь малое количество корпоративных мероприятий является недостаточным для общения персонала в тесной, неформальной обстановке. С помощью корпоративных мероприятий можно также преодолеть барьер между производственным персоналам и руководством, который существует на предприятии.
Таким образом, анализ стратегии управления персоналом на предприятии выявил следующие проблемы:
- нехватка высококвалифицированных специалистов;
- сложность объективной оценки уровня способностей кандидатов;
- вынужденность работать с кандидатами в основном со средними и удовлетворительными способностями, принятых с открытого рынка труда.
- временная и экспертная затратоемкость проводимой на предприятии системы обучения персонала;
- отсутствие материальных стимулов – путевок на санаторно-курортное лечение и др.
2.3. Предложения по повышению эффективности управления персоналом на выявленном этапе развития организации
Согласно представленного в предыдущем разделе исследования, можно отметить, что главными недостатками стратегии управления персоналом на данном этапе развития ООО «Солнечный круг» являются:
- система поиск, отбор и найм персонала;
- совершенствования системы наставничества.
Проанализировав кадровую ситуацию, стратегию управления персоналом ООО «Солнечный круг», можно определить, что наиболее проблемные категории работников, давших наиболее низкие оценки по различным показателям – это администраторы и горничные. Как показал анализ кадровой ситуации, эти категории работников так же более всех остальных подвержены текучести кадров.
Можно выделить следующие проблемы системы образования на исследуемом предприятии:
- содержание обучения данной категории работников однообразное и включает по преимуществу обучение по охране труда и безопасным методам работы. При этом сами работники негативно оценивают содержание обучения и полезность обучения для работы;
- администраторы считают, что обучение способствует закреплению у них профессионально значимых знаний, умений и навыков, но так же считают, что не смогли применить полученные знания в своей трудовой деятельности, обучение никак не отразилось на эффективности работы. Это может говорить о том, что содержание обучения, хотя и рассматривает важные аспекты работы, но не удовлетворяет в полной мере потребности в обучении, не полностью раскрывает интересующие работников вопросы;
- горничные считают, что нуждаются в систематическом повышении квалификации, это отмечали и администраторы, стаж работы которых не более 3 лет, то есть такие, которые не до конца прошли процесс адаптации;
- данная категория работников отметила, что нет устойчивой, систематически организованной системы передачи знаний от одного поколения работников другому, то есть институт наставничества в организации не развит, при этом, рабочие выразили предпочтение в получении знаний в форме краткосрочных курсов без отрыва от производства.
Для оценки экономической эффективности разработанной системы подбора персонала необходимо сравнить ее с затратами на поиск, отбор и найм в настоящее время.
В настоящее время отбор персонала в ООО «Солнечный круг» состоит как минимум из трех этапов собеседований: менеджер по персоналу, руководитель отдела. При приеме руководителя подразделения обязательное собеседование с директором организации. Введение тестовой системы отбора укорачивает цепь отбора, и она становится равна 2 звеньям, выше рассмотренной цепи, что ведет к сокращениям потерь во времени в два раза.
В работе применен метод, основанный на оценке затрат на приобретение персонала и его замену. Условный пример расчета таких затрат приведен в таблице 11 приложения 7. Для расчета применяются следующие данные: оплата за одно объявление в газете, оплата услуг Интернет, средняя ставка специалиста по кадрам 15 333 руб./мес.; средняя ставка руководителя подразделения 22 000 руб./мес.; средняя ставка заместителя директора по направлению 45 000 руб./мес.
При определенной условности приведенных расчетов, полученные данные указывают на необходимость совершенствования системы подбора персонала. После внедрения проекта совершенствования системы подбора персонала помогут быть получены результаты представленные в таблице 12 приложения 7.