Файл: Технология обслуживания клиентов в гостинице на примере отеля «Московская горка», г. Екатеринбург.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 70359
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Гостиничное предприятие: понятие и классификация
1.2. Теоретические основы управления процессами обслуживания в гостинице
1.2.1. Технология приема и размещения клиентов
1.2.2. Технология процесса предоставления услуг питания
2. Анализ размещения туристов в гостиничном предприятии на примере отеля «Московская горка»
2.1 Организационная характеристика отеля «Московская горка»
2.2. Анализ технологии обслуживания гостей в отеле «Московская горка»
2.3. Анализ организации обслуживания гостей в кафе отеля «Московская горка»
медленная регистрация гостей при заселении;
некоторая некомпетентность сотрудников отеля.
медленная регистрация гостей при заселении;
некоторая некомпетентность сотрудников отеля.
3. Разработка мероприятий по повышению качества обслуживание гостей в отеле «Московская горка»
медленная регистрация гостей при заселении;
некоторая некомпетентность сотрудников отеля.
Введение
Актуальность темы исследования. Индустрия туризма выступает межотраслевым хозяйственным комплексом, специализирующимся на создании турпродукта, способного удовлетворить потребности населения в проведении досуга, путешествий, отдыхе и оздоровлении путем производства и реализации товаров и услуг туристического назначения.
В настоящее время, российская экономика переживает сложный период с международными санкциями, напряженной геополитической ситуацией, пандемией и другими ограничениями, что способствует формированию многочисленных изменений в разных сферах коммерческой деятельности, в том числе и сфере гостиничного бизнеса[1].
Динамичное развитие индустрии туризма предполагает не только увеличение числа современных туристских комплексов, гостиниц и иных средств размещения, но и совершенствование их деятельности, осуществляющейся в условиях жесткой конкуренции туристского рынка, что требует систематического повышения качества обслуживания гостей, разработки новых организационно-экономических подходов и инновационных решений[2].
Таким образом, выбранная тема курсовой работы является актуальной, так как залогом достижения поставленных целей и задач гостиничного предприятия выступает предоставление качественного обслуживания клиентов и его постоянное повышение, что будет способствовать росту спроса на услуги гостиничного предприятия.
Целью написания данной курсовой работы выступает изучение и совершенствование технологии обслуживания клиентов гостиничного предприятия на примере отеля «Московская горка».
Цель исследования предопределила постановку следующих задач:
- изучить понятие и классификацию гостиничных предприятий;
- раскрыть теоретические основы технологических процессов обслуживания туристов в гостинице;
- дать краткую характеристику отеля «Московская горка»;
- проанализировать технологические процессы обслуживания туристов в отеле «Московская горка»;
- разработать мероприятия по совершенствованию организации и технологии обслуживания туристов в отеле «Московская горка».
Объектом исследования является отель «Московская горка», а предметом – организация и технологии обслуживания туристов.
Информационной базой исследования послужили учебники и публикации в периодической печати по вопросам обслуживания на гостиничных предприятиях, в частности таких авторов, как Д.Г. Брашнов[3], Т.А. Джум[4], В.С. Варивода, Ю.М. Елфимова, К.Ю. Михайлова, Я.А. Карнаухова[5] и др.; документация и должностными инструкциями исследуемого отеля.
В процессе исследования использовались методы анализа и синтеза, обобщения и моделирования и др.
Структурно, курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Теоретические основы управления процессами организации и технологии обслуживания в гостиничной индустрии
1.1. Гостиничное предприятие: понятие и классификация
Гостиничная сфера - это основная составляющая туристической индустрии по объему материальных и финансовых ресурсов, количеству занятого персонала, объему доходов в туризме[6].
Гостиничный сервис содержит целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туризма[7].
В соответствии с ФЗ от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц[8].
Гостиница - это предприятие, предоставляющая клиентам комплекс услуг, важнейшими среди которых, в равной степени, являются услуги размещения и питания[9].
Средства размещения туристов - объекты, предоставляющие туристам эпизодические места для ночлега (могут быть коллективными или индивидуальными)[10].
В настоящее время, экономистами все гостиничные предприятия сгруппированы в классы и категории в зависимости от конкретного оборудования и особенностей предоставленных услуг (рис. 1, приложение 1)[11].
Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.10.2015 №1085 (ред. от 30.11.2018) «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»: «гостиничный услуг» – это комплекс услуг по обеспечению временного пребывания гостя и сопутствующие услуги[12].
Содержание услуги размещения заключается в том, что, во-первых, в пользование предоставляются специальные помещения (гостиничные номера), во-вторых, предоставляются услуги, выполняемые непосредственно персоналом гостиницы: портье по приему и оформлению гостей, горничными по подготовке гостиничных номеров и т.д.[13]
Классификацию служб гостиничного предприятия можно представить следующим образом[14]:
- службы, приносящие прямые или косвенные доходы;
- подразделения, ориентированные на: производство продукции, оказание услуг, информационное обслуживание;
- службы первого уровня (непосредственно контактируют с гостем) и второго уровня (практически не контактируют с гостем).
Службы, непосредственно контактирующие с гостем и их функции представлены в таблице 1.
Гостиничные номера - это основной элемент услуги размещения, который включает в себя многофункциональные помещения, предназначенные для отдыха, сна, работы проживающих[15].
Услуги по предоставлению питания состоят из комбинации различных процессов: производственного (приготовление блюд на кухне), торгового (продажа блюд, напитков), сервисного (обслуживание гостей официантами в ресторане, номерах)[16].
Таблица 1
Функции служб гостиниц, непосредственно контактирующих с гостем[17]
Наименование службы |
Функции |
Служа управления номерным фондом (room division) |
|
Служба бронирования (reservation department) |
|
Служба организации питания |
Сотрудники службы: менеджер ресторана, администратор зала, метрдотель, официанты, бармены, сомелье, сотрудники Room-service, кассиры в ресторанах и кафе, персонал службы стюардинга. Сотрудники кухни: шеф-повар, су-шеф, повара горячего и холодного цехов, повар-универсал, повар мясного цеха, кондитеры, рабочий овощного цеха, мойщики посуды, уборщики и др. |
Служба приема и размещения (служба портье, reception и front office) |
Службу возглавляет руководитель, в подчинении которого находятся: старший администратор, администратор-кассир, ночной аудитор, персонал стойки приема и размещения (reception, front desk). |
Хозяйственная служба (служба эксплуатации номерного фонда, хозяйственный отдел, housekeeping) |
В структуру данной службы могут входить прачечная, химчистка т.п. |
К дополнительным или другим услугам относятся предложение бассейна, спортивного, конференц-залов, залов для переговоров, прокат автомобилей, услуги химчистки, прачечной, парикмахерской, массажного кабинета и ряд других.
Таким образом, гостиничная деятельность представляет собой деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладающих имущественными правами на определенное коллективное средство размещения, в рамках непосредственного распоряжения и управления им с целью предоставления услуг по временному размещению (проживанию) и обслуживанию граждан.
1.2. Теоретические основы управления процессами обслуживания в гостинице
1.2.1. Технология приема и размещения клиентов
Сервисное обслуживание, по мнению М.А. Ёхиной, представляет собой совокупность услуг, соответствующих нынешним условиям, требованиям и выполненными квалифицированными, профессиональными работниками[18].
Организация технологического процесса сервисного обслуживания в гостиницах является стандартной, при этом в каждом предприятии согласно структуры организации, типа (ориентации на рыночный сегмент), её категории и размера гостиницы технологический процесс определяется характерной уникальностью[19].
Технология обслуживания в средствах размещения характеризуется цикличностью – последовательным повторением процесса обслуживания посетителя от времени его прибытия в гостиницу, либо оставленной заявки на бронь, до конечного отъезда из отеля[20].
Процесс производства и организации предоставления гостиничных услуг определяется традиционным гостевым циклом: прибытие - проживание - выезд[21].
Технологический цикл производства гостиничных услуг включает основные, обслуживающие и вспомогательные технологические циклы.
Основной технологический цикл определяется циклом приема и размещения, состоящего из циклов: бронирование услуги, приема потребителя, регистрации документов, предварительной оплаты, предоставление основных и дополнительных услуг, организации выезда и расчета после выезда[22].
Для осуществления технологического цикла обслуживания туристов, в гостиничном предприятии предусмотрены соответствующие функциональные службы[23]: служба бронирования; служба обслуживания; служба приема и размещения; служба эксплуатации номерного фонда. Функции данных служб направлены на обеспечение качественных гостиничных услуг.
Гостиничные предприятия основное внимание уделяют организации процесса приема и размещения туриста, т.е., непосредственно на данном этапе у клиента складывается впечатление о средстве размещения.
Служба приема и размещения – одна из главных подразделений гостиничного предприятия, состоящее из двух функциональных частей: «Front offіce» и «Back offіce».
«Front offіce» - это зона, где происходит общение потребителей с сотрудниками гостиницы; «Back offіce» - зона, где размещены рабочие места персонала службы бронирования[24].
Процесс приема и размещения туристов в гостинице, представлен на рис. 2.
Прибытие туриста
прием, организация оплаты, выбор номера, регистрация
Встреча портье
Служба безопасности
Услуги в номерах
Рис. 2. Ориентировочная процедура приема и размещения туриста в гостинце[25]
Основными функциями службы приема и размещения являются[26]:
- регистрация потребителей гостиничных услуг;
- распределение номерного фонда;
- выписка и расчеты с клиентами;
- передача разнообразной информации и т.п.
Данная служба осуществляет контроль за предоставленными услугами и решением технических и организационных вопросов. В случае возникновения критических ситуаций (пожар, необходимость медпомощи и т.п.) стойка администратора выступает местом организации оперативных действий.
Выделяют два принципа работы службы приема и размещения[27]:
- американский принцип характерный для отелей категорий ***, **** и состоит во взаимозаменяемости во время выполнения функциональных обязанностей;
- европейский принцип - это четкое деление функциональных обязанностей между всеми сотрудниками.
В зависимости от наличия свободных мест гостиничное предприятие осуществляет бронирование и отправляет подтверждение, содержащие следующую информацию: потребителя гостиничных услуг; срок проживания; тип номера; цены; услуги, включенные в стоимость номера; дополнительные услуги, которые могут быть заказаны заранее; номер подтверждения.