Файл: Процесс построения модели управленческого решения ( Разработка показателей оценки управленческих решений ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Процесс построения модели управленческих решений не является самоцелью при принятии управленческих решений, а выступает в качестве рычага для использования резервов повышения эффективности общественного производства. Построение модели управленческого решения выступает мерой целесообразности изменений в системе управления предприятием, фирмой и, в конечном счете, должны определять характер и содержание конкретных изменений в деятельности предприятия, организации. 

Все вышесказанное обуславливает актуальность темы курсовой работы: «Процесс построения модели управленческих решений (на примере Управляющей компании г. Калининграда ООО УК «Мастер»).

Целью выполнения курсовой работы является построение модели управленческих решений разработка рекомендаций по совершенствованию процесса принятия управленческих решений для управляющей компании ООО «УК «Мастер» и оценка его эффективности.

Для выполнения цели ставятся следующие задачи:

  • изучить теоретические аспектыуправленческого решения;
  • провести анализ существующей модели принятия управленческих решений управляющей компании ООО «УК «Мастер»;
  • разработать рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений и оценить эффективность предложенных рекомендаций.

Предмет курсовой работы – процесс построения модели управленческих решений.

Объект курсовой работы – управленческие решения управляющей компании ООО «УК «Мастер».

База исследования – управляющая компания ООО «УК «Мастер».

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

При выполнении курсовой работы использовались нормативно-правовые акты, учебные, методическая и учебная литература, материалы периодических изданий по указанной тематике.

Научной новизной курсовой работы является то, что в исследовании анализируются особенности предлагаются рекомендации по управленческим решениях в компании малого бизнеса и определенной сферы деятельности – деятельности управляющих компаний.

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что предложения и рекомендации, сформулированные и рассмотренные в ней, могут быть использованы с целью повышения эффективности предприятий, реализующих услуги обслуживания жилого фонда.


Глава 1 Теоретические основы эффективности управленческих решений

1.1 Технология разработки управленческого решения

Вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы, включает:

Качество управленческого решения – совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. [1]

Например, своевременность, адресность, конкретность.

Объект принятия управленческого решения – многогранная деятельность организации независимо от ее формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:

- техническое развитие:

- организация основного и вспомогательного производства;

- маркетинговая деятельность;

- экономическое и финансовое развитие;

- организация заработной платы и премирования;

- социальное развитие:

- управление;

- бухгалтерская деятельность;

- кадровое обеспечение;

- прочие виды деятельности[2]

Решение - это результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.

Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего трудового коллектива организации.

С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

Все принимаемые в любой сфере деятельности решения можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии развития предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли. [3]

Организационные решения принимаются на всех уровнях управления и являются одной из функций работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. [4]


Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными.

Запрограммированное решение – это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив.

Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи. М. Мескон и другие предложили матрицу решений, типичных для функций управления.[5]

1.2 Разработка показателей оценки управленческих решений

Рассматривая процесс принятия управленческих решений как последовательность двух взаимосвязанных стадий – разработки решения и его реализации – необходимо отметить в соответствии с этим и две модификации решения:

  • теоретически найденного (обоснованного);
  • практически реализованного.

С методической точки зрения важно подчеркнуть, что по отношению к первому следует применять понятие «качество», а ко второму – «эффективность». [6]

В качестве исходного принципа отстаивается положение о том, что качество управленческого решения возможно и необходимо оценивать еще на стадии принятия, не ожидая получения конечного результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению. Таким образом, качество управленческого решения – это степень соответствия параметров выбранной альтернативы определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей, и обеспечивающая возможность эффективной реализации. Среди таких характеристик выделяют:

  • научную обоснованность;
  • своевременность;
  • непротиворечивость;
  • адаптивность;
  • реальность.

Управленческое решение может считаться качественным, если оно отвечает всем перечисленным выше требованиям. Причем, речь идет именно о системе условий, поскольку несоблюдение хотя бы одного из них приводит к дефектам качества решения и, следовательно, к потере эффективности, трудностям или даже невозможности его реализации.

Целесообразно рассматривать эффективность как результативность функционирования системы и процесса управления, как результат взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат компонентов управления.


Оценить эффективность управленческого решения, на первый взгляд, можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такой подход является упрощенным и не дает точных результатов, так как целью управляющего воздействия не всегда является прибыль. Кроме того, оценка эффективности по полученной прибыли скрывает роль менеджмента в достижении конечного результата. Сложность возникает и в том, что затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.

Понятие «эффективность решений» следует определить как эффективность разработки решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям процесса принятия управленческих решений. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке и показатели эффективности.[7]

В этих условиях повышение эффективности управления практически тождественно росту эффективности управленческих решений на всех уровнях иерархии, так как принятие решений представляет собой основной инструмент управляющего воздействия. Именно в разработке, организации и контроле выполнения решений заключается деятельность как отдельных руководителей, так и менеджмента в целом. Вместе с тем, задача оценки эффективности управленческих решений относится к числу наиболее сложных и спорных проблем управления и потому окончательно не решена.

Как правило, эффективность администрирования определяется через результаты функционирования управляемого объекта, а они, в свою очередь,– по степени достижения поставленной цели.

В этих условиях развивается положение о том, что при оценке непосредственных результатов деятельности управляющей системы необходимо исходить из того, что менеджмент может рассматриваться как своеобразное производство, продуктом труда в котором является управленческое решение.

Эффективность управленческих решений определяется действием множества факторов технического, организационного, экономического и социально-психологического характера, влияние которых неоднозначно и проявляется на разных стадиях. Следовательно, при построении модели оптимизации принятия управленческих решений следует учитывать факторы, влияющие на его эффективность:

  • компетентность и опыт работы лица, принимающего решения;
  • степень информированности лица, принимающего решения;
  • уровень коллегиальности в процессе разработки решения;
  • удельный вес контролируемых решений;
  • степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывавших и реализующих решение;
  • мотивация исполнителей;
  • характер и степень ответственности руководителей за результаты решения.

Анализ представленных факторов позволяет сделать вывод о том, что поскольку одни и те же цели могут быть достигнуты при разной величине затрат, то основным критерием эффективности решения может служить отношение полученного в результате его реализации эффекта, выраженного показателем степени достижения цели, к величине затрат на разработку решения и его реализацию. При этом важно помнить, что принятие многих важных решений (например, выбор наиболее перспективных инновационных проектов, объекта инвестирования или основных направлений НИОКР) требует не одно-, а многокритериальной оценки. Это связано с тем, что в большинстве случаев эффект управленческого решения не может быть выражен единственным показателем.

В целях определения ключевых направлений оптимизации принятия управленческих решений следует выделить следующую систему показателей их эффективности:[8]

  • показатели эффективности управленческого труда;
  • показатели, характеризующие производственные возможности предприятия;
  • показатели экологической безопасности производства;
  • показатели, характеризующие степень риска при реализации проекта.

В конечном итоге, почти все они приводят к увеличению прибыли предприятия. Количественные изменения, полученные в результате реализации управленческого решения, следует называть их эффективностью. В этом случае в качестве базы принимаются запланированные значения показателей финансово-хозяйственной деятельности на действующем предприятии или аналогичных предприятий для вновь создаваемых фирм.

Экономическая оценка эффективности управленческого решения не может рассматриваться в отрыве от оценки эффективности производства. Но его прямое использование может оказаться нечувствительным к изменениям в менеджменте, поэтому необходимо искать более конкретные, узкие показатели эффективности самого управления, среди которых следует рассматривать стоимость предприятия.

Следует сделать вывод, что оценку эффективности принятия управленческих решений, с учетом изложенного, в целом, можно рассматривать с позиций управления стоимостью компании, что объясняется:

  • во-первых, тем, что в современной экономике управление стоимостью компании представляет собой метод, внедрение которого позволяет высшему руководству предприятия принимать только те решения, которые укрепляют позиции предприятия на рынке. При этом экономится время высших руководителей за счет того, что они концентрируются на решении исключительно стратегических проблем, определяющих устойчивое развитие предприятия;
  • во-вторых, тем, что все остальные оперативные вопросы делегируются линейному уровню менеджмента, от которого непосредственно зависит их решение. Причем, высшее руководство легко контролирует результаты работы нижестоящего уровня по минимальному набору показателей. [9]