Файл: Эффективность формирования представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 954

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

1.1.Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России

1.2.Характеристика изобразительной деятельности элементов росписи в народных промыслах России у детей 5-6 лет

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

2.1 Изучение уровня сформированности представлений у детей 5-6 лет о народных промыслах России

2.2. Содержание методики формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

2.3. Диагностика сформированности представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности

Заключение

Список используемой литературы:

закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком». До 25 мин.

9 Лепка: Гжельская фигурка. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный, используя мотивы Гжели. До 25 мин.

10.Декоративное рисование «Синяя сказка». До 25 мин.

11-12 Декоративное рисование «Городецкие узоры. До 25 мин.

13-14 Декоративное рисование «Жостовские цветы». До 25 мин.

  1. Аппликация: «Новогодние игрушки-шары» Познакомить детей с правилами простых композиций. Показать и освоить навыки работы с клеем и тканью. До 25 мин.
  2. Лепка из солёного теста: «Здравствуй, филимоновская свистулька!» Познакомить детей с филимоновской игрушкой. Продолжать учить лепить из целого куска соленого теста способом «вытягивания». Развивать умение самостоятельно выбирать тему своей работы. До 25 мин.
  3. Декоративное рисование: «Роспись филимоновской игрушки» Познакомить детей с элементами филимоновской росписи. Продолжать учить расписывать объёмные фигурки. Развивать чувство ритма и цвета. До 25 мин.

18-19 Аппликация: «Декорирование бутылочек» Познакомить и освоить с детьми создание простых композиций. Развивать проектное мышление, воображение, умение работать в коллективе. До 25 мин.

20-21 Аппликация: «Декоративные подвески» Познакомить детей с некоторыми простыми формами подвесок и вариантами их декоративного оформления. Вызвать радостное настроение. До 25 мин.

22-23 Декоративное рисование «Шаль для красавицы Весны» (коллективная работа, «холодный» батик). Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. До 25 мин

24-26 Рисование по замыслу. Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте. Развивать творческие способности детей. До 25 мин

Примеры отдельных занятий:

  1. занятие:

Цель: Обеспечение условий для успешной реализации проекта.

Задачи:

  • Обозначение проблемы, постановка цели проекта, определение задач, ожидаемых результатов;
  • Формулировка проблемы, вопрос к детям: «А вы знаете, что народные художественные промыслы являются не просто искусством - это еще и целая отрасль промышленности по всей России, каждого города?»

Деятельность на данном занятии:

  • Принятие участия в информационной беседе.
  • Принятие проблемы, включение в игровую ситуацию.
  • Принятие задач и продуктов проекта - создание мини-музея «Народные промыслы России», проведение развлечения «Весёлая ярмарка». 1 день

  1. занятие:

Цель: Выполнение задач проекта

Задачи:

  • Планирование деятельности всех участников образовательных отношений;
  • Решение задач через организацию разнообразных видов детской деятельности.

Деятельность на данном занятии:

• Составление плана деятельности по изучению народных промыслов и традиций страны.

• Распределение детей по творческим подгруппам, помощь при

распределении зон ответственности при организации деятельности.

  • Проведение круглого стола для родителей с обсуждением вопроса «Как познакомить ребенка с традициями, промыслами страны».
  • Составление плана взаимодействия со специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) Участие в составлении плана по изучению народных промыслов и традиций родной страны.
  • Объединение по творческим подгруппам, выбор капитанов групп, распределение обязанностей при подготовке продуктов детской деятельности, иных мероприятий (видов детской деятельности).
  • Привлечение семьи к реализации проекта.
  • Привлечение семьи к взаимодействию с социальным окружением.

Привлечение специалистов к реализации проекта.

  1. занятие

Цель: Организация проектной деятельности в соответствии с

поставленными задачами;

Задачи:

  • Развитие представлений детей о народных промыслах России, исторической родиной которых является Россия;
  • Формирование навыков находить информацию из разных источников;
  • Знакомство с произведениями художественной литературы и музыки, посвященными родной стране;
  • Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков через социальное взаимодействие на занятиях, во время совместной деятельности;
  • Воспитание положительной эмоциональной отзывчивости на художественные и музыкальные произведения, картины, рисунки, памятные места.

Деятельность на данном занятии: организация образовательной

деятельности, помощь, направление деятельности, в изготовлении продуктов деятельности: организация экскурсии (с помощью семьи) в выставочный зал, музей.

Направления:

  1. Художественная роспись в России: «Семеновская роспись» «Жостовская роспись», «Городецкая роспись», «Полоховско-Майданская роспись», «Палехская роспись», «Гжель», «Хохлома».
  2. Русские ремесла, ставшие промыслами:
  3. «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Богородская игрушка» Абрамцево-Кудринская резьба, «Вологодские Мценские, Елецкие) кружева», «Художественная обработка металла».
  4. «Художественная резьба по камню».
  5. «Городецкая золотая вышивка» «Нижегородский гипюр», «Филигрань», «Гусевской хрусталь», «Финифть», «Тульский самовар», «Шелогодская резная береста», «Тульский пряник».
  6. «Художественная обработка кожи».
  7. «Гончарное искусство и керамика».
  8. «Ручное узорное ткачество».
  9. «Художественная резьба по кости», «Оренбургский пуховый платок», «Ювелирная техника-скань», «Каслинское литье».
  10. Новые народные промыслы.

Утренние беседы:

  • «Устройство и украшение жилища» (откуда появились росписи, вышивка, «Таланты страны», «Русские народные промыслы», «Преемственность поколений», «Труд и ремесла на Руси», «Откуда появилась резьба по камню, коже», «Кто заложил начало художественной росписи металла», «Платки и гипюр», встречи с интересными людьми-умельцами;
  • Составление индивидуальных рассказов из опыта (о промыслах и традициях семьи, знакомых, поездках по центрам промыслов России);
  • Экскурсии в выставочный зал, музей.
  • Пальчиковые игры.
  • «Мы плели-плели», «Цветок»;
  • Труд: поручения, дежурства, труд совместный, художественный-вышивание салфеток.

Другие формы:

  1. Сюжетные игры: «Путешественники»;
  2. Дидактические игры: «Художественные промыслы», «Найди отличия», «Кому что нужно», «Чудо узоры», «Собери узор»;
  3. Интерактивные игры: «Что где производится» (выбрать лишнее», «Какие предметы подходят для работы»;
  4. Решение проблемных ситуаций «Кто может научить азам какого-либо промысла?»;
  5. Составление картографа «Чем славится родная страна» с отметками на карте центров промышленных и художественных промыслов;
  6. Экспериментирование: с материалами: «В поисках глины», «Свойства глины»; «Дерево и его свойства»; «Выбери ткань»;
  7. Коллекционирование: изделия народного творчества страны, фотографии, иллюстрации, книги, журналы, открытки для организации мини-музея.
  8. Моделирование: народные промыслы будущего;
  9. Просмотр видеодиска «Чем славен город», «Кружева»; «Кузнецы», «Краски», «Сундучок», «Я-веселая ткачиха»; «Секрет Матрешки», «Городецкая роспись», «Народные промыслы и традиции России», «Народная вышивка».

Чтение:

  • Е. А. Никонова «Семёновские матрёшки», «Подарок из Жостова», «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», «Золотая Хохлома», «Городецкая роспись» Л. Куликова, «Аленький цветочек» С. Аксаков, сказка «Цветок Огонёк и цветок Снежинка», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». «Я и мы» Орлов;
  • П. Воронько «Лучше нет родного края»;
  • И. Трубин «Хрустальные звоны» А. Власов, М. Горький;
  • К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок);
  • З. Александрова: «Родина».

Слушание: «Камаринская», муз. рус. нар., «Палех», «Наша хохлома» сб. «Ромашковая Русь» муз. Ю. Чичкова, Ансамбль ложкарей «Барыня», «Яблочко» муз. рус. нар., «Хохлома» муз. М. Пахоменко.

Пение: «Русские ложки» муз. и сл. Г. Рузанова, Частушки о хохломе, ярмарке; «Ой, полным полна коробушка...», муз. и сл. рус. нар.


Танцевальная деятельность: «Коробейники», муз. рус. нар.; «Русская пляска с ложками».

Продуктивная деятельность:

  • Расписывание ложек под хохлому, «Матрешкин хоровод» (все виды росписи, лепка и роспись игрушек из глины: «Веселая матрешка», «Барыня», «Смешная корова», «Свистулька» и др.; с использованием нетрадиционных техник рисования «Художественные металлоизделия», «Изделия с росписью на кости, коже», «Павлово-Посадские платки», «Изделия из льна, гипюра» и др.
  • Совместные действия по изготовлению атрибутов к сюжетным играм, пополнение альбома «Промыслы и традиции родной страны», изготовление карты страны с отметкой центров народных промыслов и традиций;
  • Организация работы с семьей по формированию теоретических знаний и

практического опыта по тематике (беседы, консультации о промыслах страны; совместное изготовление атрибутов, игр, подбор иллюстративного материала и др.);

  • Организация работы по взаимодействию с социумом (музей, библиотека);
  • Формирование специфических знаний и навыков в процессе проектной деятельности;
  • Совместные действия специалистов (музыкальный руководитель) в

реализации проекта.

  1. занятие

Цель: Презентация итогового продукта;

Задачи:

  • формирование навыков построения устных сообщений о проделанной работе;
  • развитие интонационной выразительности речи, эмоциональной сферы ребенка;
  • закрепление умений согласовывать свои действия с действиями партнеров; подготовка к презентации итоговых продуктов.

Организация презентации итоговых продуктов проекта.

  • Подготовка к презентации итоговых продуктов;
  • Представление продуктов деятельности: рассказ о родной стране по материалам: мини-музей «Народные промыслы страны». Проведение развлечения «Весёлая ярмарка».

По итогам мероприятий проводится оценка индивидуального развития воспитанников по подразделу программы развития «Народные промыслы и традиции родной страны».

2.3. Диагностика сформированности представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности


Цель контрольного этапа эксперимента - выявить динамику сформированности представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Диагностические задания, критерии, показатели и оценочная система остались такими же, как и на констатирующем этапе.

С целью выявления представлений детей о стилистических особенностях глиняных игрушек, предложили детям диагностическое задание, сущность которого заключалась в следующем: мы подобрали совокупность народных игрушек (по две): дымковские, филимоновские, каргопольские, скопинские, романовские (романушку и свистульку) в качестве стимульного материала, при этом важно было подобрать одни и те же образы: изображение барыни и свистульки в виде стилизованных птиц (они есть во всех народных промыслах). В качестве эталонного материала сделали подборку игрушек по одной из каждого промысла (петух). Поочередно каждому ребенку предложили выполнить задание, сообщив следующее условие: «Здесь игрушки, выполненные разными мастерами из разных мест. Я тебе покажу по одной игрушке петушков разных мастеров. Посмотри на них внимательно, и ты увидишь, что они выполнены по- разному, хотя изображают одно и то же. Эти игрушки мы оставим в качестве примеров. А ты, глядя на эти примеры, попытайся определить, какие из игрушек выполнены одним мастером, а какие - другим, и положи их к соответствующим образцам».

После выполнения задания мы спрашивали детей, как называются игрушки? Все дети безошибочно определили только дымковскую игрушку (100%), 16,6% (4 ребенка) выделили каргопольскую, 50% узнали филимоновскую, 33,3% (8 детей) назвали романовскую и из них 8,3% (2 ребенка) правильно соотнесли с оригиналом. Скопинская игрушка детям из этой группы неизвестна. Тем не менее, те дети, которые называли романовскую игрушку, не всегда правильно соотносили ее с оригиналом, при этом указывали на скопинскую и даже на каргопольскую. На вопрос: «Какие цвета используют мастера при росписи игрушек?», дети ответили, ориентируясь только на представленные им образцы. На вопрос, чем эти игрушки нравятся, дети подчеркивали практический характер: «Можно поиграть как в кукольном театре», «Можно посвистеть». В ходе индивидуальной беседы было выявлено, что все дети знали, как назывались эти игрушки (барыня, петух, козлик и т.д.) и из какого материала были сделаны; место изготовления игрушек дети затруднялись назвать.

Полученные в ходе контрольного этапа эксперимента данные мы обработали, опираясь на следующие показатели, характеризующие, с одной стороны, знания детей о народной глиняной игрушке, о промысле, с другой, умения и навыки в области декоративной лепки и росписи по мотивам народной игрушки, а также сформированность личностных качеств детей, отражающих отношение к народной глиняной игрушке: