Файл: Эффективность формирования представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 952

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

1.1.Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России

1.2.Характеристика изобразительной деятельности элементов росписи в народных промыслах России у детей 5-6 лет

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

2.1 Изучение уровня сформированности представлений у детей 5-6 лет о народных промыслах России

2.2. Содержание методики формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

2.3. Диагностика сформированности представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности

Заключение

Список используемой литературы:

Встреча с тем или иным музеем — это знакомство с определенным пластом культуры, что само по себе очень важно и ценно. Характер общения ребенка с музеем во многом зависит от степени развития его восприятия, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире.

Музейная педагогика научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии. Предмет изучения музейной педагогики культурно-образовательный аспект. Непосредственное знакомство с коллекциями, интерьером залов музея оказывает сильное эмоциональное воздействие на дошкольников, что способствует формированию эстетических чувств. В зрительном контакте ребенка с подлинными произведениями искусства качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик образовательных центров.

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

2.1 Изучение уровня сформированности представлений у детей 5-6 лет о народных промыслах России

Для своевременного учёта того, что достигли дети дошкольного возраста на предшествующих этапах обучения декоративному рисованию, для определения их возможностей в изобразительной деятельности специалистам очень важно знать уровень сформированности их знаний и умений в этой области. Изучение состояния декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста с в тот или иной возрастной период позволяет определить уровень его освоения, выявить качество усвоения программного материала, конкретизировать характер возникающих у детей затруднений при выполнении заданий и пути их устранения.


Изучение состояния декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста было осуществлено в ходе экспериментального исследования,

В исследовании приняли участие 29 детей старшего дошкольного возраста - 5-6 лет. Экспериментальная работа проводилась в ДОУ № 80 «Песенка» г.о. Тольятти.

Целью исследования было определение уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста декоративного рисования. Для реализации поставленной цели были определены задачи:

  • выявление знаний о декоративно-прикладном искусстве, умений декоративного рисования;
  • определение уровня освоения детьми декоративного рисования;
  • установление динамики освоения детьми декоративного рисования.

Для констатирующего этапа были определены критерии, на основании

которых производилась оценка уровня освоения декоративного рисования:

  • характер эмоционально-эстетического отношения к предметам народного декоративно-прикладного искусства и к процессу создания изображения;
  • сформированность представлений о народном декоративно прикладном искусстве;
  • сформированность техники рисования в процессе декоративной деятельности;
  • степень самостоятельности в процессе декоративной деятельности.

По каждому критерию, включающему в себя четыре показателя, оценка

выставлялась по 4-балльной шкале. За выполнение каждого задания дети получали от 0 до 3 баллов.

При этом только получение 0 баллов свидетельствовало о полном невыполнении ими задания, остальные три оценки указывали на качественные характеристики выполнения задания. Так, за частично правильное выполнение задания (менее 50 %) после неоднократного (более 2 раз) применения организующей, стимулирующей и обучающей, направляющей помощи со стороны экспериментатора ребёнок получал - 1 балл; за правильное выполнение задания (более 50 %, но не выше 75 %) после неоднократного (более 2 раз) применения стимулирующей и обучающей помощи - 2 балла; за правильное выполнение задания, без применения помощи - 3 балла. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммировались. Максимальный показатель освоения детьми декоративного рисования составил 36 баллов, минимальный 0 баллов, промежуточное число могло быть разным. Оно зависело от того, какие оценки по каждому показателю получил каждый ребёнок.

Таблица 1 - Диагностическая карта при проведении исследования

Критерии и показатели

Диагностические

задания

Технология реализации диагностического задания

Наличие знаний о народных промыслах

Метод беседы

Цель: выявить представления детей 5-6лет о народных промыслах

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Наличие знаний об истории народных промыслов

Метод

незаконченных

предложений

Цель: определить уровень сформированности знаний об истории народных промыслов

  • Выставки изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  • Выставки детских работ по декоративно0прикладному искусству в детском саду
  • Экскурсии.

Наличие

знаний о

современном

значении

народных

промыслов

Дидактическая игра

Цель: определить уровень сформированности знаний о современном значении народных промыслов

  • Использование силуэтного моделирования
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
  • Заучивание считалок, закличек,

Методика обследования на констатирующем этапе включала три серии заданий. Работа приводилась в специально созданных условиях: в знакомой для ребёнка обстановке; в виде индивидуальных занятий, время которых ограничивалось 15-30 минутами; в первую половину дня; в присутствии знакомого ребёнку взрослого (воспитателя или учителя-дефектолога, психолога). В качестве материала на занятиях детям предлагались предметы русского народного декоративно-прикладного искусства (игрушки, предметы посуды и мебели) и материально-технические средства рисования (карандаши, краски, кисти, бумага, фломастеры, восковые мелки, штампы).

Целью заданий первой серии было выявление характера эмоционально - эстетического отношения детей к образцам народного декоративно-прикладного искусства и к процессу создания декоративного рисунка. Экспериментатор предлагал детям ознакомиться с экспозицией предметов народного декоративно-прикладного искусства, украсить предметную или геометрическую форму. Также в ходе заданий взрослый фиксировал реакцию каждого ребенка на демонстрируемые экспонаты, учитывая при этом форму проявления отношения к выполнению задания: насколько выразительно (сильно, слабо, никак внешне или неадекватно) реагировали дети и саму форму ответа (речь, жест, мимика, пантомимика, отсутствие реакции).

Критически низкий уровень. Ребенок не интересовался предметами декоративно-прикладного искусства. У него отсутствовало желание взять их в руки, ознакомиться с ними. Наблюдались неадекватные действия по отношению к демонстрируемым предметам (бросание на пол, обгрызание и обсасывание). Своеобразный интерес к процессу деятельности проявлялся при неосознанном, случайном смешении красок. В большинстве случае ребенок отказывался от рисования. Помощь от экспериментатора не принимал ни в каком виде.

Низкий уровень. Восприятие предметов декоративно-прикладного искусства находилось в стадии становления (заинтересованное отношение к изделиям народных мастеров было нестойким, невыраженным, крайне обеднено эмоциями). Ребенок не проявлял особого желания взять их в руки, полюбоваться ими, узнать о них больше сведений. Внешне не обнаруживал потребности украшать изделия. Принимал от педагога минимальную помощь, выражающуюся в организации и стимулировании его действий, регулирующую проявления его активности.

Средний уровень. Ребенок испытывал определенную потребность украсить изделие, пытался мотивировать процесс создания декоративной композиции. Наблюдалась сильно выраженная эмоциональная реакция на выставленные предметы декоративно-прикладного искусства и явное желание разукрасить бумажные формы различной конфигурации. Преобладающим видом оказываемой помощи являлась стимуляция к деятельности (использование экспериментатором положительной оценки действий ребенка и таких высказываний типа как «молодец, у тебя все получится»).


Уровень выше среднего. Ребенок выражал неизменную радость и ярко выраженный, устойчивый интерес к знакомству с изделиями народных мастеров. Испытывал гордость от выполненной работы, желание поделиться ею с кем-нибудь. Дети не нуждались в стимуляции их деятельности, задания выполняли легко, без напряжения, с явным удовольствием.

Целью заданий второй серии было выявление уровня сформированности представлений о народных промыслах у детей 5-6лет. В ходе заданий второй серии были выявлены следующие уровни. Критически низкий уровень. Ребенок не выделял ни предметы декоративно-прикладного искусства, ни их сенсорные характеристики, ни художественные особенности. Помощь от экспериментатора не принимал ни в каком виде.

Низкий уровень. Ребенок выделял по речевой инструкции и показывал меньше половины (1-2) предметов декоративно-прикладного искусства, не называя их; указывал один признак предмета (чаще всего цвет). Принимал от педагога минимальную помощь, выражающуюся в организации и

стимулировании его действий, регулирующую проявления его активности.

Средний уровень. Ребенок показывал и называл половину (3-4) предметов декоративно-прикладного искусства; указывал сенсорные признаки предмета (цвет предмета), одну-две художественные особенности предмета (элементы узора, их цвет). Преобладающим видом оказываемой помощи являлась стимуляция к деятельности (использование экспериментатором высказываний типа «молодец, у тебя все получится»).

Уровень выше среднего. Ребенок показывал и называл все предметы декоративно-прикладного искусства. Выделял, показывал и называл сенсорные признаки и художественные особенности предмета: цвет предмета, элементы узора, их цвет и форму, расположение узора на предмете (вверху, внизу, по всему предмету). Не нуждался в стимуляции деятельности, задания выполнял легко, без напряжения, с явным удовольствием.

Целью заданий третьей серии было выявление уровня сформированности техники рисования в процессе декоративной деятельности. Экспериментатор фиксировал умение детей: правильно держать инструменты в исходном положении (в ведущей руке, тремя пальцами чуть выше металлической части кисточки и на 1-1,5 см выше заточенной части карандаша) и при рисовании различных линий (вертикальных, горизонтальных, широких, узких и т.п.), их сочетаний и форм (округлых, угловатых); обмакивать кисть в краску, промывать её в воде; соблюдать правильную позу при рисовании (сидеть прямо, не горбиться). Обращал внимание на умение детей украшать бумажные заготовки различной конфигурации в соответствии с композиционно-стилевыми особенностями узоров и орнаментов в традиционной и нетрадиционной технике рисования. В ходе выполнения заданий педагог отмечал: как и какие линии (широкие, узкие, прямые, волнистые) и формы (округлые формы), какие комбинации элементов в мотиве, какие цвета воспроизводит каждый ребенок и соответствуют ли они заданию; способ выполнения задания и использование ребёнком изобразительно-выразительных средств (предпочтение традиционной, нетрадиционной техники рисования или их сочетание; какие комбинации элементов в мотиве, какие цвета воспроизводит каждый ребенок, и соответствуют ли они заданию).


Критически низкий уровень. Ребенок не умел правильно держать (в исходном положении) инструменты изобразительной деятельности (держал в кулаке, слишком низко или слишком высоко от заострённой части карандаша или металлической обмотки кисти). Не умел пользоваться ими при рисовании различных линий (линии получались рваными, ломаными, нечётко выраженными или ребенок при рисовании прорывал бумагу). Техника рисования карандашом и кистью не сформирована. Наблюдались: отказ от деятельности; неосознанное заполнение пространства листа линиями, пятнами; неадекватные действия (бросание инструментария на пол, обгрызание и обсасывание инструментов, поедание материалов).

Низкий уровень. Ребенок удерживал инструменты или неправильно (в кулаке или двумя - четырьмя пальцами, слишком низко или слишком высоко от заострённой части карандаша или металлической обмотки кисти) или удержание инструмента в правильном положении было недолговременным (то есть в процессе работы ребенок менял положение пальцев). При рисовании допускал следующие погрешности: искажение формы,

прерывистые, дрожащие, ломаные линии, неадекватное смешивание цветов. Нажим не выраженный (или слишком сильный или слабый). Раскрашивание производилось размашисто, не согласуясь с контурами изображения или листа бумаги.

Средний уровень. Ребенок владел уверенной техникой рисования (верное удержание инструмента, в редких случаях - захват инструмента с течением времени изменялся на неправильный; движения рук ритмичные, достаточно чёткие, но недостаточно уверенный нажим и излишне быстрый темп рисования; допускал незначительные погрешности при закрашивании (например, единичный выход за его пределы) и изображении геометрических форм. При создании декоративного рисунка ребенок при правильном использовании двух средств выразительности, допускал неверное применение третьего. Возможны: вытянутое, несимметричное, неритмичное или скученное построение; отсутствие единства в применении элементов узора миниатюрное, или увеличенное выполнение элементов узора; несоответствие используемых элементов орнаментальному образцу народного промысла.

Уровень выше среднего. Ребенок отличался сформированной техникой рисования (правильное, стойкое по времени удержание инструмента, свободное владение карандашом и кистью, фломастером при различных приемах рисования). Уверенная графика. Правильно использовал в процессе создания декоративного рисунка все средства выразительности (элементы узора, колорит, композиция).