Файл: Эффективность формирования представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 1013
Скачиваний: 10
В наш век стала очень важной личностная готовность человека к инициативным и творческим действиям при любых обстоятельствах. В связи с этим понятен интерес учреждений образования к выявлению индивидуальных особенностей каждого ребенка, созданию условий для максимально свободного воплощения его природных физических, интеллектуальных, эмоциональных задатков, расширению возможностей по оказании помощи детям в духовной и творческой самореализации.
Прежде всего, необходимо конкретизировать понятие «творческие способности» на основе интерпретации современных психологов и педагогов.
Основным показателем творческих способностей, по мнению Д.Б. Богоявленской, «является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный и мотивационный. Стимулом к проявлению и развитию творческих способностей является возникновение проблемной ситуации, которую традиционными способами разрешить невозможно. Это под силу только тем людям, которые обладают гибкостью мышления, критичностью, способностью к сближению понятий, цельностью восприятия. При этом следует отметить, что определенными задатками природа наградила каждого человека, тогда как степень проявления творческих способностей может быть различной от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Нужно только суметь их раскрыть и развить».
Таким образом, дефиниция «творческие способности» у психологов звучит как порождение чего-то качественно нового, никогда раньше не встречавшегося и не существовавшего на основе сложных личных качеств и высокой степени увлечённости. Характерными предпосылками и основанием для проявления творческих способностей являются впечатлительность, восприимчивость, оригинальность, инициативность, интуиция, фантазия [8].
С позиции современного образовательного процесса под творческими способностями понимают синтез свойств и особенностей человека, характеризующих уровень соответствия их требованиям учебно-творческой деятельности и достижения результатов. Учащиеся на определённом уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут созидать новые ценности. С этой целью педагог должен уметь конструировать специальные педагогические ситуации и создавать условия для творческого решения.
Так, А.В. Хуторской отмечал, что творческие способности можно сформировать на основе расширения информационного пространства; создания правильной атмосферы для творчества, «мозгового штурма», поиска аналогий. Смысл этого понятия и одноименного метода работы с детьми, по мнению С.А. Смирнова, заключается в предоставлении учащимся возможности на основе учебной деятельности развернуть другую, более интересную творческую деятельность, в которой необходимо проделать работу, раскрывающую и развивающую их особенные креативные свойства.
На основе результатов исследования творческого воспитания и образования на базе решения изобретательских задач В.И. Ефремов считает, что творческий потенциал ребенка основан на дивергентном мышлении, гибкости и скорости в мышлении и действиях, богатом воображении, восприятии неоднозначности вещей и явлений, высоких эстетических ценностях, развитой интуиции, способности рисковать, высказывать оригинальные идеи и изобретать что-то новое.
Таким образом, творческие способности — это комплексные индивидуально-психологические особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им различного рода деятельности и действий, направленных на созидание. Компонентами творческих способностей являются творческое мышление, воображение и деятельность.
Развитие творческих способностей это необходимое условие всестороннего развития личности, однако, эффективным оно может быть лишь тогда, когда учитывается своеобразие природных особенностей человека, степень его одаренности и возрастные этапы, на которых возникают оптимальные условия для развития определенных способностей.
Особенно интенсивно дети фантазируют в возрасте от 5 до 15 лет, а с годами ребенок начинает регулировать свои чувства, сдерживать их проявления. По мнению Л.С. Выготского, «очень важно утвердить и закрепить такие духовные начала в ребёнке, чтобы они не были потеряны во взрослой жизни. При этом ученый отмечает, что наиболее оптимальным для развития воображения будет представление детьми конечного результата их деятельности; создание программы поведения в ситуации неопределенности; создание образов описываемых объектов» [10,с. 38].
В современной образовательной парадигме значительно увеличился интерес к проблемам использования идей и традиций народной культуры и педагогики в воспитании подрастающего поколения. Одним из аспектов формирования у детей творческих способностей, является знакомство с традициями народных ремесел. Передаваясь из поколения в поколение, они, несут в себе исторический, духовный, эстетический опыт народа, его морально-нравственные устои, что способствует формированию воображения, развитию мышления и творческой активности.
Педагогика народного творчества, в частности народных ремесел, неотъемлемая составляющая педагогической науки, вобравшей в себя лучшее традиции воспитательного воздействия на личность средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Л.В. Зымалева и Н.М. Конышева считают, что деятельность, связанная с народными ремеслами, эмоционально стимулирует мозговую активность, обуславливает продуктивное решение нестандартных задач, удовлетворяет эстетические потребности человека.
К факторам, влияющим на творческое развитие детей, ученые А.С. Каргин и П. Торренс относят ориентацию ребенка на творческие решения, снятие преград в проявлении инициативы, поощрения разумных творческих продуктов, возможность действовать с мыслями и предметами, воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности и внимания ко всем свойствам окружающей среды.
На основе овладения народными ремеслами осуществляется развитие чувств и эмоций человека в неразрывной связи с конкретной творческой и духовной деятельностью.
Суть педагогического потенциала народных ремесел в контексте воспитания детей состоит в развитии их творчески активности, самоопределения и самореализации.
Через познание сущности гармонии прекрасного и полезного, через сочетание целесообразности и красоты внешнего облика в изделиях народных ремесел возможно приобщение детей к народному творчеству.
Знакомство с образцами старинных работ, орнаментами, изображениями сюжетных сцен, зверей и птиц способствует расширению у детей художественных представлений, духовных потребностей, воображения, формированию навыков оценки произведений искусства, а также развитию их творческой активности. Изготовление даже простых ремесленных изделий требует продумывания модели, комбинирование деталей различных форм, выбор цвета или элементов декора. Все это позволяет учащимся проявлять творческое воображение, художественный вкус, выражать свои взгляды и чувства, осознавать соотношение их личных особенностей с традициями ремесла.
В ходе исследования было выявлено, что процесс формирования творческих способностей детей будет более эффективным при условии, если потенциал народных ремесел рассматривать в сфере образования как средство формирования мировоззрения и творческого начала личности; содержание образования расширить за счет изучения основ народных ремесел, характерных для региона; практическую подготовку проводить в рамках аксиологической, эстетической и методической составляющей процесса освоения народных ремесел; совокупность форм и методов реализации педагогического потенциала народных ремесел осуществлять через личностное, профессиональное и художественное становление, вовлечение в различные виды творческой деятельности.
Развитие творческих способностей это необходимое условие всестороннего развития личности, однако, эффективным оно может быть лишь тогда, когда учитывается своеобразие природных особенностей человека, степень его одаренности и возрастные этапы, на которых возникают оптимальные условия для развития определенных способностей. Формирование творческих способностей имеет уровневый характер, что выявляется и оценивается следующими критериями и показателями: мотивациями, ценностными ориентациями, творческой активностью, совокупностью творческих проявлений и представлений о себе; осознанием собственной значимости в личностном и социальном аспектах, целостностью и гармоничностью, внутренним единством индивидуальных творческих особенностей; динамичностью и непрерывностью процесса саморазвития личности, становления и самореализации ее как творца.
Определяющими педагогическими условиями, обеспечивающими развитие творческих способностей, являются гуманистическое взаимодействие субъектов педагогического процесса, создание благоприятной атмосферы и уважительного отношения к результатам творческого мышления и воображения детей, предоставлении возможности овладения опытом творческой деятельности, обеспеченность включения в программу обучения элементов народных ремесел, актуализация целенаправленного создания ситуаций творчества.
Система формирования творческих способностей детей включает нетрадиционное содержание уроков, занятий и внеурочных мероприятиях, эвристические методы обучения, исследовательские формы работы. Каждое творчество стимулирует нестандартно мыслить, проявлять любознательность, развивать познавательную активность и воспитывать творческий подход к жизни.
Педагогический потенциал народных ремесел в формировании способности к творческой самореализации у детей в процессе обучения не предполагает получения заранее известного результата, а помогает создавать определенные компоненты творческой самореализации, саморазвития и композиционно-творческие способности. Это способствует формированию позитивной мотивации к творческой деятельности, когда осмысленный поиск определенного творческого решения дает обучающимся особое эмоциональное удовлетворение. Собственно, на этой основе у детей нередко и появляется потребность в поиске таких условий, которые позволяли бы им выражать свои творческие мысли и способности.
В процессе обучения изобразительному искусству у дошкольников развиваются мышление, зрительная память, творческое воображение, художественные способности, нравственные и эстетические чувства, что является необходимым условием успешного формирования мировоззрения.
Культура русского народа это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных направлений развития детей является образовательная область, направленная на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.
Решение сложнейшей проблемы приобщения ребенка к эстетическим ценностям одновременно с обеспечением его национальной самоидентификации, как указано в «Национальной доктрине образования РФ.», возможно через введение национально-регионального компонента образования. В своей работе я отмечала, что «необходима переориентировка общеобразовательных школ, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, вузов на удовлетворение национальных запросов учащихся и их родителей на построение содержания образования на основе этнопедагогики, этнокультуры и воспитание детей как продолжателей национальных традиций». Богатство народной культуры региона должно быть включено в учебный процесс образовательных учреждений в том числе и дошкольных.
Реализация регионального компонента в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, обычаями, промыслами, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры и искусства.
«Приобщение детей к национальной, народной культуре можно представить, как процесс формирования и развития эмоционально - чувственного и ценностного сознания и соответствующей ему деятельности под влиянием определенных эстетических объектов» [3].
Успешность реализации регионального компонента образования через знакомство дошкольников с народными промыслами родного края станет возможной только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому работа по ознакомлению с народными промыслами родного края у дошкольников не является изолированной от общего педагогического процесса.
Для того чтобы обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями, научить ребенка понимать прекрасное в народном искусстве, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Знакомство детей с предметами декоративно - прикладного искусства развивает восприятие ребёнка. У детей накапливаются различные образы и ранее сформировавшиеся образы, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми и на основе этого у них формируются представления. Решая задачу эстетического развития ребёнка, педагоги должны знать, что лишь на основе эстетического восприятия формируются эстетические образы - представления детей, а декоративно - прикладное искусство, обладая яркой образностью, максимальной выразительностью создаёт для этого хорошую основу.