Файл: Эффективность формирования представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 1025

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

1.1.Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России

1.2.Характеристика изобразительной деятельности элементов росписи в народных промыслах России у детей 5-6 лет

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

2.1 Изучение уровня сформированности представлений у детей 5-6 лет о народных промыслах России

2.2. Содержание методики формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

2.3. Диагностика сформированности представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности

Заключение

Список используемой литературы:

Кроме того, при выполнении всех заданий трёх серий, обращалось внимание на степень проявления самостоятельности ребенком.

Критически низкий уровень. Ребенок не осуществлял задание даже после неоднократного (более 2 раз) применения организующей, стимулирующей и обучающей помощи со стороны педагога.

Низкий уровень. Ребёнок выполнял задание после неоднократного (более 2 раз) применения организующей, стимулирующей и обучающей помощи со стороны педагога.

Средний уровень. Ребёнок исполнял задание после однократного применения организующей, стимулирующей помощи со стороны педагога. Преобладающим видом оказываемой помощи являлась стимуляция к деятельности (использование экспериментатором высказываний типа «молодец, у тебя все получится»). Ребенок не проявлял фантазию при выполнении декоративных композиций, предпочитал интерпретировать известные узоры в своей работе.

Уровень выше среднего. Ребёнок не нуждался в стимуляции деятельности, задания выполнял легко, без напряжения, с явным удовольствием. Проявлял при выполнении декоративных рисунков творческую активность, фантазию, воображение. Придумывал оригинальные работы, объяснял в процессе деятельности свой замысел педагогу.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммировались и на основе набранной суммы проходила дифференциация детей по уровню освоения ими декоративного рисования. Выделены четыре уровня освоения декоративного рисования детьми старшего дошкольного возраста: критически низкий, низкий, средний и выше среднего. К группе с крайне низким уровнем освоения декоративного рисования были отнесены дети с суммарным баллом, составляющим 1/4 от максимального показателя. В тех случаях, когда суммарный балл колебался в пределах от 26 % до 50 % от максимального показателя, констатировался низкий уровень освоения декоративного рисования. Группу со средним уровнем составили дети, у которых суммарный балл превышал 50 % или составлял 3/4 от максимального показателя. Уровень освоения декоративного рисования выше среднего регистрировался, когда суммарный балл превышал 75 % и приближался к максимальному показателю.

Полученные результаты позволили дать характеристику уровней освоения детьми декоративного рисования с учётом степени самостоятельности их изобразительных действий, которая представлена следующим образом.

К критически низкому уровню (0-9 баллов) были отнесены дети, не проявляющие интереса к изделиям декоративно-прикладного искусства и к изобразительному инструментарию, совершающие с ними неадекватные действия, не выполняющие задания даже после неоднократного (более 2 раз) применения организующей, стимулирующей и обучающей помощи со стороны педагога. Например, Павел К. проявлял непродолжительный по времени интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и материально-техническим средствам рисования (гуашь, акварель, бумага и т.п.). Такая заинтересованность была вызвана, скорее всего, ярким цветом предметов и характерным запахом красок и выражалась в эмоционально-двигательном возбуждении (хихиканье, причмокивание, подергивание лица и рук) и непредсказуемом поведении (ребенок попытался разбросать изделия, съесть краски). Попытки экспериментатора привлечь внимание ребенка к выполнению заданий не приводило ни к какому результату.


К низкому уровню (10-18 баллов) причислены дети, обнаруживающие нестойкий, крайне обедненный эмоциями интерес к образцам декоративного искусства, к самому процессу изображения; выделяющие и показывающие, без называния, меньше половины предметов декоративно-прикладного искусства и материально-технических средств рисования (карандаш, кисть и краски, бумага); отличающиеся слабым владением техникой рисования: неправильное удержание инструмента в исходном положении, неустойчивый нажим при рисовании, неумение закрашивать, выполняющие задания в процессе совместных действий с педагогом или с помощью педагога. Например, Артем В. обнаружил повышенный интерес к предметам декоративно-прикладного искусства (ребёнок с удовольствием рассматривал предметы, которые показывал ему педагог, слушал рассказ о них, показывал отдельные элементы узора, но не делал попыток взять демонстрируемый образец в руки). В ходе наблюдения за его деятельностью, отмечено, что у мальчика сформированы некоторые технические навыки и умения (без напоминания вытирает пролившуюся краску со стола, кладет инструменты в специально отведенное для них место и т.п.). Тем не менее, ребенок допускал грубые ошибки в технике рисования (расположение пальцев на инструменте неправильное, при рисовании осуществлял сильный нажим на ворс кисти (грифель), затруднялся в рисовании на новом для него материале). Выбор геометрической и силуэтной форм делал самостоятельно, однако смысл задания (украсить бумажную форму) не понимал.

К среднему уровню (19-27 баллов) относились дети, слабо интересующиеся произведениями декоративно-прикладного искусства, не проявляющие особого желания взять их в руки, полюбоваться ими, узнать о них больше сведений, но испытывающие определенную потребность украсить изделие; выделяющие и показывающие половину предметов декоративно-прикладного искусства, материалов изготовления и материально-технических средств рисования (карандаш, кисть и краски, бумага); отличающиеся неточной техникой рисования (вытянутое, несимметричное, неритмичное или скученное построение, отсутствие единства в применении элементов узора, миниатюрное или увеличенное выполнение элементов узора, несоответствие используемых элементов орнаментальному образцу народного промысла); выполняющие задания при косвенном руководстве со стороны педагога. Например, Антон Г. с интересом рассматривал орнамент и называл отдельные элементы его узора (листочки, цветы, кружочки, полоски и т.п.). Определял на ощупь и по звуку материал (дерево), из которого сделаны предметы декоративно-прикладного искусства. Демонстрировал хорошие навыки владения инструментом. У мальчика неплохо выработаны навыки и качества движения: осознанное регулирование силы нажима на кисть, произвольное изменение скорости движения, замедление её при подходе к краю листа бумаги и т.п. На геометрической форме нарисовал сюжет и подписал его своим именем (печатными буквами). Эти попытки не удались, изображение узора искажено и представлено бесформенной массой. На предложение педагога раскрасить предметную форму нетрадиционным способом отреагировал положительно, заинтересовавшись техникой рисования пальцами.


К уровню выше среднего (28-36 баллов) были причислены дети, выражающие неизменную радость и устойчивый интерес к изделиям народных мастеров, испытывающим радость от выполненной работы; знающие и называющие все представленные предметы и один-два вида декоративно-прикладного искусства, материалы изготовления; демонстрирующие хорошую технику рисования, уверенную графику и использование изобразительно-выразительных средств; выполняющие задания самостоятельно или с минимальной помощью со стороны педагога. Например, одна из девочек с интересом рассматривала предметы народного творчества, находила и выделяла элементы узора, их цвет и форму, в процессе рисования рассказывала, что они будет украшать и для кого (чего) («это юбка для мамы», «ваза, чтобы украсить комнату»). Алина К. старалась сочетать в рисунке как традиционные, так и нетрадиционные способы изображения. Иногда нуждалась в незначительной помощи со стороны экспериментатора, выраженной в организации и стимулировании её деятельности (в виде побуждения («подумай, попробуй еще раз»), одобрения («молодец, хорошо»), указания («посмотри внимательно»), подкрепление словесной инструкции жестом).

По результатам проведенного обследования и были выделены общие (с нормально развивающимися детьми) и специфические характеристики освоения детьми старшего дошкольного возраста декоративного рисования. В качестве общих характеристик представлены: наличие интереса (любопытства) к деятельности и эстетических чувств (удовольствия); определенный объём представлений о предметах окружающего мира; динамика освоения техники рисунка. К специфическим характеристикам отнесены: характер интереса (непродолжительность, сниженная мотивация к процессу создания изображения) и эстетических чувств (неустойчивость, неадекватность, невыразительность); использование в рисовании изобразительных шаблонов, стереотипных композиций, неадекватность изображений; отсутствие ритмичности в нанесении элементов узора. Результаты констатирующего эксперимента отражены в таблице 2.

Таблица 2 - Количественные результаты сформированности представлений о народных промыслах у детей 5-6 лет на констатирующем этапе исследования

Количество

Критически

Низкий

Средний

Выше

Высокий

детей

низкий

уровень

уровень

среднего

уровень

уровень

уровень

20детей

5 детей

6 детей

6 детей

З детей


(25%)

(30%)

(30%)

(15 %)

0 %

Полученные результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют, что сформированность представлений о народных промыслах у детей 5-6 лет находится на не достаточном уровне. Данное направление нуждается в проведение систематической и целенаправленной работы.

2.2. Содержание методики формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

Задания формирующей серии были направлены на повышение уровня сформированности конкретных представлений о народном декоративно-прикладном искусстве (названия предметов, материал изготовления, сенсорные характеристики и художественные особенности изделий). Экспериментатор предлагал детям показать и назвать предметы народного декоративно-прикладного искусства, их сенсорные характеристики, художественные особенности, материл изготовления.

Таблица 3 - Разработка содержания программы и технологии ее реализации»

Содержание

программы

Технология реализации

1.Констатирующий

этап

Диагностика детей.

Показатели выявления знаний, умений и интереса детей по разделу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры - народное декоративно - прикладное искусство».

2.Формирующий

этап

На данном этапе предварительно производится

  • подбор методической и художественной литературы.
  • подбор экспонатов, картин.
  • изготовление пособий, карточек.
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  • разработка занятий, определение тематики бесед.
  • тематическое и перспективное планирование.
  • подбор музыкального репертуара.
  • разработка сценариев, викторин, развлечений.

подбор литературного сопровождения.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-

прикладным искусством:

беседы;

занятия на основе метода интеграции;

рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

выставки изделий русского декоративно-прикладного искусства;

выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду

экскурсии;

дидактические игры;

использование силуэтного моделирования

экспериментирование с различными художественными материалами.

З.Контрольный этап

Повторная диагностика и сравнение с констатирующим этапом


Изучаемый материал по русскому народному декоративно

прикладному искусству отражено в следующих занятиях:

  1. «Я в дизайнеры пойду, пусть меня научат» - 1 занятие
  2. «Тематический альбом для коллекции рисунков» - 1 занятие
  3. Куклы наших бабушек -1 занятие
  4. «Дымковская игрушка» -2 занятия
  5. Фитодизайн - 1 занятие
  6. Хохломская роспись - 2 занятия
  7. Гжельская роспись - 2 занятия
  8. Г ородецкая роспись - 2 занятия
  9. Жостовская роспись - 2 занятия
  10. Новогодние игрушки-шары - 1 занятие
  11. Филимоновская игрушка - 2 занятия
  12. Декоративные бутылочки - 2 занятия
  13. Декоративные подвески - 2 занятия
  14. Холодный батик - 2 занятия
  15. По замыслу – 3 занятия.

Всего занятий -26

Перспективный план работы.

  1. Беседа: «Я в дизайнеры пойду, пусть меня научат». Дать детям первые представления о дизайне, познакомить с профессией дизайнера. Активизировать словарный запас детей словами: «дизайн», «модельер», «Костюмер», «гримёр», «архитектор». До 25 мин.
  2. Аппликация: «Тематический альбом для коллекции рисунков» Составление коллективной композиции из ленточных аппликативных элементов на основе объединяющего образа. До 25 мин.
  3. Ручной труд: «Куклы наших бабушек» Познакомить детей с народной обрядовой игрушкой, с историей и традициями на Руси. Активизировать словарный запас новыми словами и понятиями: «кукла- оберег», «кукла-пеленашка», «лоскут», «безликая». Воспитывать любовь к народному искусству. До 25 мин
  4. Лепка из солёного теста: «Дымковская игрушка» Познакомить детей с дымковской игрушкой. Учить лепить игрушку с натуры из целого куска теста путём вытягивания. Развивать умение самостоятельно выбирать тему работы. До 25 мин.
  5. Декоративное рисование: «Роспись дымковской игрушки» Познакомить детей с элементами дымковской росписи. Учить детей самостоятельно выбирать узор для росписи игрушки. Развивать чувства ритма и цвета. До 25 мин.
  6. Аранжировка с элементами рисования: «Осенний пейзаж»

Познакомить детей с понятием «фитодизайн». Учить детей использовать в работе гербарий. Развивать у детей способность к проектному мышлению. До 25 мин.

7-8 Рисование «Украсим теремок для зверей» Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов. Используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки;