Файл: Эффективность формирования представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 1020
Скачиваний: 10
Введение
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2. п.1), «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» акцентируется внимание на значимости усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, носителями которых являются объекты народного творчества. В «Концепции художественного образования в Российской Федерации» и «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подтверждается актуальность художественного и технологического образования молодого поколения на основе лучших образцов народной культуры.
Традиционный народный промысел представляет собой уникальную художественную систему, представленную совокупностью изобразительных художественных приемов, функционального назначения, творческой интерпретации известных образцов, трудовых ремесленных традиций. Многие исследователи, среди которых Г.Л. Дайн, М.А. Некрасова, И.И.Борисова и др. отмечают, что именно народная игрушка донесла до нас наиболее древние и глубокие народные художественные образы, и мотивы.
Изучение стилистических особенностей народных промыслов способствует формированию национального типа восприятия культуры и развитию интереса к образной форме освоения действительности. Весь процесс ознакомления с народными промыслами является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер.
Практический материал народных промыслов и их духовной значимости в воспитании детей представлен в книгах И.В. Андреевой, А.О. Гавриловой, З.И. Зиминой, И.Н. Котовой, А.С. Котовой.
Обращение к народным промыслам актуально для художественной практики и общественной жизни в связи с воспитательным потенциалом народного искусства, что и определило актуальность темы исследования.
Опираясь на вышесказанное, возникает противоречие между социальным заказом общества и недостаточно разработанных материалов по систематизации опыта по формированию у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности. Таким образом, из актуальности данной проблемы была сформулирована тема исследования «Формирование у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования представлений о народных промыслах у детей 5-6 лет.
Предмет исследования - формирование у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования - формирование представлений у детей 5-6 лет о народных промыслах будет эффективным при создании следующих условий:
- формирования у детей интереса и начальных знаний о декоративно - прикладном искусстве, его особенностях и средствах выразительности, к народным промыслам;
- создания эстетической развивающей предметно-пространственной среды, включающей произведения народных промыслов в разнообразные виды деятельности дошкольников (образовательную, продуктивную);
- обогащения эмоционально-познавательного опыта детей и расширение кругозора в ходе ознакомления с народными промыслами.
- проанализировать психолого-педагогические подходы исследователей на формирование у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах;
- изучить уровень представлений у детей 5-6 лет о народных промыслах;
- разработать, и апробировать методику на формирования о народных промыслах у детей 5-6 лет процессе изобразительной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме: систематизация, обобщение); эмпирические методы (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: МБУ д/с №80 «Песенка» г о. Тольятти. В исследовании приняли участие воспитанники старшей группы (5-6 лет) в количестве 20 человек.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности
1.1.Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль.
В отечественной психологии существует два подхода в осмыслении проблемы способностей.
Первый это деятельностный подход, приверженцами которого были такие известные ученые как Б.М. Теплов, К.К. Платонов, В.Н. Дружинин. Второй же подход связан с рассмотрением способностей через призму родовых качеств, концепция которого основана на идеях Л.С. Выготского о культурологическом происхождении и развитии способностей. Однако, в спектре характеристик способностей у ученого также фигурирует аспект деятельности, он понимал способности как «существующий в культуре способ взаимодействия с деятельностью.
Согласимся с мнением последователя Б.М. Теплова К.К. Платонова, о том, что «учение о способностях не может не опираться на учение о деятельности и в значительной степени зависит от того или иного понимания последней. Из этого следует, что любая способность является способностью к какой-то деятельности и включает в себя необходимые свойства и качества, соответствующие требованиям этой деятельности. Такая тесная взаимосвязь способностей с деятельностью определяет логику дальнейших рассуждений: изучить сущность и структуру художественно-творческих способностей и особенности их развития в изобразительной деятельности.
Для того, чтобы дать определение термину «художественно-творческие способности» необходимо рассмотреть понятия «творчество», «художество», «способность», при условии, что способность неотделима от деятельности. Итак, под творчеством понимается «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей», художество (искусство) это «творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах», а способность — это «природная одаренность, талантливость, умение, а также возможность производить какие-либо действия». Исходя из этих определений, мы можем сказать, что художественно-творческие способности это совокупность свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно-творческой деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового и порождающей продуктивное оригинальные идеи в сфере творческая в процессе художественной обработки материалов. В нашем случае, владельцами этих способностей являются дети старшего дошкольного возраста. Стоит сказать, что именно развитие способностей является ключевым ориентиром современного дошкольного образования.
Основными средствами формирования и развития художественно-творческих способностей и эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста традиционно рассматривают театральное и изобразительное искусство, музыку, литературное чтение, декоративно-прокладное и народное искусство. Названные и другие виды художественно-продуктивной деятельности вызывают у ребенка эмоциональный отклик. Так, в процессе создания изображения, он удивляется, расстраивается по поводу своих неудач и радуется своим достижениям. Любой детский рисунок является результатом его взаимодействия с окружающим миром, его переживаний и мыслей по поводу происходящего вокруг него событий. Однако, наиболее важным является тот спектр знаний, навыков и умений, которые ребенок приобретает в процессе создания продукта творчества. Когда создается рисунок или декоративное панно обучающийся получает некоторый объем познавательной информации, знакомится с новыми приемами и техниками изображения, средствами художественной выразительности различных художественных материалов и видов искусства, обобщая представления об окружающем мире, и изучая осознанно применением различных инструментов в процессе творчества.
Особенно важны механизмы изобразительной деятельности в развитии художественно-творческих способностей старших дошкольников. Выделяют следующие функции искусства: общественно-преобразующую, то есть искусство это деятельность, познавательно-эвристическую, то есть искусство это знание и просвещение, художественно - концептуальную, то есть искусство это анализ состояния мира, функция предвосхищения, то есть искусство предсказания, эстетическая, то есть искусство это инструмент формирования творческого духа и ценностных ориентаций и пр. Таким образом, изобразительная деятельность, изобразительное искусство как вид художественного творчества, является средством развития многих компонентов личности человека, в том числе и способностей [8].
Изучением приобщения детей к народному творчеству и - как следствие - эстетического воспитания, занимались такие исследователи, как: И. Н. Антоненкова, Н. В. Васильева. А.А. Грибовская, Г.Н. Давыдова, К.В. Тарасова. М.А. Захарова, Е.В. Костина, Т. С. Комарова, Л.А. Парамонова, В.Б. Косминская, Т. Я. Шпикалова [3,11,22].
Методов развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности сегодня множество. Например, нетрадиционные техники рисования, среди которых пальцевая живопись, оттиск печатками из картофеля, рисование ложками, тампование и пр. Также в процессе занятий в ДОУ часто используют такие техники как тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, пробками, восковые мелки + акварель, отпечатки листьев, рисование ватными палочками. Если говорить о более «взрослых практиках», то опыта занятий со старшими дошкольниками показывает применение таких техник, как рисование песком, мыльными пузырями, мягкой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная и трафаретная, печать по трафарету, пластилинография.
Народное декоративно-прикладное искусство как особый вид изобразительной деятельности является весьма эффективным средством художественного образования и эстетического воспитания молодого поколения.
Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного и эстетического вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все это возможно осуществить через народное декоративно-прикладное искусство.
Изменения в окружающем мире и социуме, быстрые темпы роста объема информации и необходимость ее переработки предъявляют сегодня повышенные требования к интеллектуальным качествам личности. Общество нуждается в людях профессионально компетентных, предприимчивых, имеющих активную жизненную позицию, обладающих гибким и нестереотипным мышлением, способных к самостоятельной творческой деятельности. Творческая личность может обеспечить не только себе достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Данный социальный заказ усиливает внимание социальных институтов к созданию более перспективных моделей формированию творческих способностей.
Одним из действенных средств формирования творческих способностей по праву можно считать народные ремесла. Каждое изделие народных ремесленников это уникальное произведение искусства, аккумулирующее в себе положительный заряд добра, энергии, полета творческой фантазии. Использование элементов народных ремесел в учебно - познавательной деятельности дошкольников оказывается весьма целесообразным.
Как показали исследования, проблема творческих способностей не нова для науки. Идеи о сущности творческих способностей были выдвинуты Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружининым, А.Н. Леонтьевым, A.M. Матюшкиным, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, Е.П. Торренсом; общетеоретические вопросы проблемы развития детского творчества рассматривали JI.C. Выготский, Н.С. Лейтес, Д.Б. Кабалевский, В.Д. Шадриков; разработкой проблем развития способностей и творческого мышления занимались Б.Г. Ананьев, В.В. Дроздина, В.А. Крутецкий, О.И. Мотков, С.А. Леднева; определению творческого климата и мотивов творчества посвящены труды А.Н. Лука, А.В. Хуторского; подготовку детей творческому труду рассматривали О.И. Баранцева, В.И. Ефремов, развитию творческого мышления на основе культурно-исторического опыта народа посвящены работы Г.Н. Волкова, Л. В. Зымалева, А.С. Каргина, Н.М. Конышева, В.А. Сластенина, Ю. В. Чернявской.