Файл: Эффективность формирования представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 1017
Скачиваний: 10
Кроме того, при выполнении всех заданий трёх серий, обращалось внимание на степень проявления самостоятельности ребенком.
Критически низкий уровень. Ребенок не осуществлял задание даже после неоднократного (более 2 раз) применения организующей, стимулирующей и обучающей помощи со стороны педагога.
Низкий уровень. Ребёнок выполнял задание после неоднократного (более 2 раз) применения организующей, стимулирующей и обучающей помощи со стороны педагога.
Средний уровень. Ребёнок исполнял задание после однократного применения организующей, стимулирующей помощи со стороны педагога. Преобладающим видом оказываемой помощи являлась стимуляция к деятельности (использование экспериментатором высказываний типа «молодец, у тебя все получится»). Ребенок не проявлял фантазию при выполнении декоративных композиций, предпочитал интерпретировать известные узоры в своей работе.
Уровень выше среднего. Ребёнок не нуждался в стимуляции деятельности, задания выполнял легко, без напряжения, с явным удовольствием. Проявлял при выполнении декоративных рисунков творческую активность, фантазию, воображение. Придумывал оригинальные работы, объяснял в процессе деятельности свой замысел педагогу.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммировались и на основе набранной суммы проходила дифференциация детей по уровню освоения ими декоративного рисования. Выделены четыре уровня освоения декоративного рисования детьми старшего дошкольного возраста: критически низкий, низкий, средний и выше среднего. К группе с крайне низким уровнем освоения декоративного рисования были отнесены дети с суммарным баллом, составляющим 1/4 от максимального показателя. В тех случаях, когда суммарный балл колебался в пределах от 26 % до 50 % от максимального показателя, констатировался низкий уровень освоения декоративного рисования. Группу со средним уровнем составили дети, у которых суммарный балл превышал 50 % или составлял 3/4 от максимального показателя. Уровень освоения декоративного рисования выше среднего регистрировался, когда суммарный балл превышал 75 % и приближался к максимальному показателю.
Полученные результаты позволили дать характеристику уровней освоения детьми декоративного рисования с учётом степени самостоятельности их изобразительных действий, которая представлена следующим образом.
К критически низкому уровню (0-9 баллов) были отнесены дети, не проявляющие интереса к изделиям декоративно-прикладного искусства и к изобразительному инструментарию, совершающие с ними неадекватные действия, не выполняющие задания даже после неоднократного (более 2 раз) применения организующей, стимулирующей и обучающей помощи со стороны педагога. Например, Павел К. проявлял непродолжительный по времени интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и материально-техническим средствам рисования (гуашь, акварель, бумага и т.п.). Такая заинтересованность была вызвана, скорее всего, ярким цветом предметов и характерным запахом красок и выражалась в эмоционально-двигательном возбуждении (хихиканье, причмокивание, подергивание лица и рук) и непредсказуемом поведении (ребенок попытался разбросать изделия, съесть краски). Попытки экспериментатора привлечь внимание ребенка к выполнению заданий не приводило ни к какому результату.
К низкому уровню (10-18 баллов) причислены дети, обнаруживающие нестойкий, крайне обедненный эмоциями интерес к образцам декоративного искусства, к самому процессу изображения; выделяющие и показывающие, без называния, меньше половины предметов декоративно-прикладного искусства и материально-технических средств рисования (карандаш, кисть и краски, бумага); отличающиеся слабым владением техникой рисования: неправильное удержание инструмента в исходном положении, неустойчивый нажим при рисовании, неумение закрашивать, выполняющие задания в процессе совместных действий с педагогом или с помощью педагога. Например, Артем В. обнаружил повышенный интерес к предметам декоративно-прикладного искусства (ребёнок с удовольствием рассматривал предметы, которые показывал ему педагог, слушал рассказ о них, показывал отдельные элементы узора, но не делал попыток взять демонстрируемый образец в руки). В ходе наблюдения за его деятельностью, отмечено, что у мальчика сформированы некоторые технические навыки и умения (без напоминания вытирает пролившуюся краску со стола, кладет инструменты в специально отведенное для них место и т.п.). Тем не менее, ребенок допускал грубые ошибки в технике рисования (расположение пальцев на инструменте неправильное, при рисовании осуществлял сильный нажим на ворс кисти (грифель), затруднялся в рисовании на новом для него материале). Выбор геометрической и силуэтной форм делал самостоятельно, однако смысл задания (украсить бумажную форму) не понимал.
К среднему уровню (19-27 баллов) относились дети, слабо интересующиеся произведениями декоративно-прикладного искусства, не проявляющие особого желания взять их в руки, полюбоваться ими, узнать о них больше сведений, но испытывающие определенную потребность украсить изделие; выделяющие и показывающие половину предметов декоративно-прикладного искусства, материалов изготовления и материально-технических средств рисования (карандаш, кисть и краски, бумага); отличающиеся неточной техникой рисования (вытянутое, несимметричное, неритмичное или скученное построение, отсутствие единства в применении элементов узора, миниатюрное или увеличенное выполнение элементов узора, несоответствие используемых элементов орнаментальному образцу народного промысла); выполняющие задания при косвенном руководстве со стороны педагога. Например, Антон Г. с интересом рассматривал орнамент и называл отдельные элементы его узора (листочки, цветы, кружочки, полоски и т.п.). Определял на ощупь и по звуку материал (дерево), из которого сделаны предметы декоративно-прикладного искусства. Демонстрировал хорошие навыки владения инструментом. У мальчика неплохо выработаны навыки и качества движения: осознанное регулирование силы нажима на кисть, произвольное изменение скорости движения, замедление её при подходе к краю листа бумаги и т.п. На геометрической форме нарисовал сюжет и подписал его своим именем (печатными буквами). Эти попытки не удались, изображение узора искажено и представлено бесформенной массой. На предложение педагога раскрасить предметную форму нетрадиционным способом отреагировал положительно, заинтересовавшись техникой рисования пальцами.
К уровню выше среднего (28-36 баллов) были причислены дети, выражающие неизменную радость и устойчивый интерес к изделиям народных мастеров, испытывающим радость от выполненной работы; знающие и называющие все представленные предметы и один-два вида декоративно-прикладного искусства, материалы изготовления; демонстрирующие хорошую технику рисования, уверенную графику и использование изобразительно-выразительных средств; выполняющие задания самостоятельно или с минимальной помощью со стороны педагога. Например, одна из девочек с интересом рассматривала предметы народного творчества, находила и выделяла элементы узора, их цвет и форму, в процессе рисования рассказывала, что они будет украшать и для кого (чего) («это юбка для мамы», «ваза, чтобы украсить комнату»). Алина К. старалась сочетать в рисунке как традиционные, так и нетрадиционные способы изображения. Иногда нуждалась в незначительной помощи со стороны экспериментатора, выраженной в организации и стимулировании её деятельности (в виде побуждения («подумай, попробуй еще раз»), одобрения («молодец, хорошо»), указания («посмотри внимательно»), подкрепление словесной инструкции жестом).
По результатам проведенного обследования и были выделены общие (с нормально развивающимися детьми) и специфические характеристики освоения детьми старшего дошкольного возраста декоративного рисования. В качестве общих характеристик представлены: наличие интереса (любопытства) к деятельности и эстетических чувств (удовольствия); определенный объём представлений о предметах окружающего мира; динамика освоения техники рисунка. К специфическим характеристикам отнесены: характер интереса (непродолжительность, сниженная мотивация к процессу создания изображения) и эстетических чувств (неустойчивость, неадекватность, невыразительность); использование в рисовании изобразительных шаблонов, стереотипных композиций, неадекватность изображений; отсутствие ритмичности в нанесении элементов узора. Результаты констатирующего эксперимента отражены в таблице 2.
Таблица 2 - Количественные результаты сформированности представлений о народных промыслах у детей 5-6 лет на констатирующем этапе исследования
Количество |
Критически |
Низкий |
Средний |
Выше |
Высокий |
детей |
низкий |
уровень |
уровень |
среднего |
уровень |
уровень |
уровень |
||||
20детей |
5 детей |
6 детей |
6 детей |
З детей |
(25%) |
(30%) |
(30%) |
(15 %) |
0 % |
Полученные результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют, что сформированность представлений о народных промыслах у детей 5-6 лет находится на не достаточном уровне. Данное направление нуждается в проведение систематической и целенаправленной работы.
2.2. Содержание методики формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности
Задания формирующей серии были направлены на повышение уровня сформированности конкретных представлений о народном декоративно-прикладном искусстве (названия предметов, материал изготовления, сенсорные характеристики и художественные особенности изделий). Экспериментатор предлагал детям показать и назвать предметы народного декоративно-прикладного искусства, их сенсорные характеристики, художественные особенности, материл изготовления.
Таблица 3 - Разработка содержания программы и технологии ее реализации»
Содержаниепрограммы |
Технология реализации |
1.Констатирующий этап |
Диагностика детей. Показатели выявления знаний, умений и интереса детей по разделу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры - народное декоративно - прикладное искусство». |
2.Формирующий этап |
На данном этапе предварительно производится
|
• |
подбор литературного сопровождения. |
|
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно- |
||
прикладным искусством: |
||
• |
беседы; |
|
• |
занятия на основе метода интеграции; |
|
• |
рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; |
|
• |
выставки изделий русского декоративно-прикладного искусства; |
|
• |
выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду |
|
• |
экскурсии; |
|
• |
дидактические игры; |
|
• |
использование силуэтного моделирования |
|
• |
экспериментирование с различными художественными материалами. |
|
З.Контрольный этап |
Повторная диагностика и сравнение с констатирующим этапом |
Изучаемый материал по русскому народному декоративно
прикладному искусству отражено в следующих занятиях:
- «Я в дизайнеры пойду, пусть меня научат» - 1 занятие
- «Тематический альбом для коллекции рисунков» - 1 занятие
- Куклы наших бабушек -1 занятие
- «Дымковская игрушка» -2 занятия
- Фитодизайн - 1 занятие
- Хохломская роспись - 2 занятия
- Гжельская роспись - 2 занятия
- Г ородецкая роспись - 2 занятия
- Жостовская роспись - 2 занятия
- Новогодние игрушки-шары - 1 занятие
- Филимоновская игрушка - 2 занятия
- Декоративные бутылочки - 2 занятия
- Декоративные подвески - 2 занятия
- Холодный батик - 2 занятия
- По замыслу – 3 занятия.
Всего занятий -26
Перспективный план работы.
- Беседа: «Я в дизайнеры пойду, пусть меня научат». Дать детям первые представления о дизайне, познакомить с профессией дизайнера. Активизировать словарный запас детей словами: «дизайн», «модельер», «Костюмер», «гримёр», «архитектор». До 25 мин.
- Аппликация: «Тематический альбом для коллекции рисунков» Составление коллективной композиции из ленточных аппликативных элементов на основе объединяющего образа. До 25 мин.
- Ручной труд: «Куклы наших бабушек» Познакомить детей с народной обрядовой игрушкой, с историей и традициями на Руси. Активизировать словарный запас новыми словами и понятиями: «кукла- оберег», «кукла-пеленашка», «лоскут», «безликая». Воспитывать любовь к народному искусству. До 25 мин
- Лепка из солёного теста: «Дымковская игрушка» Познакомить детей с дымковской игрушкой. Учить лепить игрушку с натуры из целого куска теста путём вытягивания. Развивать умение самостоятельно выбирать тему работы. До 25 мин.
- Декоративное рисование: «Роспись дымковской игрушки» Познакомить детей с элементами дымковской росписи. Учить детей самостоятельно выбирать узор для росписи игрушки. Развивать чувства ритма и цвета. До 25 мин.
- Аранжировка с элементами рисования: «Осенний пейзаж»
Познакомить детей с понятием «фитодизайн». Учить детей использовать в работе гербарий. Развивать у детей способность к проектному мышлению. До 25 мин.
7-8 Рисование «Украсим теремок для зверей» Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов. Используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки;