Файл: Эффективность формирования представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 954

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

1.1.Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России

1.2.Характеристика изобразительной деятельности элементов росписи в народных промыслах России у детей 5-6 лет

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

2.1 Изучение уровня сформированности представлений у детей 5-6 лет о народных промыслах России

2.2. Содержание методики формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

2.3. Диагностика сформированности представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности

Заключение

Список используемой литературы:

  • степень осведомленности детей об особенностях народной глиняной игрушки (способность выделять ее из других глиняных игрушек, описывать художественный образ, выделяя выразительные средства, передавая свое отношение к ней, представление о последовательности лепки игрушек);
  • степень владения изобразительными умениями и техническими навыками в декоративной лепке по мотивам народной игрушки;
  • личностное отношение к народной глиняной игрушке и процессу лепки и росписи по ее мотивам (интерес, самостоятельность и инициативность).

Оценка сформированности представлений детей о народных промыслах осуществлялась в процессе выполнения детьми различных видов деятельности (образовательной, продуктивной), интереса к этнокультурному содержанию бесед, на основе наблюдения, анализа результативности и качества выполнения практических заданий, самооценки. Общий уровень этнокультурного образования определяется как среднее значение компонентов данной компетенции.

Таблица - 4 Отслеживание уровней сформированности представлений народных промыслов у детей 5-6 лет

1 этап

35 %

41,3 %

33,4 %

33,2%

2 этап

44 %

52,6 %

35,8 %

44,1%

3 этап

57,7 %

61,2 %

52,4 %

57,1%

Рисунок 1 -. Характеристика уровней сформированности представлений народных промыслов у детей 5-6 лет

Таким образом, в ходе проведения структурного мониторинга была установлена устойчивая динамика роста основных линий этнокультурного образования воспитанников посредством использования народных промыслов с учетом региональных компонентов. Эффективность работы связана с тем, что представленная система работы по формированию этнокультурной образованности детей имеет положительный результат. Не только дети, но и сами взрослые: родители и педагоги оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.

Выявлена положительная динамика декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста, проявившаяся в возникновении у них выраженного интереса, положительного эмоционально-эстетического отношения к предметам народного декоративно-прикладного искусства, к процессу и результату декоративной деятельности; в обогащении и расширении представлений детей о многообразии изделий декоративного творчества, о материале, об изобразительно-выразительных средствах, использованных в процессе украшения предметов народного декоративно - прикладного искусства; в повышении уровня сформированности техники рисования в процессе декоративной деятельности, умения правильно использовать технические и изобразительные приёмы для создания декоративных рисунков; в увеличении количества заданий, выполненных детьми самостоятельно или с минимальной помощью педагога, более выраженной уверенности и усидчивости, стремлении расширить общение со сверстниками при выполнении заданий.


Заключение

Процесс развития творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с народными промыслами будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий: наличие разнообразного демонстрационного материала; обучение детей технике конструирования из различного материала; создание положительной психолого-эмоциональной атмосферы; положительное эмоциональное состояние педагога; сотворчества детей и педагога в процессе работы; поддержка творческой инициативы детей педагогом; создание мотивации деятельности детей; обогащение словарного запаса детей; индивидуальный подход.

Оценка сформированности представлений детей о народных промыслах осуществлялась в процессе выполнения детьми различных познавательных заданий, интереса к этнокультурному содержанию бесед, на основе наблюдения, анализа результативности и качества выполнения практических заданий, самооценки. Общий уровень этнокультурного образования определяется как среднее значение компонентов данной компетенции.

Можно сделать вывод о том, что развивать творчество (ручной труд) воспитанников дошкольных учреждений можно любыми путями. Помогать им в приобретении навыков работы с простейшим инструментом. Знакомить с особенностями творческой работы с разными материалами.

Замечено, что творческое конструирование на основе народных промыслов, полностью отвечает интересам детей развитию их творчества.

В ходе исследования были выявлены значимость и необходимость формирования представлений о народных промыслах, при этом одним из средств формирования этого представления является изобразительная деятельность.

Также выявлена положительная динамика декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста, проявившаяся в возникновении у них выраженного интереса, положительного эмоционально-эстетического отношения к предметам народного декоративно-прикладного искусства, к процессу и результату декоративной деятельности; в обогащении и расширении представлений детей о многообразии изделий декоративного творчества, о материале, об изобразительно-выразительных средствах, использованных в процессе украшения предметов народного декоративно - прикладного искусства; в повышении уровня сформированности техники рисования в процессе декоративной деятельности, умения правильно использовать технические и изобразительные приёмы для создания декоративных рисунков; в увеличении количества заданий, выполненных детьми самостоятельно или с минимальной помощью педагога, более выраженной уверенности и усидчивости, стремлении расширить общение со сверстниками при выполнении заданий.


Данная деятельность совершенствует навыки и умения детей. Их умственное и эстетическое развитие. Развитые навыки, благодаря конструированию, приводят к быстрому развитию речи. Ребёнок быстрее и лучше овладевает техникой письма при развитой ловкости и точности движения рук.

Развитие творчества в конструировании из различных материалов проходит наиболее результативно при реализации специально разработанных заданий, упражнений и педагогических условий.

Для развития и поддержания интереса, использование игровых приемов, сюрпризных моментов. Чтобы активизировать мыслительную деятельность применение загадок, вопросов, создающие поисковую ситуацию и способствующие проявлению творческого подхода при выполнении задания.

Очень важно, уважительное и бережное отношение к детскому творчеству. Нами применялся метод сотворчества, сотрудничества педагога с детьми, что способствовало созданию интересных, неповторимых персонажей. Поощрялась самостоятельность детей в поиске путей осуществления замысла.

При организации работы с детьми стараться проявлять эмоциональность, открытость и благорасположенность к детям, учитывать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в конструировании из различных материалов. Учитывать мнение каждого ребенка.

В процессе констатирующего эксперимента у старших дошкольников уровень представлений о народных промыслах низкий и средний. Результаты свидетельствуют, что представления поверхностные и не глубокие, и техника рисования очень слабая.

Благодаря работе на формирующем этапе, дети познакомились с различными средствами художественной выразительности и научились их использовать в повседневной жизни, в игре, театрализации и т.д. Дети овладели различными способами и приемами конструирования. Большое значение конструирования из различных материалов оказало на сенсорное и умственное развитие. Дети усвоили сенсорные эталоны, научились рассуждать, мыслить, планировать, анализировать свою деятельность. Обогатился словарный запас детей, за счет получения новых знаний (названий), умений. Развились такие качества, как: самостоятельность, активность, настойчивость в овладении более сложными приемами, умение доводить начатое дело до конца, желание экспериментировать.

Таким образом, выдвинутая гипотеза об условиях формирования представлений у детей 5-6 лет о народных промыслах и влиянии этого представления на эстетическое развитие детей подтвердилась.


Список используемой литературы:

  1. Авдулова, Т. Игра: ее развитие на современном этапе [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - С. 28-33.
  2. Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников [Текст] // Психолог в детском саду, 2008, - № - 3, С. 29-42.
  3. Антоненкова, И. Н. Приобщение детей к эстетическим ценностям при изучении народного декоративно-прикладного искусства Тульского края: Учеб.- метод. пособие [Текст] / И. Н. Антоненкова, Н. В. Васильева. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун.-та им. Л. Н. Толстого, 2008.
  4. Антоненкова, И. Н. Приобщение младших школьников к эстетическим ценностям при изучении народного декоративноприкладного искусства родного края: Автореф. дис.... канд. пед. наук [Текст] / И. Н. Антоненкова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2005.
  5. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. [Текст] - М.: Форум, - 2009. - 142с.
  6. Белошапкина, С. Играя, учимся [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2012. - №7 - С. 40-42.
  7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. [Текст] М.: Просвещение, - 2009 - 160с.
  8. Бореев Ю.Б. Эстетика. [Текст] 3-е изд. , - М.: Политиздат, 2011. 399 с.
  9. Восприятие и деятельность [Текст] / Под ред. А. Н. Леонтьева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  10. Выготский Л.С. Психология развития человека. [Текст] - М.: Смысл; Эксмо, 2004. -56с.
  11. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. [Текст] - М.: Издательство Скрипторий - 2011.
  12. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками: Книга для занятий с детьми ст. дошк. и мл.шк. возр. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 112 с.
  13. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. [Текст] - М.: Скрипторий, 2006 - 80 с.
  14. Доронова Г.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игры в дошкольном возрасте. [Текст] - М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2002. - 96 с.
  15. Закирова К. Игры разные нужны [Текст] / Дошкольное воспитание. - 2012. - №6 - С. 91-92.
  16. Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие [Текст] / Под ред. К.В. Тарасовой. - М.: ТЦ Сфера, - 2011
  17. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. [Текст] - М.: Школьная пресса, - 2010 - 64 с
  18. Знакомство с народным изобразительно – прикладным искусством в ДОУ: Сценарии интегрированных занятий в подготовительных к школе группах [Текст] / Авт. - сост. А.Н. Чусовская. - М.: АРКТИ, 2011
  19. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении. [Текст] - Череповец, 2002.-150 с.
  20. Кирьянова Р.А. Подготовка ребенка к школе: система игр и упражнений. [Текст] - СПб., 2003.-223 с.
  21. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. [Текст] - М.: РАН. Ин-т философии, 2013. - 65 с.
  22. Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании детей [Текст] / Т. С. Комарова.- М.: Рос. пед. агентство, 1997.-256 с.
  23. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Детский сад: теория и практика. 2014, № 6. - С. 94103.
  24. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. [Текст] - Питер; СПб: 2009.-320 с.
  25. Лупенко Е. Дидактические игры [Текст] /Дошкольное воспитание. - 2011. - №8. - С. 83-84.
  26. Менджерицкая Д. Детские игры [Текст] /Дошкольное воспитание. - 2008. - №5. - С. 10-11.
  27. Менчинская А.М. Проблемы, обучения, воспитания и психического развития ребенка. [Текст] - М.: МПСИ, 2004. - 512 с.
  28. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ [Текст] / Под ред. Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.-254 с.
  29. Морозова И.А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром: конспекты занятий. [Текст] - М., 2006.-160 с.
  30. Павлова Е.Д. Искусство как средство эстетического воспитания [Текст] / Искусство и образование. - 2007. - № 5. - С. 52-60.
  31. Пантелеева, Л. В. Музей и дети [Текст] / Л. В. Пантелеева. - М.: Изд-во «Карапуз», 2000.-256 с.
  32. Парамонова Л.А. Творческое художественное конструирование [Текст] / Журнал Дошкольное воспитание. - 2004. - № 10.-С. 76.
  33. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. [Текст] - М.: ООО «Образовательные проекты», ООО «Обруч», 2013.-192 с.
  34. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. [Текст] / - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с
  35. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. [Текст] / - 2 - е изд., испр. И доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.-220 с.
  36. Сомкова О. Программа «Успех». Образовательная область «Коммуникация» [Текст] / Журнал Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - С. 22-33.
  37. Страшнова Е. Игра и дошкольник [Текст] / Журнал Дошкольное воспитание, 2009. - №11. - С. 115-118.