Файл: Менеджмент как организационно - целевое управление ( «С-Телеком»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История и практика развития управленческой мысли
1.1. История возникновения, развития и становления менеджмента как науки управления
1.2. Школы менеджмента – источники управленческих идей современности
1.3. Преемственность истории управления и современного менеджмента
Глава 2. Анализ основных параметров системы управления организацией
2.1. Организационно-правовая форма
2.2. Организационная структура управления
2.3. Анализ факторов внешней и внутренней среды организации
Глава 3. Аспекты управления организационным поведением «С-Телеком»
3.1. Стили управления организацией «С-Телеком»
3.2. Методы управления организацией и организационным поведением «С-Телеком»
3.3. Предложения по изменению управления организацией «С-Телеком»
Постижение прошлого опыта управления, его дальнейшая передача – очень ценное и полезное дело. Ведь это позволяет не только понять, как вести бизнес, но и избегать ошибок в ситуациях, которые еще не встречались, но вполне возможны в будущем. История чужого успеха или неудачи тоже бывает очень поучительна.
Таким образом, чем определяется современный профессионализм управления? В первую очередь – комплексом знаний, которыми обладает менеджмент. Еще одним фактором является опыт, который, с одной стороны, представляет комплекс навыков, приобретенных в процессе практической деятельности, с другой – прошлое знание. И задача менеджмента не распространять вчерашние нормы на изменившуюся реальность сегодняшнего дня, а изменить бизнес, его поведение, установки и ожидания, а также товары, рынки и каналы сбыта, чтобы они удовлетворяли требованиям новой реальности[11].
Глава 2. Анализ основных параметров системы управления организацией
2.1. Организационно-правовая форма
ООО «С-Телеком» – компания-оператор, оказывающая в Санкт-Петербурге и Ленинградской области услуги спутникового телевидения, в том числе услуги по размещению, обслуживанию и выпуску телеканалов на спутниках. Компания работает на рынке с 2005 г. На сегодняшний день ООО «С-Телеком» предоставляет более 12 пакетов телевизионных каналов, среди которых познавательные, спортивные, новостные, детские и другие.
Рассматриваемая компания является юридическим лицом – коммерческой организацией. Ее организационно-правовая форма – ООО (Общество с ограниченной ответственностью).
Полное фирменное наименование:
– на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «С-Телеком»;
Сокращенное фирменное наименование:
– на русском языке: ООО «С-Телеком»;
Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданским кодексом РФ, другими законодательными актами РФ, а также Уставом.
ООО «С-Телеком» является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. Участники имеют предусмотренные законом и Уставом обязательственные права по отношению к Обществу. Участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью компании, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале.
ООО «С-Телеком», будучи юридическим лицом, обладает самостоятельным балансом, имеет расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим полным фирменным наименованием на русском языке и указанием на его местонахождение, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.
Поскольку организационно-правовая форма ООО «С-Телеком» указывает на то, что компания является коммерческой организацией, следовательно, целью ее деятельности является извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющей полученную прибыль между участниками.
В соответствии с поставленной перед собой целью ООО «С-Телеком» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
Предметом деятельности ООО «С-Телеком» является:
– установка спутникового телевидения;
– поставка цифрового оборудования;
– проектирование телекоммуникационных сетей;
– монтажные работы;
– пуско-наладочные работы;
– иные виды деятельности, не запрещенные законодательством.
В своей деятельности Общество руководствуется Уставом, который включает в себя несколько разделов, в том числе об уставном капитале, о правах и обязанностях участников, о распределение прибыли общества, учете и отчетности, контроле за финансово-хозяйственной деятельностью и др.
2.2. Организационная структура управления
Организационная структура управления в ООО «С-Телеком» – линейная. Ее основу составляет так называемый «шахтный» принцип построения и управления по функциональным подсистемам компании. Организационная структура ООО «С-Телеком» представлена в Приложении 1.
Согласно этой структуре, управление ООО «С-Телеком» осуществляется генеральным директором, который реализует свои обязанности на принципе единоначалия, несет персональную ответственность за деятельность компании. Непосредственно директору подчиняется главный бухгалтер, главный инженер, руководитель административно-хозяйственного отдела и коммерческий директор.
ООО «С-Телеком» имеет следующие структурные подразделения:
– отдел обслуживания и сервисной поддержки абонентов, обеспечивающий предоставление надлежащего сервиса абоненту в пределах, обусловленных договором;
– отдел телекоммуникационных технологий, осуществляющий создание и сопровождение телекоммуникационного доступа пользователей к спутниковому телевидению;
– бухгалтерия, обеспечивающая учет и анализ финансово-хозяйственной деятельности компании;
– материально-хозяйственный отдел, осуществляющий плановые мероприятия по материально-техническому обеспечению компании;
– отдел кадров, реализующий кадровую политику компании;
– отдел продаж массовым и корпоративным клиентам, обеспечивающий поиск клиентов и заключение контрактов на телекоммуникационном рынке Санкт-Петербурга;
– отдел маркетинга и рекламы, осуществляющий продвижение услуг компании и формирование ее рекламного бюджета.
На наш взгляд, преимущества линейной организационной структуры управления ООО «С-Телеком» являются:
- четкая система взаимных связей и ответственности функций и подразделений, благодаря системе единоначалия руководителя;
- быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих, согласованность в принятии решений.
Экономическая эффективность линейной организационной структуры управления компанией тем существеннее, чем меньше число уровней иерархии и чем уже профиль работ[12]. Отсюда следует уместность линейной организационной структуры управления в ООО «С-Телеком».
Однако, помимо преимуществ в линейной структуре ООО «С-Телеком» наблюдаются и ее недостатки, а именно:
- отсутствие подразделений, занимающихся вопросами стратегического планирования;
- повышенная зависимость результатов работы компании от квалификации, личных и деловых качеств управляющего звена.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что линейная организационная структура управления ООО «С-Телеком» проста и понятна, а четко регламентированные права и обязанности всех ее участников создают условия для оперативного принятия решений. Однако такая структура требует применения современных методов управления компании в целом. По мере ее роста, усложнения телекоммуникационных технологий, расширения предоставляемых услуг, безусловно, возникнет необходимость в создании в структуре ООО «С-Телеком» дополнительного функционального подразделения, решающего общие и функциональные вопросы компании. В противном случае в компании принимаемые решения будут отставать от требований рынка, и конкурентоспособность оказываемых услуг в сфере спутникового телевидения будет падать.
2.3. Анализ факторов внешней и внутренней среды организации
Одним из наиболее эффективных методов анализа факторов внешней и внутренней среды ООО «С-Телеком» является SWOT-анализ. Суть этого метода состоит в сопоставлении данных о внешней (возможности и угрозы) и внутренней (сильные и слабые стороны) средах компании. В табл. 1 представлены основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе ООО «С-Телеком».
Таблица 1
Основные факторы внешней и внутренней среды ООО «С-Телеком», которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе
Сильные стороны |
1. Высокое качество предоставляемых услуг 2. Долгосрочные отношения с крупными корпоративными клиентами 3. Наличие квалифицированного персонала 4. Достаточный опыт работы на рынке телекоммуникационных услуг 5. Разумная ценовая политика |
Возможности |
1. Возможность обслуживания дополнительных клиентских групп 2. Пути расширения оказываемых услуг 3. Использование инновационных технологий в представлении новых услуг 4. Благодушие конкурентов 5. Ослабление нестабильности бизнеса |
Слабые стороны |
1. Слабая политика продвижения 2. Отсутствие в структуре компании системы мониторинга общественного мнения (реальных и потенциальных потребителей) 3. Не достаточно высокий уровень организационной культуры 4. Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии 5. Недостаточность глубины и гибкости управления |
Угрозы |
1. Выход на рынок конкурентов с более выгодными предложениями и более разнообразным ассортиментом услуг 2. Высокая зависимость от снижения спроса на услуги 3. Растущая требовательность клиентов 4. Ослабление роста рынка 5. Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса |
Согласно табл. 1, с помощью SWOT-анализа факторов внешней и внутренней среды ООО «С-Телеком» стали очевидными слабые и сильные стороны компании, а также возможности и угрозы, лежащие «на поверхности». Оценим их в баллах по отношению к данным стратегически важных конкурентов, проставив оценку их взаимного влияния. Итоговая матрица SWOT-анализа ООО «С-Телеком» представлена в табл. 2.
Таблица 2
Итоговая матрица SWOT-анализа ООО «С-Телеком»
Настоящее |
Взаимное влияние |
Будущее |
|||||||||||
Возможности |
Угрожающие проблемы |
||||||||||||
Сильные стороны |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Возможности |
||
1. Высокое качество предоставляемых услуг |
++ |
++ |
++ |
0 |
++ |
0 |
++ |
0 |
+ |
+ |
12 |
1. Возможность обслуживания дополнительных клиентских групп |
|
2. Долгосрочные отношения с крупными корпоративными клиентами |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
++ |
0 |
0 |
0 |
5 |
2. Пути расширения оказываемых услуг |
|
3. Наличие квалифицированного персонала |
+ |
0 |
++ |
+ |
0 |
+ |
+ |
+ |
0 |
0 |
7 |
3. Благодушие конкурентов |
|
4. Достаточный опыт работы на рынке телекоммуникационных услуг |
+ |
++ |
++ |
++ |
+ |
++ |
++ |
+ |
0 |
++ |
15 |
4. Использование инновационных технологий в представлении новых услуг |
|
5. Разумная ценовая политика (предоставление выгодных тарифов клиентам) |
+ |
0 |
+ |
++ |
+ |
0 |
++ |
+ |
+ |
0 |
9 |
5. Ослабление нестабильности бизнеса |
|
Слабые стороны |
Угрозы |
||||||||||||
1. Слабая политика продвижения |
- |
0 |
0 |
0 |
-- |
-- |
-- |
- |
0 |
-- |
-10 |
1. Выход на рынок конкурентов с более выгодными предложениями и более разнообразным ассортиментом услуг |
|
2. Отсутствие в структуре компании системы мониторинга общественного мнения (реальных и потенциальных потребителей) |
-- |
- |
- |
-- |
0 |
0 |
- |
0 |
0 |
0 |
-7 |
2. Высокая зависимость от снижения спроса на услуги |
|
3. Не достаточно высокий уровень организационной культуры |
0 |
- |
0 |
0 |
-- |
0 |
- |
0 |
- |
- |
-6 |
3. Растущая требовательность клиентов |
|
4. Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии |
-- |
- |
-- |
- |
0 |
0 |
- |
- |
- |
-- |
-11 |
4. Ослабление роста рынка |
|
5. Недостаточность глубины и гибкости управления |
- |
-- |
-- |
- |
-- |
0 |
- |
-- |
-- |
-- |
-15 |
5. Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса |
|
0 |
-1 |
3 |
1 |
-2 |
2 |
3 |
-1 |
-2 |
-4 |
-1 |
Таким образом, согласно итоговой матрице SWOT-анализа слабых и сильных сторон деятельности ООО «С-Телеком», недостаточное внимание менеджмента к продвижению компании, отсутствие систематической информации о потребностях потребителей и недостаточно высокий уровень организационной культуры, препятствуют в полной мере использовать потенциал высококвалифицированного персонала для достижения цели компании. Это особенно важно для тесно связанной с инновационными технологиями телекоммуникационной сферы деятельности ООО «С-Телеком». И именно это существенно ослабляет его конкурентные преимущества на рынке услуг провайдеров спутникового телевидения в Санкт-Петербурге.
Наиболее значимыми и вероятными возможностями для ООО «С-Телеком» оказались использование инновационных технологий в представлении новых услуг и обслуживание дополнительных клиентских групп.
После позиционирования угроз было выявлено, что к критическому состоянию ООО «С-Телеком» могут привести усиление конкуренции и снижение спроса на оказываемые компанией услуги; а к выходу компании из отрасли может привести чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса и ослабление роста рынка.
Итоговая сумма баллов по строкам и столбцам в итоговой матрице SWOT-анализа (табл. 2) показывает приоритет того или иного фактора при формировании стратегических мероприятий ООО «С-Телеком», которые подробно рассматриваются в 3 главе работы.
Глава 3. Аспекты управления организационным поведением «С-Телеком»
3.1. Стили управления организацией «С-Телеком»
Как показывает практика, основным фактором конкурентоспособности компании, ее процветания и выживаемости на рынке становится качество персонала и его отношение к труду. Для руководителя-лидера трудовой коллектив – основной объект деятельности, и его задача – сформировать такое видение своей компании, которое вдохновит людей на совместное движение к новой цели. А способность руководителя добиться поставленных целей зависит от его поведения, которое в свою очередь неразрывно связано с понятием стиля управления как «устойчивой совокупности конкретных принципов, методов, приемов и норм работы руководителя, характеризующей его подход к управлению коллективом и линию его поведения в возникающих при этом ситуациях»[13].