Файл: Менеджмент как организационно - целевое управление ( «С-Телеком»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История и практика развития управленческой мысли
1.1. История возникновения, развития и становления менеджмента как науки управления
1.2. Школы менеджмента – источники управленческих идей современности
1.3. Преемственность истории управления и современного менеджмента
Глава 2. Анализ основных параметров системы управления организацией
2.1. Организационно-правовая форма
2.2. Организационная структура управления
2.3. Анализ факторов внешней и внутренней среды организации
Глава 3. Аспекты управления организационным поведением «С-Телеком»
3.1. Стили управления организацией «С-Телеком»
3.2. Методы управления организацией и организационным поведением «С-Телеком»
3.3. Предложения по изменению управления организацией «С-Телеком»
Традиционно исследователи различают три классических стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный. Несомненно, существующие стили есть только абрис возможного множества оттенков и специфики управленческого взаимодействия[14]. Именно поэтому в рамках курсовой работы представляется актуальными проанализировать сложившиеся в ООО «С-Телеком» стили управления.
Как мы уже указывали во второй главе исследования, в компании сложилась линейная организационная структура, согласно которой управление ООО «С-Телеком» осуществляется генеральным директором, который реализует свои обязанности на принципе единоначалия, несет персональную ответственность за деятельность компании.
Другими словами, в компании сложилась иерархическая структура, во главе которой стоит авторитарный руководитель, обладающий максимум власти. На нижних уровнях иерархии находятся сотрудники-исполнители, которые несут минимальную ответственность.
На наш взгляд, нельзя однозначно сделать вывод о том, что авторитарный стиль управления ООО «С-Телеком» неэффективен, даже наоборот. К примеру, в 2008-2009 гг., во время кризисной ситуации в стране данный стиль управления компанией показал свою эффективность, поскольку дал ей «выжить» в нестабильной ситуации за счет удержания рынка. Главным преимуществом авторитарного стиля управления ООО «С-Телеком» стала скорость, как принятия, так и исполнения решений.
Вопреки распространенному мнению, авторитарный стиль в рассматриваемой компании не означает, что ее руководитель ведет себя деспотически, вызывающе или неуважительно. Напротив, авторитарный стиль управления в компании – это всего лишь четко прописанные внутренние правила. Каждый сотрудник отвечает за свою функциональную зону, знает, что и когда он должен делать. При этом руководитель контролирует ход выполнения работ.
Однако, безусловно, говорить о том, что авторитарный стиль руководства компанией присутствует «в чистом виде», не представляется разумным. Мы указали лишь его адекватное использование в конкретной ситуации. В связи с этим в ООО «С-Телеком», скорее, наблюдается совмещение стилей – демократического с авторитарным, но все же преобладают признаки последнего стиля.
К демократическому стилю управления компанией следует отнести такие составляющие, используемые руководителем ООО «С-Телеком», как наличие больших затрат на координацию работ и использование творческого потенциала как себя-лидера, так и сотрудников. Однако связано это, прежде всего, опять же с авторитарно-властной позицией генерального директора, желающего контролировать действия всех своих сотрудников, поскольку именно он несет персональную ответственность за деятельность компании.
В табл. 3 представлена оценка эффективности авторитарного стиля управления ООО «С-Телеком» по отдельным элементам деятельности.
Таблица 3
Оценка эффективности авторитарного стиля управления ООО «С-Телеком» по отдельным элементам деятельности
Слагаемые эффективности |
Авторитарный стиль |
Эффективность достижения цели |
Обеспечение выживания в случае кризиса Снижение убытков при работе в условиях дефицита Наличие малых затрат на менеджера Низкая мотивация сотрудников в экономии ресурсов Соблюдение договоренностей с партнерами |
Эффективность выполнения работ |
Быстрое решение Использование творческого потенциала только лидера Четкое расположение ролей Зависимость от лидера Контроль качества оказываемых услуг Регламентированное ведение рабочей документации |
Социальная эффективность |
Потеря инициативы среди сотрудников Только организованная забота о молодежи |
Согласно табл. 3, преимуществами авторитарного стиля управления ООО «С-Телеком» являются:
- обеспечение выживания в случае кризиса;
- снижение убытков при работе в условиях дефицита;
- наличие малых затрат на менеджера;
- соблюдение договоренностей с партнерами;
- быстрое решение;
- четкое расположение ролей;
- контроль качества оказываемых услуг;
- регламентированное ведение рабочей документации
Однако данный стиль управления ООО «С-Телеком» имеет и ряд недостатков, таких как:
- низкая мотивация сотрудников в экономии ресурсов;
- использование творческого потенциала только лидера;
- зависимость от лидера;
- потеря инициативы среди сотрудников;
- только организованная забота о молодежи.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что у авторитарного стиля управления ООО «С-Телеком» имеется целый ряд плюсов. Во-первых, контроль качества оказываемых и, как следствие, рост этого самого качества. Во-вторых, в компании всегда все в порядке с документами, в том числе и с выдачей заработной платы. Сотрудники компании четко понимают свою роль, а также редко перерабатывают, поскольку авторитарный стиль руководства подразумевает деление рабочих функций в коллективе.
Заключаются плюсы и в соблюдении договоренностей с партнерами ООО «С-Телеком» с точки зрения эффективности бизнеса – сроки выполнения работ почти никогда не срываются. А все потому, что это контролирует генеральный директор, соблюдающий авторитарный стиль управления.
Тем не менее, несмотря указанные преимущества, недостатки авторитарного стиля управления, преобладающего в ООО «С-Телеком», имеют более серьезные последствия. В частности, в отношении персонала – основными недостатками авторитарного стиля являются снижение мотивации и потеря инициативности работников. Однако, как мы уже говорили выше, именно качество персонала и его отношение к труду является основным фактором конкурентоспособности компании, ее процветания и выживаемости на рынке.
Есть опасность, что авторитаризм в управлении ООО «С-Телеком» «задавит» наиболее креативные кадры, а именно специалистов, способных разработать и внедрять новые телекоммуникационные технологии. Другими словами, «человек выполняет роль винтика в хорошо отлаженном механизме, и превратиться в какую-нибудь важную шестеренку шансов почти не имеет»[15].
Также авторитарный стиль руководства имеет опасность перехода в командно-административное управление, как правило, приводящее к различным формам злоупотребления властью.
На наш взгляд, в бизнесе обязательно должна быть составляющая авторитаризма, органично дополняющая демократическую. Компании было бы оптимально достичь необходимого равновесия между этими стилями управления. В тоже время надо наблюдать, чтобы не наступил полный авторитаризм или полная демократия, поскольку все должно быть в меру. Так как каждому стилю управления свойственны свои сильные стороны, следовательно, их необходимо рационально использовать.
Таким образом, очевидна гибкость подхода к руководству ООО «С-Телеком». Его руководитель, естественно, желающий работать как можно более эффективно, должен научиться пользоваться всеми стилями управления и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной в компании ситуации.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что для руководства рассматриваемой компании важно найти для себя оптимальный стиль управления, для которого характерно «применение оптимальной тактики управленческой деятельности и ее изменения в зависимости от конкретных условий, реального коллектива и обстоятельств»[16].
Следовательно, менеджмент не может осуществляться одним человеком, а потому руководителю ООО «С-Телеком» все-таки необходимо отказаться от авторитаризма, на смену которому должен прийти новый эффективный стиль управления. Подробнее это мы рассмотрим в предложениях по изменению управления организацией.
3.2. Методы управления организацией и организационным поведением «С-Телеком»
Реализация функций и принципов управления в ООО «С-Телеком» осуществляется путем применения различных методов как совокупности приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных компанией целей.
В практике управления ООО «С-Телеком» одновременно применяются различные дополняющие друг друга методы управления организацией и организационным поведением:
- административные;
- экономические;
- социально-психологические.
Так, административные методы управления являются дополнением к авторитарному стилю управления ООО «С-Телеком», основанным на управленческих воздействиях на трудовой коллектив в виде регламентированной дисциплины и взысканий – любой регламентирующий акт подлежит обязательному исполнению.
В частности, в ООО «С-Телеком» имеют место такие способы административного воздействия, как организационные, распорядительные, а также материальная или дисциплинарная ответственность и взыскания.
Организационные воздействия на персонал в компании выражаются в утверждении внутренних нормативных документов, которые регламентируют деятельность трудового коллектива ООО «С-Телеком». Например, к ним следует отнести Устав Общества, Правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, организационную структуру управления, Положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников. Эти документы в обязательном порядке приводятся в действие приказом генерального директора. В Приложении 2 в качестве примера приведены Правила внутреннего трудового распорядка в ООО «С-Телеком».
Распорядительные воздействия на персонал применяются с целью соблюдения внутренних нормативных документов компании. В частности, к ним относятся приказы, распоряжения, координация работ и контроль исполнения.
Материальная ответственность работников ООО «С-Телеком» проявляется в их обязанности возместить причиненный виновным действием или бездействием ущерб компании. Дисциплинарная же ответственность имеет место, только в случае нарушения трудового законодательства, однако чего в компании за всю историю его существования зафиксировано не было.
Экономические методы управления ООО «С-Телеком» имеют косвенный характер управленческого воздействия. В компании к таким методам можно отнести материальное стимулирование работников, направленное на их мотивацию к труду. На сегодняшний день в компании действует «Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников». Это –локальный нормативный акт, основное назначение которого – установить порядок и определить условия и правила оплаты труда персонала компании.
Социально-психологические методы управления ООО «С-Телеком» и организационным поведением позволяют выявить лидеров в коллективе и обеспечить их поддержку, связать мотивацию персонала с конечными результатами труда и обеспечить разрешение конфликтов и эффективную коммуникацию с использованием особенностей социологии и психологии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ООО «С-Телеком» методы управления организацией и организационным поведением применяются комплексно и достаточно эффективно. Такая «этика управления»[17] в компании выражается, прежде всего, нравственными механизмами регулирования поведения и отношений работников как субъектов организации, изменяющиеся в процессе совместной деятельности под воздействием внутренней и внешней среды.
3.3. Предложения по изменению управления организацией «С-Телеком»
Как мы выяснили в предыдущих параграфах курсовой работы, управление ООО «С-Телеком» представляет собой совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение целенаправленного и эффективного использования ресурсов компании. Однако был выявлен ряд недостатков, не исправление которых в будущем может губительно сказаться на деятельности компании:
1) отсутствие в линейной организационной структуре компании подразделений, занимающихся вопросами стратегического планирования;
2) наличие потенциальных угроз, которые при определенных обстоятельствах вкупе со слабыми сторонами компании могут стать причиной снижения эффективности деятельности, как каждого отдельного работника, так и всей компании в целом;
3) повышенная зависимость результатов работы компании от квалификации, личных и деловых качеств руководителя, управляющего компанией на основе авторитарного стиля.