Файл: Менеджмент как организационно - целевое управление ( «С-Телеком»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История и практика развития управленческой мысли
1.1. История возникновения, развития и становления менеджмента как науки управления
1.2. Школы менеджмента – источники управленческих идей современности
1.3. Преемственность истории управления и современного менеджмента
Глава 2. Анализ основных параметров системы управления организацией
2.1. Организационно-правовая форма
2.2. Организационная структура управления
2.3. Анализ факторов внешней и внутренней среды организации
Глава 3. Аспекты управления организационным поведением «С-Телеком»
3.1. Стили управления организацией «С-Телеком»
3.2. Методы управления организацией и организационным поведением «С-Телеком»
3.3. Предложения по изменению управления организацией «С-Телеком»
ВВЕДЕНИЕ
Управление как деятельность по целенаправленному объединению действий людей существует с незапамятных времен. Исторически менялись формы и содержание этой деятельности, но при этом всегда сохранялись её основные составляющие.
Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, представляя собой четкое доказательство существования практики управления. Однако по археологическим раскопкам можно найти и более древние доказательства существования организаций: даже доисторические люди часто жили организованными группами.
Хотя практика управления насчитывают тысячелетнюю историю, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований относительно нова. Менеджмент как наука был признан самостоятельной областью деятельности только в 20 веке.
В деятельности современных организаций управление осуществляется на каждой стадии деятельности. Особенность современного менеджмента заключается в его ориентированности на обеспечение рациональной организации управления компанией. Анализ организации управления организацией позволяет оценить гибкость и эффективность управления. Необходимость оптимизации затрат и укрепления своих позиций в меняющейся внешней среде стало тем двигателем, который толкает к изменениям, к поиску все новых методов управления бизнесом, обуславливает необходимость изучения и знания практики менеджмента. Этим и обуславливается актуальность темы исследования.
Цель исследования – анализ системы управления организации на примере ООО «С-Телеком».
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю и практику развития управленческой мысли;
- проанализировать основные параметры системы управления организацией;
- раскрыть аспекты управления организационным поведением.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в теоретическом курсе «Менеджмент».
Практическая ценность полученных результатов определяется тем, что они могут быть использованы в деятельности коммерческого предприятия для решения задач, связанных с совершенствованием его управления.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой – теоретической – главе рассматривается история и практика развития управленческой мысли.
Во второй – практической – главе проведен анализ основных параметров системы управления организацией на примере ООО «С-Телеком».
В третьей – практической – главе раскрываются аспекты управления организационным поведением.
Глава 1. История и практика развития управленческой мысли
1.1. История возникновения, развития и становления менеджмента как науки управления
Управление как деятельность по целенаправленной организации действий людей насчитывает многовековую историю.
Исследователи выделяют несколько исторических периодов в становлении менеджмента как науки управления[1]:
1) Древний период (9-7 тыс. до н.э. – 18 в.). Первые формы организации совместного труда имели место еще в родовой общине, управление в которой реализовывалось всеми членами общины сообща. Переход к производству от присваивающего хозяйства стал точкой отсчета в зарождении менеджмента.
2) Индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту, проанализировавшему различные формы разделения труда. Особую роль сыграли и идеи гуманизации управления производством Р. Оуэна о необходимости обучения и улучшения условий труда.
3) Период систематизации (1856-1960). В этот период формируются новые направления, совершенствуется научный аппарат управления. Существенное влияние на теорию и практику управления оказала великая индустриальная революция XVII–XIX вв. Именно на этом этапе и начал формироваться прообраз современного менеджмента – стали возникать фабрики, обеспечивавшие работой большие группы людей. В связи с этим возникла необходимость в обучении людей для представления интересов владельца на рабочих местах. Автор И.И. Кабушкин именно этих работников называет первыми менеджерами[2].
Исследователи О.Ф. Быстров и В.В. Перцов считают, что идея менеджмента как особой профессии впервые была озвучена в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном, выступившим на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев[3].
Таким образом, к концу XIX – началу XX в. стали появляться первые работы, в которых ученые пытались обобщить накопленный опыт и раскрыть основы менеджмента как науки, что «было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентацию на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ»[4].
4) Информационный период (1960 г. – по настоящее время). В этот период организация стала рассматриваться как система, имеющая тенденцию приспосабливаться к внутренней и внешней среде.
Следовательно, согласно рассмотренным историческим периодам, проблемы организации совместной деятельности людей, более рационального использования их способностей находили свое решение на протяжении всей истории развития общества. Более того, эволюция управленческой мысли была тесно взаимосвязана с общими закономерностями развития общества, науки, производства.
В связи с этим понятие менеджмента как науки управления зародилось не сразу, а складывалось в течение долгого времени, а потому имеет различные толкования. В качестве наиболее распространенного приведем понимание менеджмента как науки о подготовке людей для работы в области управления различными экономическими объектами, например: предприятиями и организациями, производящими различные товары, работы, услуги[5].
Современная теория менеджмента – это сравнительно молодая наука, которая, пройдя разные этапы своего развития и становления, насчитывает чуть более ста лет[6]. Возникновение менеджмента как неотъемлемого института стало центральным событием в истории общества. Теоретические исследования ряда ученых положили начало развития классического направления менеджмента, в котором организация стала рассматриваться как эффективно действующий механизм. Однако до этого представления о роли и месте управления организацией, ее содержании и методах многократно претерпевали изменения.
Различные точки зрения на управление формировались по мере того, как развивались общественные отношения, модернизировалась технология производства, возникали новые средства обработки информации. А поскольку менялась практика управления – изменялось и само учение об управлении.
В современном представлении менеджмент как наука отражает деятельность общества по генерированию и систематизации управленческой мысли, ее организации для применения в деятельности, систематизации предметной области менеджмента, самопознания в управленческой практике[7].
Таким образом, согласно В.С. Лапшину, можно с уверенностью допустить, что и в дальнейшем методологическое обеспечение менеджмента как науки будет стремительно развиваться[8].
1.2. Школы менеджмента – источники управленческих идей современности
Основные школы менеджмента зародились во времена промышленной революции в XIX в.[9]
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой «научного менеджмента», основателем которой считается Ф. Тейлор. Его главная идея заключалась в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, и осуществляться специальными методами. В своих исследованиях «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Ф. Тейлор разработал ряд определенных методов научной организации труда, благодаря изучению движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Обеспечив значительный рост производительности труда, применение идей Тейлора доказало всю свою важность.
Разновидностью классической школы стала «административная» школа, ярким представителем которой был А. Файоль, разделивший весь процесс управления на пять основных функций, используемых в управлении организацией и в наши дни: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Файолем также были сформулированы принципы менеджмента, которыми должны руководствоваться при решении задач и выполнении функций менеджмента.
Суть разработанных им принципов управления представляет собой: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация менеджеров одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.
Своего рода прорыв в области менеджмента был сделан на рубеже 30-х гг. ХХ в., когда появилась «школа человеческих отношений» (Г. Мюнстерберг, Э. Мейо, А. Маслоу). Прежде всего, она уделяла внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Имеют место три области отношений: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм.
Существенный вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40-60-е годы ХХ в., когда ученые-бихевиористы разработали несколько теорий мотивации, в том числе и известная иерархическая теория потребностей А. Маслоу.
Следует отметить, что к середине XX в. технократический подход к управлению начинает сдавать свои позиции – теперь люди в системе производства начинают восприниматься уже не как «живые придатки машин», а как субъекты трудовых отношений.
Похожая на современную система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). В ее основу легло понимание сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием методов.
Итак, в XX в. обусловленная изменениями в экономическом, социальном, техническом развитии общества произошла смена концепций, школ менеджмента. Следует отметить, что представленная периодизация этапов эволюции менеджмента носит исключительно условный характер, поскольку новая школа управления не является полной заменой предшествующей. Наоборот, наблюдается сосуществование различных теорий управления.
1.3. Преемственность истории управления и современного менеджмента
Если обратиться к современным теориям менеджмента, то мы увидим преемственность идей между различными концепциями и школами. Как писал Д. Берк, «внимательный менеджер не может позволить себе не считаться с добрым советом независимо от источника этого совета. История менеджмента полна полезных уроков для тех, кто готов у нее учиться»[10].
Современные менеджеры и руководители гораздо в большей степени, чем ранее, уделяют внимание изменениям, происходящим в мире, открытости и этичности бизнеса. Доминирующим в современном бизнесе становится человеческий фактор. Тем не менее, основы менеджмента, заложенные еще в трудах «первопроходцев», сохраняют свое значение и по сей день, чем и отражают преемственность управленческой мысли и придавая менеджменту черты серьезной науки.