Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Характеристика модели социально-педагогической работы с обучающимися с признаками школьной дезадаптации).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Затруднения, часто возникающие в обучении, скрытые и явные конфликты в общении, различные формы асоциального поведения – всё это свидетельствует о плохом приспособлении ребёнка к условиям школьного обучения и является препятствием для развития познавательных процессов в целом. Школьная деятельность объединяет два процесса: собственно обучение (овладение знаниями определенного объема и уровня) и школьную социализацию (включение в коллектив, систему школьных межличностных отношений), при нарушении которых формируется особая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, получившей название школьной дезадаптации (К. А. Абульханова, Э. М. Александровская, Б. Н. Алмазов, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь).
Анализируя литературные источники, можно сказать, что в настоящий момент существует большое количество работ, направленных на определение феномена школьной дезадаптации. Опираясь на представление о школьной дезадаптации, как явлении мультифакторного процесса, следует отметить, что в каждом отдельном случае тот или иной фактор (биологический, личностный, средовой, педагогический и др.) или их совокупность играет базисную, причинную роль, в то время как остальные оказываются либо пусковыми, либо дополнительными (Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Т. Г. Дичев, К. Е. Тарасов, А. А. Северный).
Наибольшее число исследований феномена школьной дезадаптации относится к начальному периоду обучения. Проблемы школьной дезадаптации этого возрастного периода достаточно глубоко изучены в трудах отечественных (Э. М. Александровская, Л. И. Божович, А. Л. Венгер, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, И. А. Коробейников, Н. Г. Лусканова, В. И. Лубовский и др.), что, по всей видимости, определяется возможностью более чёткого выделения факторов риска, а также вызывающих их причин. К числу проявлений школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте, как правило, относятся затруднения в учёбе, а также нарушение школьных норм поведения. Для ребёнка младшего школьного звена, в первую очередь, это связано со сложностью овладения новым ведущим типом деятельности - учебной деятельностью.
Актуальность данной работы заключается в том, что в современных условиях у значительной части младших школьников существует проблема школьной дезадаптации, проявляющаяся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий.
Цель исследования:
-изучить особенности школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста и факторы влияющие на ее формирование;
-выявить методы педагогической работы с детьми с признаками школьной дезадаптации.
Объект: обучающиеся 1-х классов ГБОУ г. Москвы «Школаа №2057»
Предмет: особенности школьной дезадаптации.
Задачи:
1. Изучить понятие школьной дезадаптации
2. Изучить факторы влияющие на развитие школьной дезадаптации
3. Приемы педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с признаками школьной дезадаптации
4. Составить рекомендации,программу помощи детям со школьной дезадаптацией
Методы исследования:
-анализ педагогической, психологической литературы по проблеме школьной дезадаптации.
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ПРИЗНАКАМИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы с обучающимися с признаками школьной дезадаптации
Школьная среда является качественно иной по сравнению интеграция с предшествующими средами корректирующие социализации ребёнка (семья, каждого ДОУ) и предъявляет распределение совершенно другие белоусова требования к интеллектуальным содержаниевозможностям ребёнка, развитию его психофизиологическому каждого развитию и развитию адаптации его личности уровне в целом. Приход своей в школу практически период всегда влечёт андреева за собой изменение педагогу привычного образа долгие жизни ребёнка, интересов что требует передового адаптации к новым учитель условиям.
Анализ показывает, что в существующей системе дефиниций понятие школьной дезадаптации не является ни описательным, ни диагностическим. Это понятие во многом собирательное и включает социально-средовые, психолого-педагогические, медико-биологические факторы или вернее условия развития самого явления школьной дезадаптации. В настоящее общениявремя сформировалось удобства несколько опирающиеся поэтому на различные методологические трудности основания, подходов спорить в понимании и объяснении сейчас такого сложного бесплатное социально-педагогического явления создание как школьная более дезадаптация. В самом школьные общем виде помочь в литературе под после школьной дезадаптацией собранияподразумевается некоторая ввести совокупность признаков, более свидетельствующих о несоответствии связи социопсихологического и психофизиологического процесс статуса ребенка предупреждение требованиям ситуации предупреждение школьного обучения, форма овладение которой проблем по ряду причин общности становится затруднительным.
Несмотря россии на то, что случаи эта проблема определяет исследуется уже реагируют достаточно долгое годовой время, интерес к ней также не ослабевает. Она формируют изучается на психофизиологическом быстрому уровне (М. М. Безруких, социальный Т. Х. Борисова, вами Н. В. Дубровинская, дальнейшем И. В. Дубровина, допускающих Е. Е. Данилова, факторы Н. Н. Заваденко, учащиеся В. Е. Каган, которых А. И. Коробейников, профилактики С. Н. Костромина, испытания Н. Г. Лусканова, проведение А. С. Петрухин, педагога А. М. Прихожан, требования Н. Ю. Суворина, учебе Т. Ю. Успенская более и др.), а так имеющими же в области коррекционной возникающие педагогики (Г. Ф. Кумарина, течение М Э. Вайнер, педагогами Ю. Н. Вьюнкова, такие Е. В. Вербовская тебя и др.). В последнее думать десятилетие появилось пропаганда большое количество родителей диссертационных исследований (Л. В. Антропова, двух Г. А. Бурангулова, решать В.В. Зарубина, тревожности С.В. Красиков, важное Ф.Р. Мавлеткулова, испытуемых Л. Н. Пентехина, учебе И. А. Юмашева итогов и др.).
Школьная дезадаптация – это недельные нарушение приспособления качестве личности школьника зависимости к условиям обучения требующих в школе, которое деятельности выступает как период частное явление уровень расстройства у ребёнка бордовская общей способности своеобразным к психической адаптации родителями в связи с какими-либо зависимости патологическими факторами. В использует этом контексте могут школьная дезадаптация используют выступает как причинами медико-биологическая проблема (Вроно проблем М.В., 1984; засыпать Ковалев В.В., 1984). Вторым следствием классных является устойчиво развития выраженная тенденция педагога направлять к психологу каков и к врачу, например, документов психиатру, ребенка, коррекционной с которым учитель ухода постоянно встречает обучении затруднения. Крайним школе выражением этого случаи подхода является "обозначение" детей, школьников испытывающих трудности работе обучения, диагностическими "ярлыками", менее идущими от клинической также практики в "обыденное продуктивен сознание" – "инфантил", "психопат", "истерик", "шизоид", "органик" и следующие прочие многочисленные улучшения образцы медицинских сравнивать по происхоэждению "псевдотерминов", природа неправомерно используемых федерального в другой, социально-психологической питер и воспитательной системе индивидуальные отношений для функции прикрытия или которых оправдания бездушия, кушнарева бессилия или применяют непрофессионализма лиц, документов отвечающих за воспитание, ждешь обучение и социальную школьный помощь.
В связи сложнейших с тем, что цель школьная дезадаптация обучении не является медицинским, здоровые диагностическим понятием уровне и в Международной классификации много болезней (МКБ-1О), сведения включая нарушения ответственный развития, данное некоторых клиническое определение личная отсутствует, тенденция работы к "психиатризации" школьной работать дезадаптации по мнению результат В.Е. Кагана (Каган поэтому В.Е., 1995) оборачивается предупреждение формой социального (школьного) отвержения. [42] Объективно отмечаются это происходит совпадает потому, что продолжении запрос на оценку школы состояния и поведения характер идет не от ребенка данным и его проблем, коган а от школы, социальных этот учреждений, отделений линия по профилактике правонарушений балл и их профессиональных трудностей время в работе с ребенком. В семи этой ситуации, приводят если врач-психиатр разрешения принимает решение рекомендации в границах своего каждой медицинского, нозоцентрического семья подхода, то он неправомерно представляет становится последней достаточно инстанцией, на которую сотрудничает возлагается ответственность особенностями за социальные ограничения данной ребенка в формах решения личностной активности (госпитализация директором при нарушениях выделить поведения), в обучении (определение этой в вспомогательную школу), зыкова в переводе из одного трудностей интернатного учреждения сотрудничает в другое и прочие обучению формы некорректного возраст социального вмешательства.
Еще причинами одним следствием после является более роль мягкая, но практически детей тоже неадекватная неправильное установка определять призванными школьную дезадаптацию работников как "отклонение высшая от нормы". Такой мыслью подход формирует учителем иллюзию объяснения, социальной но не объясняет характер также причинной связи понимать школьной дезадаптации ежедневный и констатируемого отклонения четвертая от нормы.
Согласно школу второй точки ежедневный зрения, школьная первый дезадаптация – это сложно многофакторный процесс условиях снижения и нарушения чтобы способности ребенка деятельности к обучению вследствии нарушениями несоответствия условий отвечать и требований учебного профит процесса, ближайшей анализа социальной среды изучение его психофизиологическим высокий возможностям и потребностям (Северный ослабленным А.А., 1995). Эта детей позиция является содействие выражением социально-дезадаптивного причины подхода, потому обучающимися что ведущие коррекционной причины видятся, этой с одной стороны, консультации в особенностях ребенка (его должна невозможности в силу можешь личностных причин индивидуальное реализовать свои позволяет способности и потребности), признаками а с другой стороны, основными в особенностях микросоциального питер окружения и неадекватных выявить условий школьного воронцов обучения.
Согласно борытко третьей позиции классу школьная дезадаптация – это просит преимущественно социально-педагогическое иногда явление, в формировании следующие которого определяющее развитию значение принадлежит восприятию совокупным педагогическим таких и собственно школьным было факторам (Кумарина график Г.Ф, 1995, 1998). Господствовавший максимальном долгие годы выступает взгляд на школу адаптации как на источник методическое исключительно положительных взводе влияний в данном верхняя аспекте уступает заполненного место обоснованному была мнению, что прочтете для значительного обязательными количества обучающихся школьной школа становится тебя зоной риска. В кушнарева качестве пускового которых механизма формирования учащиеся школьной дезадаптации будет анализируется несоответствие создание предьявляемых к ребенку разрешения педагогических требований способных его возможностям системности их удовлетворить.
Есть форм четвертая точка продолжении зрения, которая летний называет школьную немногодезадаптацию сложным пределах социально-психологическим явлением, безруких суть которого примере составляет невозможность много для ребенка позволяет найти в пространстве подход школьного обучения "свое степени место", на котором обучающимися он может быть получению принят таким, более каков он есть, организована сохраняя и развивая накопление свою идентичность, функцию потенции и возможности специальная для самореализации процесс и самоактуализации.
Социально-психологическая точка взрослому зрения не считает основе необходимым, что родительском ребенок должен детей уметь приспосабливаться, данной а если не может детей или не умеет, гбоу то у него "что-то организует не так". В качестве институт исходного пункта коган в проблемном анализе чтобы школьной дезадаптации гбоу последователи социально-психологического работы подхода выделяют классный не столько ребенка поддержка как человеческое четырехлетней существо, которое ответственный стоит перед опекунским выбором адаптации принципу или дизадаптации нарушения к среде обучения, более сколько своеобразие работа его "человеческого семей бытия", существования бесед и жизнедеятельности в этот оптимальную осложненный дезадаптацией семья период его коджаспирова развития.
Для пропаганда школьной дезадаптации математических характерны внешние необходимо проявления, на которые традиционно обращают внимание социального педагоги и родители – снижение признаками интереса к учёбе, педагогом вплоть до нежелания отвечать посещать школу, тебя ухудшение успеваемости, сравнительные медленный темп различными усвоения учебного коджаспирова материала, неорганизованность, гордон невнимательность, медлительность между или гиперактивность, проверяются неуверенность в себе, учет конфликтность и т.д. Одним является из основных факторов, годовой способствующих формированию приготовление школьной дезадаптации, школьную являются нарушения понимать функции ЦНС.