Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ( на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ конкурентоспособности
1.1 Развитие и эволюция понятия «конкурентоспособность»: характеристика, критерии
1.2. Условия обеспечения конкурентоспособности продукции с учетом ориентации на устойчивое развитие
Глава 2. Анализ конкурентоспособности торгового розничного организации
2.1. Краткая характеристика организации
2.2 Анализ конкурентоспособности торговой организации
Глава 3. Повышение конкурентоспособности торговой организации
Восьмой блок – информационное обеспечение системы управления внутри организации, предусматривающего разработку и внедрение сквозной интегрированной системы управления предприятием для решения задач в различных аспектах его деятельности; разработка компьютерной системы управления качеством продукции, а также единой интегрированной системы планирования, нормирования и учета затрат; внедрение новейших информационных технологий и средств связи, технического обеспечения информационной системы управления предприятием.
Итак, решение актуальных проблем усиления конкурентоспособности организации, функционирующего на глобальном рынке, предлагается сложная организационно-экономическая система его управления. Описана система состоит из восьми взаимосвязанных блоков, которые содержат в себе комплексы действий и мероприятий по повышению конкурентоспособности организации в всех аспектах его деятельности. Такая структуризация дает возможность осуществлять комплексный и целенаправленный поиск методов систематизации всех элементов управления предприятием, с целью эффективного воздействия на факторы, формирующие потенциал организации и определяющие его конкурентные возможности.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности торгового розничного организации
2.1. Краткая характеристика организации
Данная фирма представляет собой магазин строительных материалов, предлагающий на выбор продукцию отечественных и зарубежных поставщиков.
Основные виды деятельности:
- розничная торговля строительными материалам;
- розничная торговля расходными материалами для ремонта квартир, домов.
Стратегия динамического роста заключается в достижении успеха магазина при эффективной деятельности всего персонала.
В дальнейшем по мере развития магазина предполагается расширение помещения, увеличение объема товаров.
Имидж магазина, пройдя все этапы организации и проведя все необходимые расходы, будет создаваться после результатов обслуживания первых клиентов, которые могут привлечь в магазин своих знакомых, порекомендовать им воспользоваться данной продукцией.
Магазин «СтройСам» имеет линейно-функциональную структуру управления (рисунок 1).
директор
Консультант-продавец
Консультант-продавец
Рисунок 1 - Структура магазина
При данной структуре управления сохраняется преимущество линейной структуры в виде принципа единоначалия, и преимущество функциональной структуры в виде специализации управления. При этом данная структура имеет и ряд недостатков - структура носит централизованный характер, что вызывает перегрузку руководства. Структура фирмы основана на специализированном разделении труда, то есть работа между людьми распределена не случайно, а закреплена за специалистами, способными выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. На предприятии имеют место элементы рациональной бюрократии, имеющие следующие характеристики: четкое разделение труда, иерархичность уровней управления, наличие стройной системы правил и стандартов, дух формальной обезличенности, найм на работу в соответствии с техническими квалификационными требованиями, защищенность служащих от произвольных увольнений.
Директор занимается общим управлением деятельности предприятия; координирует работу персонала, при желании может присутствовать на примерках и окончании сдачи изделия. Также директор может проверять процесс изготовления изделия. Директор магазина имеет высшее экономическое образование. Директор предприятия так же ведет бухгалтерский учет всего магазина: начисление и уплата налогов, расчет и выдача заработной платы, оформление сводной бухгалтерской отчетности.
Уборку помещений осуществляют две уборщицы, относящиеся к персоналу предприятия – арендодателя, которые по графику дежурств каждое утро перед открытием магазина приводят помещения в надлежащий вид.
Оплату труда осуществляют на основании разработанного оклада + 15% от з/платы премиальных. Для стимулирования работников применяются следующие методы:
- при выполнении заказа раньше срока начисляется премия в размере 5 % от заработной платы;
В качестве правового «СтройСам»а предприятия выбрано общество с ограниченной ответственностью. Эта форма собственности проста в осуществлении и удобна.
Сотрудники магазина не имеют пока достаточного опыта совместной работы, так как предприятие образовано впервые.
Магазин «СтройСам» работает с 9 до 19 часов. Перерыв на обед с 14 до 15 часов. Выходной-понедельник.
Магазин работает 6 дней в неделю. Такой график режима работы очень удобен. Удобен он тем, что распределено таким образом: если один работник приходит к 8.30, т.е. за 30 минут до рабочего времени, он успевает подготовить рабочие место для успешной работы, а уходит он за 30 минут до конца рабочего времени. Тогда другой работник приходит на 30 минут позже начала рабочего времени, а уходит на 30 минут позже конца рабочего времени, что позволяет ему убрать рабочее место (время приведено примерно). Наиболее благоприятным условием для привлечения покупателей был бы график работы предприятия без выходных.
По данным таблицы 1 можно говорить о росте основных технико-экономических показателей ООО «СтройСам». Выручка от реализации имеет тенденцию к росту и увеличилась с 29 815 тыс.руб. в 2016 году до 41 046 тыс.руб. в 2018 году, что наглядно представлено на (Рис.2).
Рисунок 2-Динамика выручки от реализации ООО «СтройСам» за 2016-2018
Рисунок 3 свидетельствует о наметившейся в 2017-2018 годах тенденции роста выручки от реализации.
Рисунок 3- Динамика прибыли ООО «СтройСам» за 2016-2018 г.
Валовая прибыль также имеет тенденцию к росту и увеличилась в анализируемом периоде с 3337 тыс.руб. в 2016 году до 8035 тыс.руб. в 2018 году. При этом темп роста валовой прибыли превышает темпы роста объемов реализации, что говорит об эффективности закупочной политики и управления издержками на предприятии ООО ДЦ «СтройСам».
Анализ структуры затрат на ООО «СтройСам» в 2016-2018 г. представлен в (Табл.3)
Таким образом, затраты на покупку продукции в анализируемом периоде увеличились с 30 737 тыс.рублей в 2016 году до 36 713 тыс.рублей в 2018 году.
Наибольший удельный вес в структуре затрат приходится на материальные затраты, которые увеличились с 16 736 тыс.рублей в 2016 году до 18 760 тыс.рублей в 2018 году, при этом удельный вес снизился с 54,45% в 2016 году до 51,10% в 2018 году.
На втором месте находятся затраты на оплату труда, которые увеличились на 2 722 тыс.рублей, а их удельный вес увеличился на 2,44%. Отчисления в фонд социальной защиты населения также имеют тенденцию к росту с 3194 тыс.рублей в 2016 году до 4119 тыс.рублей в 2018 году.
Амортизация увеличилась с 1056 тыс.рублей в 2016 году до 1453 тыс.рублей в 2018 году, при этом их удельный вес увеличился на 0,52%, что в основном обусловлено вводом в действие новых основных средства, а также их переоценкой.
Прочие затраты организации имеют тенденцию к снижению и снизились на 93 тыс.руб., а их удельный вес на 0,44%.
Наглядно структура затрат ООО «СтройСам» в 2018 году представлена на (Рис.5).
Таблица 3- Анализ структуры затрат ООО «СтройСам» в 2016-2018 г.
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Отклонение 2018 к 2016, % |
||||
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
|
Материальные затраты |
16 736 |
54,45 |
17 258 |
53,50 |
18 760 |
51,10 |
2 024 |
-3,35 |
Затраты на оплату труда |
9 393 |
30,56 |
9 935 |
30,80 |
12 115 |
33,00 |
2 722 |
2,44 |
Отчисления в ФОТ |
3 194 |
10,39 |
3 378 |
10,47 |
4 119 |
11,22 |
926 |
0,83 |
Амортизация |
1 056 |
3,44 |
1 315 |
4,08 |
1 453 |
3,96 |
397 |
0,52 |
Прочие затраты |
358 |
1,16 |
371 |
1,15 |
265 |
0,72 |
-93 |
-0,44 |
Итого: |
30 737 |
100,00 |
32 258 |
100,00 |
36 713 |
100,00 |
5 976 |
х |
Рисунок 4- Структура затрат ООО «СтройСам» в 2018 году
Таблица 4- Анализ уровня затрат на 1 руб. проданной продукции ООО «СтройСам» в 2016-2018 г.
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Отклонение |
Темп роста, % |
||
2017 к 2016 |
2018 к 2017 |
2017 к 2016 |
2018 к 2017 |
||||
Объем продаж тыс. руб. |
29 815 |
33 497 |
41 046 |
3 682 |
7 549 |
112,35 |
122,54 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
30 737 |
32 258 |
36 713 |
1 521 |
4 455 |
104,95 |
113,81 |
Затраты на 1 руб. проданной продукции, руб./руб. |
1,03 |
0,96 |
0,89 |
-0,07 |
-0,07 |
93,41 |
92,88 |
Таким образом, затраты на 1 рубль продаж имеют положительную тенденцию к снижению в 2018 году, что свидетельствует об эффективной политике управления издержками на предприятии.
2.2 Анализ конкурентоспособности торговой организации
Анализ конкурентоспособности организации включает в себя:
1) Оценку конкурентоспособной позиции организации;
2) Оценку конкурентоспособной позиции ведущих конкурентов;
3) Анализ факторов макро и микросреды, влияющих на конъектуру рынка в перспективе и изменение стратегических позиций участников рынка;
4) Конкурентоспособный анализ внутренней среды, устанавливающий конкурентные преимущества и недостатки организации.
Проведем оценку конкурентной позиции ООО «СтройСам».
Конкурентами ООО «СтройСам» в области являются организации, предлагающие аналогичную продукцию.
Общая характеристика конкурирующих организаций представлена в (Табл.5)
Ключевые игроки данного сектора в городе..
1) ООО «РосРемонт» ― предлагает строительные материалы и материалы для ремонта в различных точках города. Является конкурентом ООО «СтройСам» в основных сегментах предоставляемых компанией продукции.
2) ООО «Рего-Ремонт» ― Специализируется на продаже товаров для ремонтов. Дополнительно занимается продажей кровельных материалов и предлагает услуги ремонта квартирного, офисного и коттеджного.
Существует несколько магазинов, предлагающих анналогичные товары ЧУП «СтройСам», выйдя на рынок, столкнулось с внутриотраслевой конкуренцией.
Оценка основных конкурентов приведена в таблице 5.
Таблица 5 – Основные конкуренты
Факторы конкурент-ности |
Магазин «СтройСам» |
Конкуренты |
|||
«Строительный двор» |
«Мастеровой» |
«Маэстро» |
«Коттедж» |
||
1. Качество товара |
Высокое |
Среднее или высокое качество (5) |
Колеблется (3) |
Ниже среднего (1) |
Низкое качество, (1) |
2. Место нахождения |
На рынке на второй линии (4) |
Центр рынка(5) |
4 линия на рынке (2) |
Вблизи центра рынка (3) |
В начале рынка (5) |
3. Уровень цены |
Средний, в зависимости от поставщика (5) |
Высокий и средний (4) |
Средний (5) |
Ниже среднего (3) |
Средний, ниже среднего (4) |
4. Время работы |
С 9:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00 (5) |
Примерно с 9:00 до 18:00, обед с 13:00 до 14:00 (5) |
Свободный график (5) |
Свободный график (5) |
Кроме понедельника с 10:00 до 16:00 (4) |
5. Имидж, репутация |
Новое предприятие (3) |
Надежность (5) |
Ненадеж-ность (3) |
Ненадежность (2) |
Сомнительная репутация (2) |
Общее количество баллов: |
32 |
34 |
27 |
21 |
23 |
Основные конкуренты:
- «Строительный двор» -строительный магазин ИП Литвинчук И.И.;
- ООО «Мастеровой»
- «Маэстро» - строительный магазин ИП Иванова А.А.;
- «Коттедж» - магазин ИП Астафьева Е.М.;
Фирма может конкурировать в условиях реального рынка за счет предложения своих услуг и сниженной цены, что является оптимальной стратегий в момент вхождения нового магазина на рынок. При усилении позиций ближайших конкурентов планируется укрепить конкурентоспособность. Этого можно достичь хорошо рекламируя товар за счет профессиональности сотрудников. Оценка сильных и слабых сторон фирмы в конкурентной борьбе свидетельствует о том, что магазин «СтройСам» занимает в основном средние и выше среднего позиции, т.е. является конкурентоспособным (таблица 6).
Таблица 6 – Оценка слабых сторон фирмы в конкурентной борьбе
Наименование показателя |
Оценка позиций |
||||
Явный лидер на рынке |
Выше среднего уровня |
Средний уровень |
Ниже среднего уровня |
Аутсай-дер |
|
1. Выгодное месторасположение |
* |
||||
2. Время работы |
* |
||||
3. Услуга |
|||||
Качество |
* |
||||
Уникальность |
* |
||||
Индивидуальный контакт с клиентами |
* |
||||
Ориентация на потребителя, его запросы, пожелания |
* |
||||
4. Цена |
* |
||||
5. Маркетинг |
|||||
Степень охвата рынка |
* |
||||
Репутация товаров на рынке |
* |
||||
Репутация фирмы |
* |
||||
Реклама для потребителей |
* |