Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ( на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ конкурентоспособности
1.1 Развитие и эволюция понятия «конкурентоспособность»: характеристика, критерии
1.2. Условия обеспечения конкурентоспособности продукции с учетом ориентации на устойчивое развитие
Глава 2. Анализ конкурентоспособности торгового розничного организации
2.1. Краткая характеристика организации
2.2 Анализ конкурентоспособности торговой организации
Глава 3. Повышение конкурентоспособности торговой организации
Введение
Правильно разработанная конкурентная стратегия в рыночной системе хозяйствования является одним из шагов к выживанию и стабильного положения торговой организации. Поэтому проблема повышения конкурентоспособности торговой организации имеет важнейшее значение в обеспечении эффективного функционирования и развития российской экономики.
Исследование в данной области чрезвычайно актуально. Во-первых, обеспечить конкурентоспособность организации торговли- это значит обеспечить его выживание и развитие. Во-вторых, в современных условиях конкурентоспособность может быть обеспечена только на основе эффективной системы стратегического управления. В- третьих, происходят постоянные изменения ситуации, возникают новые возможности и новые угрозы и это требует новых решений.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды известных ученых. Конкурентные стратегии были рассмотрены в трудах таких известных ученых как: Азов Г. Л., Ансофф И., Горев А. П., Криворотов В. В., Портер М., Саритх М., Фатхутдинов Р. А., Юданов А. Ю. и другие.
Предметом исследования является конкурентоспособность ООО «СтройСам»
Объектом исследования является ООО «СтройСам».
Целью куровой работы является повышение конкурентоспособности организации.
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия конкурентоспособности организации;
2) Изучить условия обеспечения конкурентоспособности организации;
3) Провести анализ деятельности организации ООО «СтройСам»;
4) Провести анализ конкурентоспособности ООО «СтройСам»;
5) Разработать стратегию повышения конкурентоспособности ООО «СтройСам».
При написании курсовой работы использовались системный и ситуационный подходы, метод экспертных оценок, матрица стратегического позиционирования, SWOT-анализ.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретический анализ конкурентоспособности
1.1 Развитие и эволюция понятия «конкурентоспособность»: характеристика, критерии
Понятие конкуренции является сложным и многогранным атрибутом рыночной системы. Ведущая роль конкуренции в условиях рыночной экономики была доказана еще в XVII в. А. Смитом. Он говорил, что конкуренция, уравновешивая нормы прибыли, приводит к оптимальному размеру труда и капитала, регулирующие соответствие между собственными и общественными интересами. Под конкуренцией А. Смит понимал "невидимую руку" рынка, координирующего деятельность всех его участников. Другими словами, конкуренция – это тип рыночного поведения по самых выгодных условий купли-продажи товаров и услуг при меньших затратах[1].
К наиболее определяющим и современным теориям конкурентного развития следует отнести исследование М. Портера, который в 80-е гг. ХХ в. Обосновав собственное видение теоретических основ конкурентных преимуществ и сделав анализ причин конкурентоспособности отдельных организаций и национальной экономики страны в целом установил зависимость конкурентного преимущества организации на внутреннем и мировом рынках от факторов, сформировались внутри страны: наличия трудового потенциала, благоприятных ресурсных условий и внутренней политики государства, а также выбранной стратегии развития и практики управления организациими[2].
Другой известный экономист Ф. Найт рассматривал конкуренцию с точки зрения противостояния и борьбы большого количества хозяйствующих субъектов на рынке. По его мнению, конкуренция предоставляет каждому хозяйствующему предприятию возможность самостоятельно выбирать субъектов рыночного взаимодействия (контрагентов, конкурентов и потребителей) с точки зрения максимальной эффективности использование ресурсов и получение наилучших результатов[3].
Й. Шумпетер считает, что конкуренция – это соперничество старого над новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребления, новые типы организации производства. То есть, конкуренция, с одной стороны, приносит преимущества стоимости издержек производства и качества, а с другой - уменьшает прибыль субъектов хозяйствования влияя на их рыночную устойчивость. Тем не менее, могут обеспечить высокий уровень конкурентоспособности в долгосрочной перспективе[4].
В отличие от И. Шумпетера, Ф. Хайек рассматривал конкуренцию по-другому, называя ее «процедурой открытия», уделяя особое внимание информационному обеспечению всего процесса.
На основе исследования работ других экономистов были выделены следующие подходы к определению экономической категории «конкуренция», которые представлены в таблице 1.
Таблица 1- Определение учеными понятие " конкурентоспособность организации»
А . Уинт |
Возможность организаций получать прибыль выше среднего уровня на рынке, где действуют как отечественные, так и иностранные конкуренты. |
Т. Мэн, А. Монкретьен, Э. Миссельден |
Конкуренция-это элемент рыночного механизма, дающий возможность уравновесить спрос и предложение товаров и услуг на рынке. В результате взаимодействия (соперничества) покупателей и продавцов устанавливается цена на товары и услуги, есть конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. |
Ф. Эджворт, Дж. Робинсон, Е. Чемберлен, А. Юданов |
Конкуренция – это критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. В этом случае под конкуренцией понимают не соперничество, а степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. Конкуренция относится к определяющей модели строения рынка, которую используют для предвидения поведения покупателей и продавцов на рынке. |
Р.А. Фархутдинов |
производство конкурентоспособного объекта и стойка финансовая деятельность фирмы. |
М. Портер |
Производительность использования предприятием отдельных материальных и нематериальных ресурсов. |
Лозовский, А. Г. Поршнев, Б. А. Райзберг |
Способность организации конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров за обеспечение более высокого качества, доступных цен, создание удобных условий для покупателей, потребителей. |
Г. Л. Азов, А. Ю. Юданов, П. С. Завьялов, Б. А. Райзберг, |
Под рыночной конкуренцией считают борьбу организаций за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведется организациими на доступных им сегментах рынка. |
Как видно из табл.1., понятие «конкурентоспособность организации» ведущие ученые определяют, в первую очередь, как способность к эффективного использования имеющихся ресурсов, способность конкурировать на рынке. В определении, сторонниками которого являются П. С. Завьялов, Л. Ш. Лозовский, А. Г. Поршнев, Б. А. Райзберг, усматривается сужение понятия «конкурентоспособность организации» путем отождествления его с понятием «конкурентоспособность продукции». Качество, цена, условия приобретения есть критериями конкурентоспособности продукции. Такое отождествление может привести к не верным результатам оценки уровня конкурентоспособности организации.
Анализ научных литературных источников позволяет сформулировать определение понятие «конкурентоспособность организации» как способность организации к реализации имеющихся и потенциальных производственных, финансовых и управленческих возможностей ведения конкурентной борьбы за целевые рынки путем стабильно эффективного использования материальных и нематериальных ресурсов в направлении удовлетворение потребностей потребителя.
Конкуренция безраздельно связана с конкурентными преимуществами, которые в свою очередь формируют конкурентоспособность. Конкурентным предприятием является такое предприятие, которое способно приспосабливаться к неустановившихся условий, эффективно функционировать в условиях рисков и неопределенности, изготавливать конкурентоспособную продукцию. Сегодня нет единого подхода среди авторов по определению конкурентности. Различные подходы и к определению конкурентные преимущества приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Основные подходы к сущности конкурентных преимуществ
Автор |
Определения |
М. Портер |
Конкурентные преимущества являются главной целью и результатом деятельности организации и проявляются или в более низких, чем у конкурента затратах, или в способности измерять и контролировать добавленную стоимость, превышающую дополнительные расходы от дифференциации |
Ж. - Ж. Ламбен |
Конкурентное преимущество-это характеристики и свойства товара, что создают для организации определенный приоритет над конкурентами |
Р. Фатхутдинов |
Конкурентные преимущества являются эксклюзивной ценностью, которой обладает система и которая дает ей преимущество над конкурентами |
Л. Балабанова |
Конкурентные преимущества — сильные стороны организации, если они обеспечивают преимущество над конкурентами и являются очень важными для целевого рынка |
Н. З. Сафиуллин, Л. Н. Сафиуллин |
Конкурентные преимущества - это экономические отношения субъекта хозяйствования, проявляющихся в преимуществе над конкурентами н конкурентном рынке в условиях действия |
Подытоживая определение конкурентных преимуществ, следует выделить, что их сущность преимущественно раскрывается через такие характеристики как: способность организации эффективно распределять ресурсы, достигая более устойчивого и длительного положения на рынке, чем конкуренты; совокупность характеристик, ресурсов, ценностей, которыми владеет предприятие и которые обеспечивают ему преимущество над конкурентами.
На основании вышеизложенного, а также в результате изучения и анализа трудов отечественных и зарубежных авторов предлагается следующее определение конкурентного преимущества. Конкурентное преимущество организации – это элемент системы конкурентных отношений, определяющей возможность организации опередить конкурентов и достичь конкурентоспособности.
Существует значительное количество подходов к определению понятия «конкурентоспособность», но в ходе исследования выявлено, что большинство ученых трактуют категорию через такие общие признаки, как:
- наличие конкурентных преимуществ на рынке;
- возможность адаптироваться к изменениям внешней среды;
- возможность обеспечения расширенного воспроизводства хозяйственной деятельности;
- наличие эффективной стратегии развития;
- конкурентное положение производителя на рынке;
- способность эффективно хозяйничать и продуктивно использовать ресурсы;
- способность производить продукцию с минимальными затратами;
- качественно удовлетворять потребности потребителей.
Проанализировав подходы ученых-экономистов к трактовке базовых составляющих конкурентоспособности, имеем возможность заметить что, эта категория сочетает в себе набор и взаимодействие следующих признаков:
-эффективное хозяйствование и противостояние конкуренции со стороны других субъектов хозяйствования;
-наличие эффективной стратегии конкурентного развития;
-содержание и реализация конкурентных преимуществ;
-производство конкурентоспособной продукции;
-обеспечение расширенного воспроизводства деятельности и возможность адаптации к конъюнктурным изменениям[5].
Таблица 3- Трактовка категории "конкурентоспособность" по определяющими признаками
Автор |
Наличие конкурентных преимуществ на рынке |
Адаптация к изменениям в окружающей среде |
Обеспечение расширенного производства |
Эффективная стратегия развития |
Конкурентная позиция на рынке |
Эффективная деятельность и продуктивное использование ресурсов |
Производство продукции с минимальными затратами |
Качественное удовлетворение потребительских запросов |
М. Портер. В. Павлова |
+ |
+ |
+ |
|||||
А. Борисов, Ю. Пономарев |
+ |
+ |
+ |
|||||
Ю. Иванов |
+ |
+ |
||||||
И. Гуторова |
+ |
+ |
+ |
|||||
Т. Феоктистова, Ю. Иванова А. Градов |
+ |
+ |
||||||
Г. Азов, Г. Киперман, Р. Фатхутдинов |
+ |
+ |
+ |
+ |